Слайд 1Cоздание системы образования и разработка ее теоретических основ в CCCP
(1917-1945)
Слайд 2 Февральская революция 1917 года в России дала толчок развитию общественно-педагогического
движения в России. Был создан «Всероссийский союз учителей и деятелей
народного образования» (ВУС), целью которого была борьба за политические свободы и демократизацию народного образования.
Слайд 3В 1917 году свершились революционные преобразования в педагогике, и в
школьной системе в целом. Изменялись цели и содержание воспитания, определяемые
партийно-государственными органами.
Новое советское государство в 1917 – 1918 годах издает документы, в которых излагаются цели, задачи и программа школьного образования.
Слайд 4На основании этих документов:
- упразднялись все имевшиеся к тому времени
типы учебно-воспитательных заведений;
- школа отделялась от церкви, в школе запрещалось
преподавать религию, воспитание и школа стали носить светский характер;
- отменялись сословные, религиозные, национальные и другие ограничения в получении образования и провозглашалось право всех граждан на образование;
- предоставлялось право всем народам России создавать национальные школы на родном языке;
- вводилось совместное обучение мальчиков и девочек;
- создавалось государственная система дошкольного образования;
- общее руководство школьным делом переходило в ведение Государственной комиссии по просвещению, она была обязана созывать Всероссийские съезды по просвещению.
Слайд 5Основными задачами культурной революции было:
- ликвидация безграмотности,
- осуществление всеобщего обязательного
образования,
- перевоспитание трудовых масс в духе коммунистических идей;
- подготовка новой
советской интеллигенции,
- формирование новой социалистической культуры и приобщение к ней широких народных масс.
Слайд 611 марта 1918 года Совнарком объявил забастовку незаконной и распустил
ВУС. Непосредственное руководство просвещением передавалось Народному комиссариату по просвещению. Во главе
школьного дела были поставлены Н.К. Крупская (1869 – 1939) и А.В. Луначарский (1875 – 1933).
Слайд 7Главным идеологом новой школы и Наркомпроса
была Н.К. Крупская.
Деятельность школы
советское правительство
решило строить на следующих принципах:
- совместное обучение,
- бесплатность образования,
-
гуманное отношении к ребенку,
- детское самоуправление как средство демократизации учебно-воспитательного процесса;
- связь школы с жизнью, с трудом, природой и обществом,
- забота о физическом развитии и здоровье детей,
- воспитание учащихся в духе коллективизма и интернационализма,
- воспитание в духе коммунистической морали.
Слайд 8 В первые годы советской власти были организованы следующие типы
обучения и воспитания:
- детские сады-ясли,
- рабочие факультеты (рабфаки) давали среднее
образование для молодежи,
- фабрично-заводские семилетки (ФЗС) в городах, создавались при предприятиях и давали общее и политехническое образование.
- школы крестьянской молодежи (ШКМ) в сельской местности, где ставилась задача соединения общего образования (в объеме семилетки) с изучением сельск. хозяйства.
- школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) (на базе начальной школы) готовили квалифицированных рабочих,
- детские дома для беспризорных,
- профессиональные техникумы,
- ВУЗы, государст. высш. учебн. заведения для молодежи (бесплатные и доступные для всех)
Слайд 9 Школьная система 1920-х годов выглядела следующим образом:
1) детские сады
и площадки (6-8, 3-7),
2) девятилетняя школа с II ступенями (5
+ 4),
3) семилетняя основная школа, первой ступенью которой являлась начальная школа. Разновидностью семилетки: ШКМ, ФЗС, ФЗУ,
4) средние профессиональные учебные заведения,
5) ВУЗы.
Слайд 10научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУС), созданной в 1921 году под
руководством Н.К. Крупской.
С1923 года в школьную практику вводятся комплексные программы ГУСа.
Слайд 11В 20-е годы классно-урочная система пришла в упадок.
в 1904-1920 годах
Э. Паркхерст проводила опыты по созданию новой системы обучения. Суть
ее заключалась в том, что учащиеся разбивались на бригады (по 3-5 человек) для выполнения определенной учебной программы. Порядок, темп выполнения заданий являлся личным делом учащихся.
Слайд 1229 октября 1918 года была создан ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический
союз молодежи), а в 1922 году была создана Всесоюзная пионерская
организация.
Слайд 13В 1930-е годы в СССР была проведена радикальная реорганизация системы
школ.
Согласно постановлениям правительства в стране были установлены следующие типы школ:
-
начальная школа (1-4 кл.),
- неполная средняя школа (5-7 кл.),
- полная средняя школа (8-10 кл.).
В 1994-1945 учебном году введено обучение детей с 7 лет (а не с 8 лет как прежде).