Слайд 1 Человеческая телесность: исторический контекст и актуальные проблемы
Слайд 2Лекция 1
Базовые понятия социокультурного исследования телесности:
тело, телесность, образ тела, физическая
(соматическая) культура
Слайд 3Понятие может выражаться в слове или в словосочетании. Введение понятия
в процесс научного исследования осуществляется с помощью определений (дефиниций). В
самом общем смысле определение - это логическая операция, в ходе которой уточняется объем или содержание понятия.
Слайд 4В научной литературе по интересующим нас проблемам утвердились такие понятия
как «тело», «телесность», «образ тела», «физическая (соматическая) культура».
Слайд 5Тело - это биофизическая реальность, связанная с землей, природой, естественной
жизнью и подчиняющаяся ее законам. Как любая биофизическая реальность, тело
человека представляет собой материальное образование, обладающее качеством протяженности, имеющее форму, вес, размер, которое формируется, развивается и умирает в процессе жизни.
Слайд 6Понятия тело (душа) человека есть в буквальном смысле абстракции, за
которыми ничего реального нет. Конечно, можно говорить о человеческом теле
в физико-геометрических или физиологических терминах, но все же без духовного субстрата не получается говорить о специфике человеческого тела, о Теле Человека.
Слайд 7Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия
«Стыдясь своих природных влечений и
функций собственного организма, человек тем самым показывает, что он не
есть только это природное материальное существо, а еще нечто другое и высшее. То, что стыдится, в самом психическом акте стыда отделяет себя от того, чего стыдится; но материальная природа не может быть другою или внешнею для самой себя, - следовательно, если я стыжусь своей материальной природы, то этим самым на деле показываю, что я не то же самое, что она»
(Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия).
Слайд 8«…величайшая из всех глупостей - это жертвовать своим здоровьем для
чего бы ни приносилась такая жертва: для стяжания, преуспеяния, учености,
славы, не говоря уже про сластолюбие и эфемерные наслаждения; скорее, наоборот, следует всем жертвовать ради здоровья».
величайшая из всех глупостей - это жертвовать своим здоровьем для чего бы ни приносилась такая жертва: для стяжания, преуспеяния, учености, славы, не говоря уже про сластолюбие и эфемерные наслаждения; скорее, наоборот, следует всем жертвовать ради здоровья». Шопенгауэр А. «Афоризмы и максимы: Сочинения.- М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 2001. - С.475-476.
Слайд 9Таким образом, человеческое тело существует не в обособленном состоянии, а
во взаимопроникающем единении с душой и духом. Человек не исчерпывается
телом. Оно представляет собой лишь «подножие» его существа и его земного существования. Но, как всякое подножие, оно является условием существования вершины. То есть самим фактом своего бытия оно обеспечивает возможность восхождения в духовную высь.
Слайд 10 «Неорганическое тело» человека – это предметный мир, созданный человеком
и служащий своеобразным продолжением и дополнением его органического тела.
Слайд 11Понятием телесность обозначается тело с присущей ему двигательной активностью, экспрессивными
формами проявления, находящееся в социокультурном пространстве и взаимодействующее с ним,
детерминированное в своих соматических и двигательных характеристиках как природными закономерностями, так и особенностями этого (социокультурного) пространства.
Слайд 12И.М. Быховская: «включение человека телесного в социокультурное пространство влечет за
собой существенные последствия для его телесности, превращающейся из биологического феномена
в явление социокультурное, приобретающей - в дополнение к своим природным атрибутам - свойства и "окраску" социального, культурного толка».
Слайд 13Гегель: свою собственную природную форму человек «не оставляет такой, какой
он ее находит, а намеренно изменяет. В этом причина всех
украшений и уборов, всех мод, какими бы варварскими и безвкусными они ни были... как, например, крошечные ножки китаянок или прокалывание ушей и губ»
Слайд 14Если тело человека является вещественной субстанцией, телесность – вещественно-духовной, то
образ тела выступает как представление человека о своем теле, передаваемое
посредством понятий и категорий. Образ тела есть интегрированное психологическое образование, складывающееся из представлений человека, как о теле, так и о телесности.
Слайд 15Каждому человеку свойственно свое собственное восприятие телесности и отношение к
телу, которое он воспроизводит в своей повседневной жизненной практике, выбирая
тот или иной вектор телесного поведения, проявляющийся в гигиене, питании, отношению к моде, спорту, вредным привычкам и пр.
Слайд 16Под физической (соматической) культурой понимается совокупность социальных условий и институтов,
воспроизводящих в обществе свойственные ему нормативы тела, телесности, образа тела.
Слайд 17Физическая культура включает:
разнообразные социальные средства и знания
соответствующие социальные
институты
систему ценностей
совокупность норм и образцов поведения
Слайд 18Литература:
Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев, «Next», 1994.
Бибихин В.В.
«Язык философии». М.: Языки славянской культуры, 2002.
Богданова М.А., Абросимова Л.С.
Концепт человеческой телесности: междисциплинарный синтез. Южный федеральный университет, 2018.
Быховская И.М. «Homo somaticos»: аксиология человеческого тела. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
Визбор Ю. «Завтрак с видом на Эльбрус» - URL: http// lib.ru/WISBOR/elbrus/txt
Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. — СПб.: Наука, 1999.
Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия. - М.: Республика, 1996.
Фихте И.Г. Факты сознания // Соч. в 2-х т.: Т.2. СПб.: Мифрил, 1993.
Шопенгауэр А. «Афоризмы и максимы: Сочинения. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 2001.
Шустерман Р. Мыслить через тело: гуманитарное образование. // Вопросы философии №6- 2006.