Слайд 1Урок русского языка
в 5 классе
Буквы И –
Ы после Ц
Слайд 3Разминка. Упражнение на восстановление текста
Устраните ненужные повторы: замените существительные
местоимениями. Объедините простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы:
когда, где, и, так, что.
В скобках указано, сколько предложений должно получиться. Всего – 3 предложения
И вот настал счастливый момент. Железный Дровосек стоял перед Элли (1). Он был совсем как новенький. Если не считать нескольких заплаток. Заплатки были наложены там. Железо насквозь пробилось о скалы (1). Мигуны отшлифовали Железного Дровосека. Дровосек блестел. На Дровосека больно было глядеть (1).
Слайд 4Текст-оригинал
И вот настал счастливый момент, когда Железный Дровосек стоял перед
Элли. Он был совсем как новенький, если не считать несколько
заплаток, наложенных там, где железо пробилось о скалы. Мигуны ошлифовали его, и он так блестел, что на него больно было смотреть.
Слайд 5Повторение – мать учения.
Поднимите
зелёную карточку, если в слове пишется
А, жёлтую – если в слове пишется О,
красную –
если в слове пишется Ё
Ч_рный,
ё
р_сти,
р_сток,
о
ш_рох,
о
а
изл_гать,
а
ш_лк,
ё
ш_в,
о
предл_жение
о
прич_ска,
ё
Слайд 6Отгадайте звук по «паспорту»:
согласный глухой непарный, твердый непарный
[ц]
Слайд 7Определите, какое сочетание звуков повторяется в стихотворении
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он
знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ци, где цы.
Цимбалы - музыкальный инструмент, по струнам бьют крючками. Род малых гуслей.
Цилиндр-1. тело, ограниченное с концов двумя кругами, а с боков- гнутого по кругам плоскостью. 2.головной убор джентльмена
Слайд 8Происшествие в стране Орфографии
Ц
и
ы
Слайд 9Исторические (этимологические) сведения о букве Ц
Буква Ц - необычная буква.
В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие
Ж, Ш. Со временем (XIVв.) звук Ц стал твердым. Буква И после Ц мягкости не обозначает. Хотя до сих пор в некоторых говорах, например на Украине, мягкость произношения сохранилась. Разнообразие написаний слов с Ц объясняется историческими причинами.
Слайд 10Самостоятельная работа в группах
Познакомьтесь с правилом в учебнике на странице
182 и выполните задания:
Первая группа: составьте кластер «Буквы И-Ы после
Ц»
Вторая и третья группы: заполните предложенную таблицу
Слайд 12Поможет запомнить правило правописания Цы-Ци стишок
В существительных на -ция
Мы всегда напишем -ия.
И под корнем, посмотри,
Тоже пишем
букву и.
А в концовке -цын, -цый, -цы
Пишем только букву ы.
Слайд 13Слова - исключения
Цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка: «Цыц!»
Слайд 14Алгоритм написания букв И-Ы после Ц
Слайд 15Рефлексия
Применяя алгоритм, устно выполните упражнение 446 :
ц…нга, куц…й, овц…
, синиц…н, у гостиниц…, ц…новка*(значение слова под «звездочкой» найдите в
школьном толковом словаре), белолиц…й, панц…рь.
Слайд 16Игра «Шпион»
Выпишите из каждого ряда лишнее слово :
1. с улицы,
белгородцы, сестрицын, цыкнуть.
2. циркуль, секция, белолицый, дикция.
3. цыган, цыпленок, цыкнуть,
цитата.
Слайд 17Отгадайте загадку:
Первая группа: Твердый покров некоторых животных.
Вторая группа:
Он циркач
такой лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился
- и ни шагу!
Третья группа:
Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
Слайд 18Выполните задание
Первая группа: С помощью суффикса -ын- образуйте от данных
существительных прилагательные:
синица, волчица, кормилица, тигрица
Вторая группа: Перестройте предложения
так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и:
Укрепления построены бойцами. Синицами были съедены все хлебные крошки. Матч выигран нижегородцами
Третья группа: Распределите слова по двум столбикам: с -цы- и -ци-
Ц…нк, ц…тата, ц…пленок, белолиц…й, ц…ркуль, овц…, милиц…я, пунктуац…я
Слайд 19Итоги урока
Что узнали нового?
Чему научились?
Я оцениваю свою работу
на уроке как …
Я недоволен уроком, потому что …
Слайд 20Домашнее задание
Напишите небольшой текст, используя слова на изученные орфограммы (в
т. ч. слова-исключения)
Слайд 21Автор разработки:
Учитель русского языка и литературы МОУ Берёзовской СОШ
Богородского
района
Нижегородской области
Ботова Наталья Евгеньевна