Слайд 1Д. С. Лихачев
«Земля родная»
Слайд 2Дмитрий Сергеевич Лихачев
Родился Д.С. Лихачев в 1906
году 28 ноября
в Петербурге,
в интеллектуальной семье,
читал книги, ходил в театры,
учился в лучших школах,
с детства дружил с интересными,
талантливыми людьми…
Слайд 3Отец – Сергей Михайлович Лихачев, инженер, столоначальник Главного управления почт
и телеграфов.
Мать – Вера Семеновна.
Слайд 4За нашей спиною тысяча лет истории, Родина- это деды и
прадеды, это все мы, ныне живущие, взрослые и дети, Родина
— это и особый уголок, та заветная, родная земля, где мы родилась. Русская природа, русская история, русское искусство, русское слово связывают прошлое и настоящее, без чего невозможна живая связь поколений, связь времен.
Опять за спиною родная земля,
И снова чужая земля за рекою.
Граница отчизны - не лес, не поля.
Граница отчизны - граница покоя.
Р.Гамзатов
Слайд 5Родная земля
В заветных ладанках не носим на груди,
О
ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не
бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.
Анна Ахматова
Слайд 6Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом,
в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
З.Александрова
Слайд 7Искренностью, любовью к родной
земле, её прошлому, настоящему
и будущему,
к людям проникнуты
главы книги Д.С. Лихачёва «Земля
родная». Лихачёв
— автор
многочисленных исследований
по древнерусской литературе,
один из выдающихся учёных
современности, литературовед,
общественный деятель, знаток
русского слова, Он очень много
сделал для сохранения и
развития культуры нашей страны.
Слайд 8Д.С. Лихачёв — человек, чьё
имя известно на всех континентах,
выдающийся знаток не только
отечественной, но и мировой
культуры, избранный
почётным
членом многих зарубежных
академий, Автор 500 научных
и около 600 публицистических
трудов. 2006 год был объявлен
Президентом Российской
Федерации Путиным Годом
Лихачёва.
Слайд 9-В книге «Земля родная» речь идет прежде всего о духовных
ценностях. Что же это такое?
Духовные ценности — добрые
обычаи, традиции, представления о добром и красивом, а также язык, литературные произведения, поднимающие человека над обыденностью и показывающие ему идеал.
-Многие главы этой книги – как бы напутствие начинающим жить подросткам. И здесь Лихачёв продолжает лучше традиции русской литературы, заложенные еще в древности. В каком произведении мы встречались с наставлениями молодежи?
Древнерусская литература. «Поучения Владимира Мономаха»
Слайд 101.Ваша профессия и ваш патриотизм
Почему Д.С. Лихачев объединил два
понятия «профессия» и «патриотизм»?
"Приносить как можно больше пользы
людям!" Надо быть увлеченным своей профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь помощь (особенно это необходимо педагогу или врачу), и теми, которым приносишь помощь "издали", не видя их. Любовь к своей стране и своему народу – это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких личных неудач.
Слайд 112. Об интеллигентности
-Как вы понимаете выражение «интеллигентный человек»?
Многие думают:
интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее
образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе – слабый и нервный человек, измотанный, на все неправильно реагирующий. Ссорится с соседями – тоже человек, не умеющий жить. Эстетически невосприимчивый – тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим.
Слайд 123. Не быть смешным
-Когда человек выглядит смешным?
-Что нужно делать,
по вашему мнению, чтобы не выглядеть смешным? Не быть смешным
– это не только умение себя вести, но и признак ума. Смешным можно быть во всем, даже в манере одеваться. В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте редко и вовремя пошутить. Занимайте собой как можно меньше места, не старайтесь быть "душой общества". В своем поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. И еще одно, и самое, может быть, важное: будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам.
Слайд 134. Искусство открывает нам большой мир!
-Что такое искусство?
-Какие произведения
искусства вы знаете?
Будем любить все русское, исконно русское, будем
любить, скажем, Вологду и фрески Дионисия, но будем неустанно учиться ценить и то, что давала и будет еще давать мировая прогрессивная культура и что таится нового в нас самих. Не будем бояться нового и не будем с порога отшибать все, что мы еще не поняли.
- В чем помогает нам искусство?
Слайд 145.Ансамбли памятников искусства
-Д. С. Лихачев сказал: « Каждая страна –
это ансамбль искусств». Как вы понимаете это выражение?
Грандиозным ансамблем
культур или объектов культуры является и Россия Она должна м быть сохранена в своем поразительном богатстве. Воспитывает человека не только историческая память в своем городе и в своем селе – воспитывает человека его страна в ее целом.
-Назовите достопримечательности России.
Слайд 156. Учиться говорить и писать
-Почему надо знать и любить свой
язык?
-Приведите высказывания великих людей о русском языке.
Берегите чистоту языка
как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.
И.С.Тургенев.
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
А.Н.Толстой.
Слайд 16- Можно ли назвать письма Лихачёва к молодёжи путеводителем по
жизни?
Интересны ли его наблюдения?
Чему научились мы у учёного?
В книге отражены жизненный опыт и мировоззрение учёного; в жизни нужно быть щедрым, нести людям добро и радость; Лихачёв учит любить жизнь, наслаждаться музыкой, искусством, красотой мира, советует всмотреться в себя, в окружающих людей, задуматься над смыслом жизни.