Слайд 1ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Преподаватель: Калыгина В.В.
Тому, кто не умеет ладить с людьми,
нельзя заниматься бизнесом, потому что именно люди нас окружают.
Ли Якокка
Слайд 2ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЕ
План лекции
Введение в дисциплину.
Предмет, цели и задачи курса.
Понятие коммуникации
Виды коммуникаций
Способы передачи информации: вербальные
и невербальный
Принципы построения эффективных деловых коммуникаций
Барьеры общения
Слайд 3ШКАЛА ОЦЕНОК ПО КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Курс оценивается в 4 кредита, 144
балла
Количество кредитов: 4
Оценки:
А (5+) 133 - 144
В (5) 121 -
132
С (4) 97 - 120
D (3+) 85 - 96
E (3) 73 - 84
FX (2+) 49 - 72
F (2) менее 49
144 балла
Критерии выставления оценок по
кредитно-модульной системе
Слайд 5ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Изучение основ, форм и сфер делового
общения с деловыми и официальными лицами, партнерами, а также общения
внутри коллектива
формирование систематизированного и научно-обоснованного взгляда на социально-психологическую и информационную природу деловых коммуникаций;
знакомство с современными технологиями взаимодействия в деловой среде;
развитие деловых и общекультурных компетенций;
формирование навыков устной и письменной деловой речи;
развитие презентационных способностей;
повышение эффективности проведения переговоров;
изучение природы и сущности этики деловых отношений;
работа с имиджевыми характеристиками;
развитие основ эмоциональной компетентности и творческого мышления;
Формирование навыков эффективного использование техник деловых коммуникаций
Слайд 6ПОНЯТИЕ КОММУНИКАЦИИ.
Коммуникация (лат. Communicatio, «делаю общим, связываю, общаюсь»), 1)
пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного коммунального хозяйства; 2) общение,
передача информации от человека к человеку в процессе деятельности».
Бизнес-коммуникации – наука, объектом исследования которой являются аспекты общения людей в деловой сфере, факторы обеспечения эффективности деловых контактов.
Слайд 8ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ
Коммуникации между организацией и ее средой
Формальные коммуникации, осуществляемые между
элементами формальной структуры организации: межуровневые коммуникации (восходящие и нисходящие), горизонтальные
коммуникации (между подразделениями одного уровня в иерархии организации), коммуникации «руководитель-подчиненный», «руководитель – рабочая группа»;
Неформальные коммуникации (связанные с неформальными группами и неслужебными вопросами, а также распространение слухов о служебных вопросах).
Слайд 9СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
КОММУНИКАЦИИ
ВЕРБАЛЬНЫЕ
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ
Посредством устных и письменных сообщений
Речевой диалог
Совещание
Переговоры
Презентации
Телефонные разговоры
Письма
Приказы
Распоряжения
Инструкции
Положения
Посредством языка
телодвижений и параметров речи
Осанка
Одежда
Жесты
Фигура
Поза
Выражение лица
Взгляд
Расстояние
Интонация
Тембр голоса
Темп речи
Частота дыхания
Выбор слов
Жаргон
Громкость
и т.д.
Слайд 10УДЕЛЬНЫЙ ВЕС КОММУНИКАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЙ
ВЕРБАЛЬНЫЕ
КОММУНИКАЦИИ
ЯЗЫК
ТЕЛОДВИЖЕНИЯ
ПАРАМЕТРЫ
РЕЧИ
>
10%
55%
35%
Слайд 12ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫЕ КАТЕГОРИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ :
занимает 80% рабочего
времени руководителей всех уровней;
пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, и
без него не может обходиться ни управление, ни политика, ни образование, ни бизнес;
это процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания управленческой проблемы;
это двухсторонний поток информации, когда одна сторона и получает информацию, и отвечает, реагирует на нее незамедлительно или по прошествии некоторого отрезка времени;
это, прежде всего так называемая вертикальная коммуникация, эффективность которой в 3-4 раза ниже горизонтальной (общение работающих на одном и том же служебном уровне);
деловое общение реализуется в своего рода агрессивной среде, так как на
его пути проявляются различного рода коммуникабельные барьеры;
это множество форм, принципов, психологических
приемов, этических норм, правил этикета (писаных и неписаных).
Слайд 13НАМЕРЕНИЯ СОБЕСЕДНИКОВ ПРИ ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
дать, получить нужную информацию или
обменяться ею;
договориться по интересующему собеседников вопросу;
убедить партнера
в правильности принимаемого решения, выгодности избранного способа действия и пр.;
установить контакт, деловые отношения, соблюдая при этом определенный статус и роли.
Цели
Взаимопонимание
Деньги
Дело
Результат
Продуктивное сотрудничество
Слайд 14Принципы эффективных деловых коммуникация
КОММУНИКАЦИИ – главное препятствие на пути достижения
эффективности деятельности организации (согласно опросу 73% американских, 63% - английских
и 85% японских руководителей).
единство рационального и эмоционального в поведении человека;
ситуативность
повышение уровня объективности представлений о партнере по взаимодействию, недостаточности своего мнения и опыта для трактовки и прогнозирования поведения партнера по общению
гуманизм в построении коммуникации
развитие (онтогенез) субъектов общения и динамики психических процессов и состояний. Субъект, поведение которого казалось вам достаточно понятным, в силу онтогенеза может неожиданно повести себя иначе (изменение жизненных обстоятельств, состояние здоровья, настроение и т.д.)
системность субъектов коммуникаций
вероятность наличия недиагностируемых скрытых факторов
опора на закон
Слайд 15БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В КОНТАКТ ПАРТНЕРОВ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Слайд 16ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Будьте готовы ответить на следующие вопросы:
Дайте определение понятию коммуникации,
деловой коммуникации
На Ваш взгляд, имеются ли принципиальные различия в модели
деловой коммуникации и светской коммуникации (т.е. коммуникации в обычной жизни)
Назовите основные виды деловых коммуникаций
Что такое вертикальная коммуникация? Что такое горизонтальная коммуникация?
Назовите примеры вербальных и невербальных коммуникаций
Назовите основные барьеры общения, которые могут возникнуть при вступлении в деловые коммуникации
Будьте готовы к дискуссии «Возникали ли барьеры общения лично у Вас при контакте, например, с какими-либо работниками офисов, продавцами, преподавателями и т.д. Удалось ли Вам эти барьеры преодолеть. Каков, на Ваш взгляд, был основной барьер в этом общении»
Напишите эссе на тему «Необходимость и важность правильно выстроенных деловых коммуникаций в деятельности современных компаний». Максимальное количество баллов -5. Работа должна быть сдана на семинаре в распечатанном виде, 1 стр.
Подготовьте доклад на тему «История психологии и этики делового общения».