Слайд 1Часть 3 ЭР С2.2 Вариант 1
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы
понимаете смысл финала текста: «До боли клешнит сердце: я вижу
мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся......»
Приведите в сочинении два аргумента из
прочитанного текста, подтверждающие ваши
рассуждения. Приводя примеры, указывайте
номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Слайд 2(1)Это чувство я испытываю постоянно уже многие годы, но с
особой силой - 9 мая и 15 сентября. (2)Впрочем, не
только в эти дни оно подчас овладевает мною…
(3)Как-то вечером вскоре после войны в шумном, ярко освещённом «Гастрономе» я встретился с матерью Лёньки Зайцева. (4) Стоя в очереди, она задумчиво глядела в мою сторону, и не поздороваться с ней я просто не мог. (5)Тогда она присмотрелась и, узнав меня, выронила от неожиданности сумку и вдруг разрыдалась: Лёнька, как я слышал, погиб в первом же бою.
(6)Я стоял, не в силах двинуться или вымолвить хоть слово. (7) Никто ничего не понимал, а она в ответ на расспросы лишь выкрикивала: «(8)Оставьте меня в покое!..» (9)В тот вечер я ходил словно пришибленный. (10)Хотя я пробыл на передовой около трёх лет, я ощущал себя чем-то виноватым и бесконечно должным и этой старой женщине, и всем, кто погиб, - знакомым и незнакомым...
(11)А 15 сентября - день рождения Петьки Юдина. (12)Каждый год в этот вечер его родители собирают уцелевших друзей его детства. (13)Приходят взрослые сорокалетние люди, но пьют не вино, а чай с конфетами, песочным тортом и яблочным пирогом - с тем, что больше всего любил Петька.
(14)Всё делается так, как было до войны, когда в этой комнате шумел и смеялся лобастый жизнерадостный мальчишка, убитый где-то под Ростовом и даже не похороненный в сумятице отступления. (15) Во главе стола ставится Петькин стул, его чашка с душистым чаем и тарелка, на неё мать старательно накладывает орехи в сахаре, самый большой кусок торта и горбушку яблочного пирога. (16)Будто Петька может отведать хоть кусочек и закричать, как бывало, во всё горло: «(17)Вкуснота-то какая, братцы! (18)Навались!..»
(19)И перед Петькиными стариками я чувствую себя в долгу. (20) Ощущение какой-то неловкости и виноватости, что вот я вернулся, а Петька погиб, весь вечер не оставляет меня. (21)В задумчивости я не слышу, о чём говорят... (22)До боли клешнит сердце: я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся...
(По В. Богомолову)
Слайд 3Этапы работы над сочинением:
Анализ фрагмента текста:
определить и понять предмет анализа;
сформулировать тезис;
дать пояснения к тезису.
Интерпретация фрагмента текста:
объяснить смысл фрагмента текста
обосновать
(подтвердить) высказанное суждение о смысле фрагмента текста аргументами.
Слайд 4
Анализ фрагмента текста:
определить и понять предмет анализа
Финал произведения очень
часто указывает (прямо или
косвенно) на главную мысль текста (идею).
А главная
мысль текста (идея) небольшого по объему
произведения всегда связана с главным героем и
главным событием и выражает отношение героя
(-ев) к этому событию. Отношение – это чувства,
переживания, размышления, впечатления,
вызванные описанным событием.
Слайд 5Вариант 1
Главный герой – один из тех участников войны,
кто
вернулся с фронта живым.
Главное событие - встреча с
героя с родителями
друзей детства, которые погибли на войне.
Отношение – чувства, переживания, вызванные
этой встречей.
Таким образом, предмет анализа: чувства,
переживания героя, вызванные встречей с
родителями погибших друзей.
Слайд 6Анализ фрагмента текста:
сформулировать тезис
В финале текста описываются чувства героя, вызванные
его встречей с
родителями погибших друзей.
Варианты построения предложений:
В финале выражены
душевные переживания героя, вызванные…
Последние предложения текста рассказывают о чувствах героя, вызванных…
В финале говорится о душевных переживаниях героя, которые он испытал при встрече с родителями погибших друзей.
Совет: не использовать построение 1-ой фразы сочинения по
модели «Я думаю, что смысл последней фразы текста
состоит …».
В этом случае фраза получится громоздкой, что усложнит ее
восприятие проверяющим.
Слайд 7Анализ фрагмента текста:
дать пояснения к тезису
Пояснения к тезису –
ответы на вопросы:
Какие чувства испытывает герой?
Почему он испытывает такие чувства?
Как
поступает герой?
Герой испытывает чувство вины не только перед родителями своих
друзей из детства, но и перед всей Россией, «где в каждой второй или
третьей семье кто-нибудь не вернулся...». Ему кажется, что он в долгу
перед погибшими и их родными, несмотря на то, что сам воевал. И
сердце его, как клешнями, сжимает боль.
Совет: использовать формулировки заданий и правильные ответы
тестовых заданий А1-А7, пересказав их своими словами.
Слайд 8Интерпретация фрагмента текста:
объяснить смысл фрагмента текста
Обязательная часть предложения – вводная
конструкция: «по моему мнению»,
«мне кажется»,
«с моей точки зрения»,
«я думаю, что…»
Мне кажется, что герой мучается тем, как много его
соотечественников погибло на войне и среди них – близкие
и дорогие ему ровесники, друзья детства.
(Я думаю, что в конце текста говорится о сложных
переживаниях героя: он мучается тем, как много его
соотечественников…)
Слайд 9Интерпретация фрагмента текста:
обосновать (подтвердить) высказанное суждение аргументами
Примеры-аргументы:
После встречи
с матерью Лёньки Зайцева он «ходил
словно пришибленный».
На дне
рождения Петьки Юдина герой сидит в
задумчивости и не слышит, о чем говорят вокруг.
Совет: использовать цитирование из основного текста
Слайд 10Вариант сочинения
В финале текста описываются чувства героя, вызванные его
встречей
с родителями погибших друзей.
Герой испытывает чувство вины не только
перед родителями
своих друзей из детства, но и перед всей Россией, «где в каждой
второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся...». Ему кажется, что
он в долгу перед погибшими и их родными, несмотря на то, что
сам воевал. И сердце его, как клешнями, сжимает боль.
Мне кажется, что герой мучается тем, как много его
соотечественников погибло на войне. И среди них – близкие
и дорогие ему ровесники, друзья детства. После встречи с матерью
Лёньки Зайцева он «ходил словно пришибленный». На дне рождения
Петьки Юдина герой в задумчивости не слышит, о чем говорят вокруг.
Эти чувства герой испытывает многие годы.