Слайд 1
Подготовлен:
Белик В.А. – учитель физической культуры МОУ СОШ №21
г. Твери;
Толдонов А.А. - учитель физической культуры МБОУ СОШ
№3 г.Торжка Тверской обл.
Научно-методический материал:
«Быстрота, как основа покорения информационного пространства.»
Слайд 21. Человек в современном информационном поле
Тема школьного образования сегодня актуальна
в России как никогда. Возрождающейся стране остро необходимы грамотные специалисты
во всех областях науки, промышленности, политике, сельском хозяйстве и других различных видах деятельности. Между тем, споры о том хорошо и плохо преподают в школах, приемлема ли для нас система ЕГЭ, взятая на вооружение несколько лет назад, как увлечь чтением современную молодежь, не утихают с тех пор, как началась образовательная реформа.
Слайд 31. Человек в современном информационном поле
К сожалению негативные тенденции современного
школьного образования (увеличение общего объёма учебной нагрузки, её чрезмерное разнообразие,
снижение возрастных границ интенсивного образования и т.д.) в значительной степени уменьшают эффективность здоровьеформирующих технологий образовательной системы, так как выходят за рамки возрастных гигиенических рекомендаций или предболезненных состояний.
Слайд 42. Тенденции к совершенствованию современного образования.
Слайд 52. Тенденции к совершенствованию современного образования.
И начался процесс бесконечных реформ,
в суете которых и проходили незаметные стратегические инициативы, направленные на
последовательное разрушение единого образовательного пространства существовавшего в СССР и дававшего возможность с каждым годом обучения повышать словарный запас от1 до 11 класса и особенно в начальной школе (до 10000 слов в 4 классе). Ростки разрушения единого образовательного пространства закладывались ещё с 90-х годов прошлого века, когда были разработаны, а в 2007 году и закреплены федеральные стандарты образования.
Слайд 62. Тенденции к совершенствованию современного образования.
Они сумели главное –
заменили понятия «образование» и «воспитание» понятием «компетенция». Тогда же было
разрушено общее образовательное пространство, каждая школа получила право учить по любому из тысяч учебников чему-нибудь и как-нибудь. Переломным годом стал 2010-й, когда по закону № 83 – ФЗ началась коммерциализация бюджетных заведений, а по закону №210 – ФЗ образование и здравоохранение из государственно обязанности стали формой услуг. А если это услуга, то её можно передать частному бизнесу и таким образом ликвидировать государственную систему бесплатного образования в стране.
Слайд 73. Характеристика физиологических возможностей выпускников начальной школы.
Слайд 83. Характеристика физиологических возможностей выпускников начальной школы.
Исходя из
того, что воспитание личности, готовой к активной творческой самореализации в
пространстве общечеловеческой культуры – главная цель школьного образования и начинается он в начальной школе. В возрасте 7 – 12 лет продолжается совершенствование естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), физических и речевых качеств ( быстрота, ловкость, гибкость, чёткое и правильное произношение букв и отдельных слов, а также быстроты чтения заданного текста), заканчивается развитие и созревание периферических отделов нервной системы, ускоряются темпы развития скелетной мускулатуры и таким образом закладываются основы для продолжения дальнейшего совершенствования микроструктуры организма в старшем школьном возрасте.
Слайд 93. Характеристика физиологических возможностей выпускников начальной школы.
В этот
период также создаётся основа для овладения сложными навыками и прежде
всего связанных с быстрым и точным их исполнением, что крайне необходимо будет в последующие годы жизни. Структура мозга у 2-8-летнего ребёнка почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается диференцировочная способность зрительного анализатора, а лабильность нервно-мышечной системы достигает уровня взрослого человека.
Слайд 104. Динамика показателей быстроты чтения на различных этапах реформ образования.
И
в соответствии с вышеизложенным, а также учётом ежегодных всяческих реформ
в системе образования и нарастающем объёме различной информации (учебной, телевизионной, компьютерной, телефонной, общественно-социальной и др.) естественно возникает вопрос о готовности учеников начальной школы физически воспринимать эту информацию и первую очередь через чтение этой поступающей информации.
В проводимом нами исследовании принимали участие школьники 4 классов (1999-2001 г.р.) в апреле 2010-2011 учебного года и учащиеся так же 4 классов 2014-2015 учебного года (2003-2004 г.р.). Основным документом являлись протоколы техники чтения выпускаемых классов, дающих возможность определить быстроту чтения каждым учеником на различных этапах реформации системы образования в стране.
Слайд 114. Динамика показателей быстроты чтения на различных этапах реформ образования.
Слайд 124. Динамика показателей быстроты чтения на различных этапах реформ образования.
Полученные
результаты определили количество учащихся в каждой из 5 условных группах
по количеству прочитанных слов за 1 минуту: 1 группа – 150 и более слов, 2 группа - 149-120 слов, 3 группа – 119-90 слов, 4 группа – 89-80 слов, 5 группа - 79 и меньше слов. В каждой группе определялось не только количество учеников, но и в % к общему количеству участников исследования. В протоколах обработаны результаты более 1200 учеников Тверской области.
По итогам обработки полученных результатов выпускники 4-х классов 2010-2011 учебного года установлено, что только 2% учащихся прочитали 150 и более слов в минуту, а 5,9% учеников читают меньше 80 слов в минуту. При этом значительная часть испытуемых – 48,7%, читают не более 90-119 слов, а 22,1% - 80-89 слов, что в целом составляет 71,1% читающих медленно.
Слайд 134. Динамика показателей быстроты чтения на различных этапах реформ образования.
Результаты
второго этапа исследования показали, что выпускники 4-х классов 2014-2015 учебного
года имеют более высокие показатели в быстроте чтения. Выявлено, что 5,8% учащихся способны прочитать 150 и более слов в минуту, а показатели 31,5% учеников были в пределах 120-149 прочитанных слов, что на 10,2 % больше, чем это было у выпускников начальной школы в 2010-2011 учебном году. При этом наблюдается существенное увеличение (14,3%) количества учащихся читающих от 120 до более 150 слов (37,4%). Наблюдается также уменьшение на 16,6 % числа медленных чтецов, при сохранении (8,1%) недостаточно владеющих техникой чтения (менее 79 слов).
Слайд 145. Заключение
Сопоставляя результаты полученных данных 1-го (2010-2011уч.г.) и 2-го (2014-2015
уч.г.) этапов в целом не выявлено существенного увеличения числа быстрочитающих
учеников, что подтверждается примерно одинаковым (в %) количеством читающих от 90 до более 150 слов в минуту (72,3% и 72,0%), а также существенно не изменилось количество читающих менее 90 слов (27,7% и 27,8%).
Подводя итоги полученным результатам можно предполагать, что появление в классах проекторов и экранов к ним, компьютеров и других вспомогательных средств обучения, а также различных рекомендаций руководящих органов не способствует существенному повышению качества обучения в начальной школе. В то же время можно уверенно предполагать, что потенциальные возможности организма младших школьников использованы не полностью, а удачные педагогические методики смогут воспитать потребность читать быстро и много.