Слайд 1«Читаем Выготского Л.С.»
Выготский Лев Семенович
Советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной
в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии.
17 ноября
1896 г. – 11 июня 1934 г.
Слайд 2 Читаем Л.С. Выготского
Л.С. Выготский писал:
«Есть, действительно, полное соответствие
между своеобразием каждой возрастной ступени в развитии ребенка и своеобразием
различных типов развития.»
«Как переход от ползания к вертикальной походке и от лепета к речи есть метаморфоза,
качественное превращение одной формы в другую, так речь глухонемого ребенка и
мышление имбецила суть качественно иные функции по сравнению с мышлением и речью
нормальных детей.»
Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.:Лань,2003.
Слайд 3Л. С. Выгодский «Основы дефектологии»
Легко представить себе большое практическое значение
развития моторной одарённости, компенсирующей до известной степени интеллектуальный дефект у
слабоумных детей.
Проблема моторной недостаточности – прекрасный пример того единства в многообразии, которое наблюдается в развитии дефективного ребёнка.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.:Лань,2003. С.15.
Слайд 4Читаем Л.С. Выготского
«Как для современной медицины важна не
болезнь, но больной, так для дефектологии объектом является не недостаток
сам по себе, но ребенок, отягощенный недостатком».
«Туберкулез, например, характеризуется не только стадией процесса и тяжестью заболевания, но и реакцией организма на болезнь, степенью компенсации или декомпенсации процесса. Так, реакция организма и личности ребенка на дефект есть центральный основной факт, единственная реальность, которая указывает на двойственную роль дефекта».
Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. С. 27
Слайд 5Выготский Л.С. Основы дефектологии.
Чувство или сознание малоценности, возникающее у индивида
вследствие дефекта,
есть оценка своей социальной позиции, и она становится главной
движущей силой
психического развития. Сверхкомпенсация, "развивая психические явления
предчувствия и предвидения, а также их действующие факторы вроде памяти,
интуиции, внимательности, чувствительности, интереса - словом, все психические
моменты в усиленной степени" , приводит к сознанию сверхздоровья
в больном организме, к выработке сверхполноценности из неполноценности, к
превращению дефекта в одаренность, способность, талант.
Слайд 6
Центральное положение современной дефектологии гласит:
«Всякий дефект создает стимулы для выработки
компенсации».
«Поэтому динамическое изучение дефективного ребенка не может ограничиваться установлением степени
и тяжести недостатка, но непременно включает учет компенсаторных процессов в развитии и поведении ребенка. Как для современной медицины важна не болезнь, но больной, так для дефектологии объектом является не недостаток сам по себе, но ребенок, отягощенный недостатком».
Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии/Под ред. Т. А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. С. 9.
Слайд 7Из слабости возникает сила, из недостатков – способности.
(W. Stern, 1923. С. 145).
В тех системах психологии, которые в центр ставят понятие целостной личности, идея сверхкомпенсации играет доминирующую роль.
"Что меня не губит, делает меня сильнее", - формулирует эту идею В. Штерн.
Слайд 8«Благодаря компенсации из слабости
возникает сила, из недостатков – способности»
«Если слепой
или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и
нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка. Ключ к своеобразию дает закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации.»
Слайд 9В своей книге « Основы дефектологии» Л.С. Выготский говорит: «Основной
факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложненном дефектом,
есть двойственная
роль органического недостатка в процессе этого развития и
формирования личности ребенка.»
И тут же приводит пояснение: «С одной стороны, дефект есть минус, ограничение,
слабость, умаление развития; с другой - именно потому, что он создает
трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед.»
Слайд 10Читаем Л. С. Выготского
Цитата: «В. Штерн выдвигает положение : частные
функции могут представлять уклонение от нормы и все же личность
или организм в целом могут принадлежать к совершенно нормальному типу .»
Пример: « Ребенок с дефектом не есть непременно дефективный ребенок. Сама по себе слепота , глухота и другие частные дефекты не делают еще своего носителя дефективным . Замещение и компенсация функций не только имеют место , не только достигают иногда огромных размеров , создавая из дефектов таланты , но и непременно, как закон , возникают в виде стремлений и тенденций там , где есть дефект .»
Слайд 11Центральное положение современной дефектологии состоит в следующем:
“Всякий дефект создаёт
стимулы для выработки компенсации”
Читаем Л. С. Выготского
“Как у слепого компенсаторно
повышается способность различения при осязании не из действительного повышения нервной возбудимости, но через упражнение в наблюдательности и воспоминаниям, слабость воли и недостаточность инициативы компенсируются внушаемостью и тенденцией к подражанию”
Слайд 12Читаем Л. С. Выготского
«Отклонение от нормального типа, патологическое изменение процессов
развития представляет в отношении нашей проблемы, как и вообще, впрочем
в отношении всех проблем детской психологии, как бы специально оборудованный природный эксперимент, обнаруживающий и раскрывающий перед нами часто с потрясающей силой истинную природу и строение интересующего нас процесса»
(Выготский, 1960, с. 53).
Слайд 13Читаем Л. С. Выготского
«не делать особенно резкого различия между телом
и психикой... Термин развитие не делает лишних различий между вегетативным,
чувствительно-двигательным и психическим развитием»
(Выготский., 1936).
«Врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимно проникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка»
(Выготский, 1960, с. 47).
