Слайд 2Будди́зм - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи).
Древнейшая
из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от
почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”.
Слайд 3Буддизм является самой древней из мировых религий , его возраст примерно
2,5 тысяч лет. На данный момент насчитывается 700 миллионов последователей,
и по числу последователей эта религия занимает третье место после Ислама и Христианства!
Буддизм возник примерно в VI веке до Н. Э.. История Буддизма начинается в Индии.
Слайд 4Буддизм как реакция на брахманистскую религию провозгласил равенство всех вне
зависимости от касты, сословия и предложил универсальный путь к «спасению».
Своей социальной пассивностью, отрешенностью от конкретно-исторической ситуации буддизм оказался приемлемым для господствующих в обществе сил.
Слайд 5Основное число последователей буддизма живет в странах Южной, Юго-Восточной и
Восточной Азии: Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае, Корее, Монголии, Непале,
Таиланде, Тибете, Шри-Ланке, Японии. В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России.
Слайд 6 Буддизм как религия парадоксален. Это не теистическая религия, т.е. в
ней нет признания существования богов, которые почитаются в др. религиях.
Буддизм отрицает и существование души человека как особой сущности бессмертной и бестелесной.
Слайд 7Гаута́ма Бу́дда— (624-544 до.н.э.)духовный учитель, легендарный основатель буддизма, жил в
северо-восточной части Индийского субконтинента, создатель учения «Четырёх Благородных Истин».
Сиддхартха Гаутама
является ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователям после его смерти и легли в основу буддийского канона — «Трипитаки», сформировавшегося в I веке до н. э..
Слайд 8" Типитака " (пали "ти", "тpи" + "питака", "коpзины"), или Палийский канон
– это сбоpник дpевнейших текстов на языке пали, обpазующих основу
учения буддизма Тхеpавады. Вместе с дpевними комментаpиями они составляют полный коpпус классических текстов Тхеpавады.
Типитака состоит из тpех частей:
Виная-питака
Сбоpник текстов, касающихся пpавил поведения в повседневной жизни Сангхи - общины бхиккху (получивших посвящение монахов) и бхиккхуни (получивших посвящение монахинь).
Стандартное издание тайского палийского канона
Слайд 9Абхидхамма питака
Сбоpник текстов, в котоpых основополагающие пpинципы учения, пpедставленные в
Сутта питаке, пеpеpаботаны и оpганизованы в систему, котоpую можно пpименять
для исследования пpиpоды ума и матеpии.
Сутта питака
Сбоpник сутp, пpиписываемых Будде и нескольким его ближайшим ученикам, содеpжащий все основные учения буддизма Тхеpавады.
Высеченная на мраморе Типитака в Куто-до Пайя
Слайд 10Значение божества
в буддизме
Нет надобности в боге как творце, спасителе,
как в безусловно верховном существе. Нет дуализма божественного и небожественного,
бога и творения, бога и мира.
Бог как высшее существо имманентен (внутренне присущ) достигшему освобождения человеку, что означает тождественность человека богу.
Слайд 11Разновидности буддизма являются Махаяна, Хинаяна, или Тхеравада и Варджаяна. Данные
виды буддистского учения появлялись постепенно, под влиянием времени и других
особенностей.
Махаяна — «большая колесница» — крупнейшее, наряду с хинаяной, направление буддизма . Идеал святого в Махаяне — бодхисаттва.
.
Хинаяна (санскр., малая колесница или узкий путь) – Хинаяна позволяла достичь нирваны через полное смирение, щедрость и помощь другим, человек не должен был заниматься насилием, принуждать кого-то к чему-либо или применять силу.
Бодхисатва.
Слайд 12Все данные разновидности буддизма очень похожи друг на друга основным
смыслом и понятиями, поставленная в них цель также является одной
и той же – достижение нирваны, однако разнятся пути прихода к цели.
Ваджраяна (Алмазная Колесница) – тантрическое направление буддизма , образовавшееся внутри махаяны в V веке нашей эры.
чань-буддизм - искусство остановиться
Слайд 13Буддийские культовые постройки подразделяются на три основных типа: ступа, храм-молельня
(городской или загородный) и монастырь.
Знаменитая ступа Будднатх
Слайд 14храм-молельня в С.Петербурге.
Буддийский монастырь в Куньмине
Слайд 15Символ буддизма — Дхармачакра или колесо закона. Центр колеса — ступица, символизирует
светящуюся точку сознания, излучающую душевный свет. В ее проекции легко
угадывается символ инь-ян — единство женского и мужского начала, восемь спиц — символизируют суть буддийского учения, заключающуюся в следовании восьми «благородным принципам»:
правильная вера,
правильные ценности,
правильная речь,
правильное поведение,
правильное достижение средств к жизни,
правильные стремления,
правильная оценка своих действий и восприятие мира органами чувств,
правильная медитация (концентрация внимания на внутреннем состоянии сознания).
Слайд 16Важнейшим положением вероучения буддизма является идея тождества между бытием и
страданием. Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении
душ, т. е. веру в то, что после смерти любое живое существо снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т. д.). Однако буддизм внес в учение брахманизма существенные изменения,Если брахманы утверждали, что путем различных для каждого сословия ("варны") обрядов, жертв и заклинаний можно достичь "хороших перерождений", т. е. стать раджей, брахманом, богатым купцом, царем и т. д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны, т. е. небытия.