Слайд 1 МОДУЛЬ 7-1 «ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ И МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ В УСЛОВИЯХ
ИХ РЕАЛИЗАЦИИ»
Классифиция ЧС.
Защита населения и территорий в ЧС
3. Единая государственная
система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
4. Повышение устойчивости функционирования объектов экономики.
Слайд 2Цели Федерального закона:
предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
снижение размеров ущерба
и потерь от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
разграничение полномочий в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Статья 3. ФЗ РФ № 91-ФЗ
Слайд 3Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. №1094 утверждено
«Положение о классификации ЧС природного и техногенного характера».
ЧС классифицируются
в зависимости:
количества людей, пострадавших в этих ситуациях;
- людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности;
-размера материального ущерба;
-границы зон распространения поражающих факторов.
Слайд 4
Федеральные законы РФ:
«О защите населения и территории от ЧС природного
и техногенного характера» от 21.12.1994г. №68-Ф3;
«О внесении изменений в
Федеральный закон "о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 19.05.2010г. N 91-ФЗ.
Постановления Правительства РФ:
«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30.12.2003г. №794;
«О порядке подготовки населения в области защиты населения от ЧС» от 4.09.2003г. № 547.
«Положение о классификации ЧС природного и техногенного характера». №1094
Л И Т Е Р А Т У Р А
Слайд 5ВОЗМОЖНЫЕ ЧС КЛАССИФИЦИРУЮТ
КОНФЛИКТНЫЕ
Военные действия
Экономический кризис
Терроризм
Национальные конфликты и др.
БЕСКОНФЛИКТНЫЕ
Классифицируют по
значительному
числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и
свойств
Слайд 6ЧС классифицируются в зависимости:
количества людей, пострадавших в этих ситуациях;
-
людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности;
- размера материального ущерба
-МРОТ;
- границы зон распространения поражающих факторов.
Слайд 7По масштабу распространения:
Локальные
Местные
Территориальные
Региональные
Национальные(федеральные)
Глобальные (трансграничные)
Слайд 8По темпу развития
Внезапные –взрывы, транспорт. аварии
Стремительные - пожары, выброс АХОВ
Умеренные
–выброс радиактивн. веществ, аварии на объектах ЖКХ и др.
Плавные
–эпидемии, засухи и др.
Слайд 9По происхождению
ЧС ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА:
аварии, взрывы, пожары, выброс АХОВ, радиоактивн. веществ,
ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА: геофизические, геологические, метеорологические, природн. пожары
ЧС ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
изменение
состояния суши, гидросферы, атмосферы
ЧС ВОЕННОГО ХАРАКТЕРА:
Слайд 10Открытый огонь/пламя/.
Разлетающиеся искры.
Тепловое излучение , повышенная температура. Дым.
Пониженное содержание кислорода
в воздухе зоны пожара.
Токсичные продукты горения/синильная кислота, окись углерода ,
фосген/.
Падающие предметы , конструкции , осколки стёкол .
Психологические нагрузки , стресс , паника людей.
Поражающие Поражающие Поражающие факторыПоражающие факторы Поражающие факторы пожара
Слайд 11Основные поражающие факторы взрыва:
воздушная ударная волна;
осколочные поля.
Зона 1 - зона
действия детонационной волны;
Зона 2 – зона действия продуктов взрыва;
Зона 3(а,б,в)
– зона действия воздушной ударной волны:
3а – сильных разрушений,
3б – средних разрушений,
3в – слабых разрушений.
Слайд 12Поражающие факторы химических аварий
Проникновение опасных веществ через органы
дыхания и кожные покровы в организм человека.
Слайд 18Причиной ЧС биологического характера может стать:
стихийное бедствие,
крупная авария или
катастрофа,
разрушение объекта, связанного с исследованиями в области инфекционных заболевании,
а также привнесение в страну возбудителей с сопредельных территорий (террористический акт, военные действия).
Слайд 19ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ЧС
БАРИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ
ТЕРМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
МЕХАНИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
ТОКСИЧЕСКОЕ
РАДИАЦИОННОЕ и др.
Слайд 20
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, снижение размеров ущерба и
потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий
по защите населения и территорий от ЧС, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности.
2. Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС
Слайд 21 3. Объем и содержание мероприятий по защите населения и
территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и
максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
4. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась ЧС.
5. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
Слайд 22На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие
органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых
и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Статья 6. ПП РФ № 794
Слайд 23Граждане РФ имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества
в случае возникновения ЧС;
быть информированными о риске, которому они могут
подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
обращаться лично в государственные по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;
Слайд 24на возмещение ущерба, вследствие ЧС;
на медицинское обслуживание,
компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;
на
бесплатное гос. социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью
на пенсионной обеспечение;
на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС
продолжение
Слайд 25Граждане РФ обязаны:
соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ,
субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;
соблюдать
меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины;
изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, при необходимости оказывать содействие в проведении АСДНР.
Слайд 26- объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создана для прогнозирования, предупреждения и ликвидации последствий ЧС
Статья 4. ФЗ РФ № 68-ФЗ
Слайд 27РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС
Режим
повседневной
деятельности
Режим
чрезвычайной
ситуации
Режим
повышенной
готовности
ПРИ ОТСУТСТВИИ УГРОЗЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ЧС
(при нормальной производственно-промышлен-ной, радиационной, химической, пожарной, биологической, гидрометеорологической обстановке,
при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, пожаров)
ПРИ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧС
(при ухудшении производственно-промышлен-ной, радиационной, химической, пожарной, биологической, ветеринарной, сейсмической, гидрометеорологической обстановке; при получении прогноза о возможной ЧС)
ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.
