Слайд 1Выполнила
Студентка ИПП группы СД-62 з/о
Михайлова Надежда
Деонтология.
Честь врача
и
достоинство пациента.
Слайд 2". В современной версии толкового словаря русского языка В.И. Даля
" Честь" определена как " внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть,
честность, благородство души и чистая совесть".
Слайд 3Достоинство – внутренняя морально-нравственная категория, обозначающая самоуважение человеческой личности. Оно
является неотъемлемой частью личности, ее врожденным свойством, относится к себе
с уважением, несмотря на то, как данную личность воспринимают и оценивают другие члены общества.
Слайд 4Честь врача, как категория, характеризующая члена определенного профессионального сообщества, социальную
оценку качеств которого дал А. П. Чехов: « Профессия врача-это
подвиг»
Слайд 5Честь и достоинство врача, они, прежде всего, определяются его следованием общечеловеческим –
не медицинским!
Слайд 6Чести и достоинство врача во многом зависит не только от него самого, но
и от условий, которые предоставляет ему государство .
Слайд 7Социальные
Экономические
Юридические
и т. д.
Факторы влияющие на честь и достоинство врача
Слайд 8Руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами Всемирной Медицинской
Ассоциации по этике и законодательством РФ в части права граждан
на охрану здоровья и медицинскую помощь, декларируя определяющую роль врача в системе здравоохранения, учитывая особый характер взаимоотношений врача с пациентом и необходимость дополнить механизмы правового регулирования этих отношений нормами врачебной этики, декларируя, что каждый врач несет моральную ответственность перед медицинским сообществом за свою врачебную деятельность, а медицинское сообщество несет ответственность за своих членов перед обществом в целом, Ассоциация врачей России принимает настоящий Этический Кодекс российского врача.
Слайд 10Врач должен уважать честь и достоинство пациента. Грубое и негуманное
отношение к пациенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые
проявления превосходства или выражение кому-либо из пациентов предпочтения или неприязни со стороны врача недопустимы.
Слайд 11Врач должен оказывать медицинскую помощь в условиях минимально возможного стеснения
свободы пациента, а в случаях, по медицинским показаниям требующих установления
контроля за поведением пациента, строго ограничивать вмешательство рамками медицинской необходимости.
Слайд 12Врач должен строить отношения с пациентом на основе взаимного доверия
и взаимной ответственности, стремясь к «терапевтическому сотрудничеству», когда пациент становится
терапевтическим союзником врача. В оптимистичном ключе и на доступном для пациента уровне следует обсуждать проблемы его здоровья, разъяснять план медицинских действий, дать объективную информацию о преимуществах, недостатках и цене существующих методов обследования и лечения, не приукрашивая возможностей и не скрывая возможных осложнений. Врач не должен обещать невыполнимое и обязан выполнять обещанное.
Слайд 13При оказании медицинской помощи врач должен руководствоваться исключительно интересами пациента,
своими знаниями и личным опытом. Никакие вмешательства во взаимоотношения врач-пациент
вообще и в лечебный процесс в частности, иначе чем по просьбе врача, недопустимы.
Слайд 15проявлять в общении с медицинскими работниками уважение и такт,
сообщать врачу
всю информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения заболевания,
после дачи
согласия на медицинское вмешательство неукоснительно выполнять все предписания лечащего врача,
соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения здравоохранения, где он находится,
сотрудничать с врачом при получении медицинской помощи,
немедленно информировать врача об изменении состояния своего здоровья в процессе диагностики и лечения,
незамедлительно обращаться к врачу при подозрении на наличие либо при наличии заболевания, представляющею опасность массового распространения,
не предпринимать действий, способных нарушить права других пациентов.
Слайд 16Моделей общения врача и пациента несколько:
· информационная (бесстрастный врач, полностью
независимый пациент);
· интерпретационная (убеждающий врач);
· совещательная (доверие и взаимное согласие);
·
патерналистская (врач-опекун).
Модели обшения
Слайд 17Руководствуясь высокими нравственными принципами, врач обязан уважительно относиться к достоинству каждого
пациента, независимо от его социального положения и личных качеств. Пациент
для врача – не средство, а цель. Святость жизни и ценность личности – вот главное, что лежит в основе деятельности каждого медицинского работника.
Слайд 18И, конечно же, ни в коем случае не унижать достоинство пациента, памятуя,
что унижая достоинство другого, ты унижаешь собственное человеческое достоинство. Но
об уважении человеческого достоинства пациента мы поговорим отдельно, рассматривая этику взаимоотношений в системе “врач-больной”.
Слайд 19Понятия о достоинстве пациента очень разнятся в разных обществах и
зависят от очень многих факторов.
Слайд 20Тем не менее, в большинстве обществ принято быть чистоплотным, одетым
в чистую, прикрывающую наготу тела, не рваную одежду, причесанным, с
аккуратными ногтями и т.д. А также по нормам морали принято без нужды не оголять тело и не прикасаться к нему, не рассказывать о личных особенностях пациента и о том, что происходит в его доме, если это не касается ухода за пациентом.
Слайд 21Нередко при нарушении таких несложных правил обращения ухаживающий персонал способствует
унижению достоинства человека. Чем слабее и ранимее человек, тем быстрее
это происходит.
Слайд 22Поэтому старайтесь приобрести навыки не только хорошего ухода, но и
правильного, профессионального общения.
Слайд 23Профессиональное общение - это общение согласно профессии или, иначе говоря,
выбранному служению.
Слайд 24Взаимоотношения с больным в ходе лечения – одна из важнейших
составляющих врачебного искусства. Поддержка, внимание, уважение и сочувствие – средства,
позволяющие добиться эффекта плацебо без плацебо.
Слайд 25Способность устанавливать и поддерживать доверительные отношения – часто самое главное
качество врача, которое побуждает людей обращаться к нему за помощью.
Слайд 26Взаимоотношения врача и пациента остаются основой медицинской практики. Врачи и
больные должны стремиться к сотрудничеству, делиться своими сомнениями и говорить
друг другу правду.
Слайд 27Особенностью взаимоотношений врача и пациента в современных условиях является факт,
что пациент превращается в равноправного соучастника медико-биологической деятельности.
Слайд 28Об особенностях общения с больным и ухода за ним можно
говорить очень много, но есть золотое правило, которое легко запомнить:
как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так и вы поступайте с ними!
Слайд 29Бартко А.Н. Биомедицинская этика: к вопросу о философских основаниях концепций
субъективности и современная теория морали . Методологические и социальные проблемы
медицины и биологии – Москва ,1993г.
Бартко А.Н. К вопросу о самоопределении личности: актуальные проблемы аборта в биомедицинской этике. Методологические и социальные проблемы медицины и биологии – М., 1994г.
Высшее медицинское образование: эволюция, проблемы, перспективы –М., издательство ММСИ, 1998г.
Габриелян А.А. Психоэмоциональный и вегетативный статус у больных с кардиалгиями различного генеза и стенокардией –
М., 1998г.
Габриелян А.А. Изучение психологических и психопатологических аспектов синдрома кардиальной боли – модель взаимодействия психиатрии и общей медицины – М., 1998 г.
Список литературы