Слайд 1Брюллов Карл Павлович
(1799-1852)
Слайд 2Выдающийся русский исторический живописец, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей; обладатель
почетных наград: больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех
Ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.) и «Последний день Помпеи» (1834 г.), oрдена Анны III степени; Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.
Он стремился подходить к искусству не интуитивно, а сознательно, анализируя его законы, его возможности, способы реализации в нем своих идей. И часто его творчество как живописца превращалось в лабораторию, в которой он осмысливал и формировал метод своего искусства.
Слайд 3Автопортрет 1813-16г
Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 года Родился Брюллов
в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика и живописца миниатюр в Петербурге .
Все четыре его сына проходят академическую выучку: Александр становится известным архитектором, Федор, рано умерший Иван и Карл — живописцами. С самых ранних лет мальчик знал, что должен заниматься рисованием, что ему предстоит готовиться в Академию и, в конце концов, стать художником. В 1822 году он окончил Петербургскую Академию художеств по классу исторической живописи и был отправлен в Италию в качестве пенсионера Общества поощрения художников, где прожил до 1835 года.
Слайд 4С 1809 по 1821 год занимался живописью в Академии художеств
в Петербурге, был учеником Андрея Ивановича Иванова. Блестящий студент, получил
золотую медаль по классу исторической живописи. К 1820 году относится его первая известная работа «Нарцисс».
Слайд 5Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского
В 1821 году
Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за картину: "Явление
Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского"
Слайд 6 В 1822 году Брюллов был откомандирован в Италию на
средства Общества поощрения художников. Он посетил Дрезден, Мюнхен; обосновался в
Риме,где пишет жанровые картины: «Итальянское утро» (1823) и «Итальянский полдень» (1827).
Слайд 7 «Итальянский полдень» (1827)
Слайд 8Учеба в Италии
Выехав в Италию жил и работал там в
1823-35. Впечатления "полуденного края", его природы и искусства помогли молодому
Брюллову претворить опыт академического классицизма, учебного копирования антиков в живые образы, полные чувственного обаяния. Уже для ранних картин художника характерны виртуозный рисунок и композиция, эмоциональный, теплый колорит ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей; "Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея). Он выступает и как мастер светского портрета, превращая натурный мотив в образец райски идиллической гармонии ("Всадница (Дж. и А. Паччини)", 1832, там же ).
В Риме им было написано несколько жизнерадостных, эффектных по живописи, с явным романтизмом по своему общему замыслу картин, хранящих твердую основу школы классицизма: простую композицию, блестящий рисунок, отчетливость построения объемной формы.
Слайд 9Вирсавия
Юлия Павловна Самойлова навсегда стала его Музой - один за
другим он писал её портреты (которых сохранилось - увы! -
немного); она была моделью для самых известных его картин, в частности, для "Вирсавии", сияющей всеми красками итальянского полудня.
Слайд 10Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
Слайд 11«Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком»
Слайд 12Всадница
Брюллов выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы
в миры сияющей, «райской» красоты.
Слайд 14В путешествии по Гpeции он создает подкупающие живым взволнованным чувством
работы «Утро в греческой деревне Мирака», «Развалины храма Зевса в
Олимпии», «Раненый грек» и другие.
После этого художник отправился в Турцию, но осенью 1835 г. по строгому предписанию царя был вынужден вернуться в Россию, чтобы занять должность профессора в Академии художеств.
На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик. Посетив по пути Грецию и Турцию, Брюллов создает целый ряд поэтических образов Восточного Средиземноморья
Слайд 15Деревня св. Рокка близ города Корфу
Слайд 17Храм Аполлона Эпикурейского в Фигалии
Слайд 23Прерванное свидание
1820г. АКВАРЕЛЬ
Слайд 25 Первые годы в Италии Брюллов не думает о создании
большой картины, обязательной для каждого пенсионера, и даже не ищет
для нее темы. Подобно всем совершенствовавшимся художникам, он рисует античную скульптуру, обнаженную модель, пишет пейзажные этюды, десятки портретов и эскизов, объединенных независимо от сюжета поисками “натуральности”, когда постоянное наблюдение над жизнью и тонкое ее знание позволяли сообщить убедительность и выразительность любой сцене. Он старается заимствовать и модель, и саму сцену, и ее живописную характеристику непосредственно из натуры.
Но вскоре Брюллов начинает работу над картиной "Последний день Помпеи" (1827—33), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. Замысел «Последнего дня…» связан с возникшей тогда модой на археологию и с актуальностью: в 1828 году произошло мини-извержение Везувия. Брюллов был в Помпеях и сделал на месте ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур..
Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф». В конце 20-х годов XIX века художественная Европа была увлечена открытием Помпеи, маленького римского городка, ставшего в 79 году н. э. жертвой извержения Везувия. Почти мгновенная гибель этого города под потоками раскаленной лавы сохранила в неприкосновенности обстановку городской жизни — улицы, здания, вещи, даже людей — так, как их застигла катастрофа.
..
Слайд 27Карл Брюллов
Последний день Помпеи. 1830 – 1833. Фрагмент.