Слайд 14Читаем Л.С. Выготского
“Центральное положение современной дефектологии следующее: всякий дефект создает
стимулы для выработки компенсации.”
“Как у слепого компенсаторно повышается способность различения
при осязании не из действительного повышения нервной возбудимости, но через упражнение в наблюдательности и воспоминаниям, слабость воли и недостаточность инициативы компенсируются внушаемостью и тенденцией к подражанию.”
Выготский Л.С. Основы Дефектологии. Спб.:Лань, 2003. с.2
Слайд 15Читаем Л.С.Выготского
Центральное положение современной дефектологии следующее: всякий дефект создает стимулы
для
выработки компенсации.
В. Штерн давно указал на двойственную роль дефекта.
Как у слепого компенсаторно повышается способность различения при осязании не из действительного повышения нервной возбудимости, но через упражнение в наблюдательности и воспоминаниям, слабость воли и недостаточность инициативы компенсируются внушаемостью и тенденцией к подражанию и т. д. Функции личности не монополизированы таким образом, что при ненормально слабом развитии одного какого-либо свойс тва непременно и при всех обстоятельствах страдает выполняемая им задача; благодаря органическому единству личности другая способность принимает на себя ее выполнение. Таким образом, закон компенсации одинаково приложим к нормальному и
осложненному развитию.
Выготский Л.С Основы дефектологии СПб:Лань,2004.С.
Слайд 16Читаем Л.С. Выготского
Центральным положением современной дефектологии Л.С. Выготский считал следующий
тезис:
«Всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации. Поэтому динамическое изучение
дефективного ребенка не может ограничиваться установлением степени и тяжести недостатка, но непременно включает учет компенсаторных - замещающих, надстраивающихся, выравнивающих процессов в развитии и поведении ребенка.»
«Как для современной медицины важна не болезнь, но больной, так для дефектологии объектом является не недостаток сам по себе, но ребенок, отягощенный недостатком.»
Слайд 17Читаем Л.С. Выготского
«Положительное своеобразие дефективного ребенка и создается в
первую очередь
не тем, что у него выпадают те или иные
функции, наблюдаемые у нормального, но
тем, что выпадение функций вызывает к жизни новые образования, представляющие в
своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития.»
Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же,
что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен
повести ребенка.
Слайд 18Читаем Л.С.Выготского
Педология уже давно овладела той мыслью, что процесс детского
развития, если рассматривать его с качественной стороны, есть, говоря словами
В. Штерна, цепь метаморфоз.
Как ребенок на каждой ступени развития, в каждой его фазе представляет качественное своеобразие, специфическую структуру организма и личности, так точно дефективный ребенок представляет качественно отличный, своеобразный тип развития.
Как из кислорода и водорода возникает не смесь газов, а вода, так же, говорит Р. Гюртлер, личность слабоумного ребенка есть нечто качественно иное, чем просто сумма недоразвитых функций и свойств.
Слайд 19Читаем Л. С. Выготского
Л.С. Выготский считал:
Всякий вопрос специального обучения
есть в то же время вопрос
специального воспитания в целом.
Глухих
удаётся обучить устной речи, считывая с губ, связывая различные представления с рядом движений, иначе говоря - научить "слышать глазами".
Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.:Лань, 2003
Слайд 20Читаем Л. С. Выготского
Цитата: «Реакция организма
и личности ребенка на дефект
есть центральный основной факт, единственная
реальность, с которой
В. Штерн давно указал
на двойственную роль дефекта.»
Пример: « Как у слепого
компенсаторно повышается способность различения при осязании не из
действительного повышения нервной возбудимости, но через упражнение в
наблюдательности и воспоминаниям, слабость воли и недостаточность инициативы
компенсируются внушаемостью и тенденцией к подражанию.»
Слайд 21 «Овладение психологическим орудием и посредством его собственной естественно-психологической
функцией создает всякий раз как бы фикцию развития, т. е.
поднимает данную функцию на высшую ступень, увеличивает и расширяет ее деятельность.»
«Исследуя память выдающихся счетчиков, он (Бине) натолкнулся на лицо, обладающее средней памятью, но обнаружившее силу запоминания, равную силе запоминания выдающихся счетчиков и даже во многом превосходившую их. Бине назвал это явление симуляцией выдающейся памяти.»
(стр. 23)
Слайд 22 Выготский указывает, что любой недостаток «не только изменяет
отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях
с людьми». Следствием дефекта является снижение социальной позиции ребенка, сам же дефект реализуется как «социальный вывих». Многое из того, что присуще нормальному развитию, исчезает из-за дефекта. Создается новый, особенный тип развития.
Например, у слепых развиваются такие особенности, которые мы не можем заметить у зрячих, и в случае исключительного общения слепых со слепыми, без всякого сношения со зрячими, могла бы возникнуть особая «порода людей». Таким образом, нарушение взаимодействия с окружающим миром и, в том числе, с окружающими людьми выделяется как важнейшая общая закономерность аномального развития.
Слайд 23 „Основной факт, с которым мы встречаемся
в развитии, осложненном дефектом, есть двойственная роль
органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребенка.“
„С одной стороны, дефект есть минус, ограничение,слабость, умаление развития; с другой - именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное,усиленное движение вперед.“
Выготский Л. С. Основы дефектологии, с. 4.