Слайд 28ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)
Функциональных подсистем
Территориальных
подсистем
Создаются федеральными органами
исполнительной власти в сфере их
деятельности и
порученных им
отраслях экономики
Создаются субъектами РФ
в пределах их территорий
и состоят из звеньев
административно-территориального
деления этих территорий
Р С Ч С состоит из:
действует на 5 уровнях
Слайд 29УРОВНИ РСЧС
Объектовый
уровень
Муниципальный
уровень
Региональный
уровень
Межрегио-
нальный
Федеральный
уровень
КЧС и ПБ
организации
Правительствен-ная
КЧС и ПБ и КЧС и ПБ ФОИВ
Полномочный представитель президента
в федер. округе
КЧС и ПБ
ОИВ субъекта РФ
КЧС и ПБ ОМС
ОУ по защите от ЧС и (или) ГО
Уполн. по защите от ЧС и (или) ГО
МЧС РФ
РЦ МЧС России
ГУ МЧС по субъектам РФ
НЦУКС МЧС; ДДС
ЕДДС
ЦУКС
ГУ МЧС;
ДДС субъектов РФ
ЦУКС
РЦ МЧС; опер.-деж. службы
ДДС
Силы и средства, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов
К О О Р Д И Н А Ц И О Н Н Ы Е О Р Г А Н Ы
П О С Т О Я Н Н О Д Е Й С Т В У Ю Щ И Е О Р Г А Н Ы У П Р А В Л Е Н И Я
О Р Г А Н Ы П О В С Е Д Н Е В Н О Г О У П Р А В Л Е Н И Я
Слайд 30Структура территориальной подсистемы РСЧС
Городских округов
г. Новосибирск
г. Бердск
г. Искитим
г. Обь
Кольцово
Муниципальных районов
5
30
Городские
и сельские поселения территориально входят в муниципальный район
Слайд 31Задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера.
Слайд 3230
По вопросам гражданской обороны
В настоящее время в Новосибирской в
В Новосибирской области приняты и действуют нормативно-правовые акты:
23
По вопросам защиты
населения
и территорий
14
По вопросам обеспечения пожарной безопасности
1. Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Слайд 332. Осуществление целевых программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение
устойчивости функционирования организаций и объектов в ЧС.
Целевая программа «Обеспечение населения
Новосибирской области питьевой водой» на 2008-2012 годы.
Ведомственная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в НСО на период 2011-2013 года».
Ведомственная целевая программа «Пожарная безопасность в НСО на период 2011-2013 года».
Слайд 34
3. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств,
предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС.
Слайд 354. Сбор, обработка, обмен и выдача информации
в области защиты
населения и территорий от ЧС.
Слайд 365. Подготовка населения к действиям в ЧС
Слайд 376. Организация своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в
местах массового пребывания людей.
О К С И О Н
Слайд 387. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.
Центр мониторинга
и прогнозирования
ЧС
ГУ МЧС России по НСО
Слайд 398. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Слайд 409. Осуществление гос. экспертизы, надзора и контроля в области защиты
населения и территорий от ЧС.
Слайд 4110. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
Слайд 4211. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных
ситуаций, проведение гуманитарных акций
Слайд 43Для приема сообщений о ЧС установлен единый телефонный номер
051
01
МЕРОПРИЯТИЯ И
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАБОТЫ ОБЪЕКТОВ
ЭКОНОМИКИ И ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Слайд 444.МЕРОПРИЯТИЯ И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАБОТЫ ОБЪЕКТОВ
ЭКОНОМИКИ И ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ.
- защита производственного персонала объекта;
- повышение устойчивости зданий и сооружений;
-
защита технологического оборудования;
- повышение надежности систем электро-тепло-водоснабжения;
- обеспечение надежности управления и материально-технического снабжения;
- повышения устойчивости при воздействии вторичных поражающих факторов, противопожарные мероприятия;
Слайд 45Перевод ПОО на современные и безопасные, технологии, вывод их из
НП;
- Внедрение АСУ и контроля;
- Разработка системы безаварийной остановки технологии;
- Внедрение систем оповещения
и о ЧС;
- Защита людей от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени;
- Снижение количества опасных веществ и материалов на производстве;
- Готовность сил и средств для ликвидации ЧС;
- Улучшение технологической дисциплины и охраны объектов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТВКИ ПУФ
Слайд 46Организационные мероприятия –
заблаговременная разработка и планирование действий органов управления,
сил и средств, при угрозе возникновения ЧС
2. Инженерно-техническиие мероприятия-
повышение
физической устойчивости зданий и сооружений, технологического создание условий для его быстрейшего восстановления, повышение степени защищенности людей от поражающих факторов ЧС. К ним относятся
3.Специальные мероприятия
создание благоприятных условий для проведения успешных работ по защите и спасению людей
Слайд 47МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ РАБОТЫ ОБЪЕКТА ЭКОНОМИКИ И ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
Мероприятия по защите производственного персонала.
Мероприятия
по повышению устойчивости зданий и сооружений.
Защита технологического оборудования
Повышение устойчивости систем электроснабжения
Повышение надежности управления, материально-технического снабжения