Слайд 28Карл Брюллов
Последний день Помпеи. 1830 – 1833. Эскиз.
Слайд 29"Последний день Помпеи" производит фурор — как на родине мастера,
так и за рубежом. В Италии и Франции картину приветствуют
как первый триумф русской художественной школы. Н. В. Гоголь посвящает ей одноименную восторженную статью (1834), назвав ее "полным, всемирным созданием", где "все отразилось", — отразилось в образе "сильных кризисов, чувствуемых целой массой".
Картина «Последний день Помпеи» (1827-1833 гг.) стала пиком творческих достижений, единым всплеском яркого таланта и виртуозного мастерства художника. Толпы зрителей в Риме, Милане, Париже (золотая медаль 1834 г.) и Петербурге были заворожены грандиозностью замысла и исполнения. Полотно была подарено заказчиком Анатолем Демидовым царю Николаю I.
Слайд 30Портрет императрицы Александры Федоровны
Слайд 31Карл Брюллов был очень популярным портретистом своего времени. У него
есть портреты, где человек представлен во весь рост, с изображением
многочисленных аксессуаров, и портреты более простые по замыслу, погрудные, поколенные. Он оставил после себя также множество превосходных портретов, исполненных карандашом и акварелью.
Портрет М. А. Бек
Слайд 32Эмилия Тимм.
Акварельный портрет К.Брюллова 1828 г . Брак Брюллова
с ней продлился месяц
Слайд 33«Портрет княгини Елизаветы Павловны Салтыковой»
Слайд 34Графиня Юлия Павловна Самойлова (1803-1875) 1825г
Он пишет с неё свои
шедевры: вот она покидает светский вечер на картине «Портрет Юлии
Самойловой, удаляющейся с бала», вот она распростёрта на земле в «Последнем дне Помпеи», да и на многих других работах мастера можно увидеть её черты. «Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам», – признается Юлия позже. Это было именно так – с первой минуты первой встречи. Они были равны по темпераменту - и этот сумасшедший огонь, эта экспрессия страсти мощными потоками света выливались в картинах Карла, в его многочисленных портретах Юлии.
Слайд 35Ю. П. Самойловой с воспитанницей (1839)
Слайд 37Портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой с дочерью
Слайд 39Портрет А. Н. Демидова (1831-1832)
Слайд 40Автопортрет. 1830-1833
Автопортрет.Около1830
Слайд 42Портрет А.П.Брюллова, архитектора и художника
(портрет брата К.П.Брюллова)
Слайд 43Портрет Е.И.Тон, жены художника К.А.Тона
Слайд 44Портрет Зинаиды Волконской (карандаш)
Слайд 45Портрет Юлии Самойловой
Детский портрет
Слайд 46Портрет князя Г. Г. Гагарина (1829)
Портрет Джованины Пачини (1831)
Слайд 47Портрет Натальи Гончаровой,жены А.С.Пушкина
(акварель)
Слайд 48Портрет молодой женщины с книгой
(акварель)
Портрет М.О.Смирновой
(акварель)
Слайд 49Часто в портретах Брюллова пейзаж играет роль фона. Он светлый,
прозрачный, словно затянут дымкой.
Портрет княгини Е. П. Салтыковой (1833—1835)
Слайд 50Портрет Нестора Кукольника (1836)
Слайд 51Портрет В. А. Жуковского (1837—38)
Слайд 53Портрет автора и баронессы Е. Н. Меллер- Закомельской с девочкой,
в лодке. 1833-1835
Слайд 54Портрет баснописца Ивана Андреевича Крылова
Слайд 57Софья Андреевна Бобринская (1829-1912),ур. Шувалова. Жена графа Шувалова 1849г.
Слайд 58Последние работы Карла Павловича Брюллова - портреты, композиции на политические
и драматические современные темы, пронзительно правдивые сепии цикла "Лаццарони на
берегу моря", а также произошедшие изменения в самой манере живописи с полной очевидностью свидетельствуют о том, что художник вступил в новую фазу творчества, что он поднялся на новую ступень познания и мастерства.
Слайд 62Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году
Слайд 66Брюллов скончался в 1852 году в возрасте 52 лет. Графиня
Самойлова пережила его почти на четверть века. Она умерла на
73-м году жизни в 1875 году. После смерти Брюллова она дважды побывала замужем, и оба раза неудачно. Мужья умудрились промотать её огромное состояние, и на старости лет из ценных вещей у Юлии Павловны остались лишь картины Брюллова — их она не продала даже в самые тяжёлые годы.
Говоря об общих методических установках Брюллова, можно сказать, что он явился одним из первых художников, положивших в основу всего изобразительного искусства изучение натуры.
Замечательный художник всегда учитывал воздействие на зрителя художественных средств, которыми он располагал. Он считал необходимым, чтобы картина в своем сюжете, в композиции, а также в живописном решении давала полное выражение того назначения, которое имела.
Из некоего пересказчика идей живописец превращался в человека, создающего произведение искусства, близкое людям не только по своим идейным и общественным устремлениям, но и по форме претворения последних.