Слайд 1
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОО КУЗБАССКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ»
Региональный ресурсный
центр комплексной помощи детям с РАС
Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами в спектре аутизма
Слайд 2Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим
миром (Лебединская, Никольская, Баенская, 1989).
Формирование коммуникативных навыков – одно
из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра.
Слайд 3Поведенческие
Прикладной анализ поведения (АВА)
Развивающие
Игровая терапия, основанная на построении отношений
(FLOORTIM)
Эмоционально-уровневый подход (О.С.Никольская, М.М.Либлинг, Е.Р.Баенская)
Смешанные
Структурированное обучение (TEACCH)
Денверская модель ранней помощи
(ESDM)
Дополнительные
Методы дополнительной и альтернативной коммуникации (PECS, обучение жестам, использование специальных устройств)
Обзор современных подходов
Слайд 4Сторонники психоаналитического подхода (Bettelheim, 1967; Ekstein, 1964) отрицают необходимость целенаправленного
обучения детей с аутизмом коммуникативным навыкам.
Они считают, что речь
аутичного ребенка самостоятельно становится более адекватной по мере разрешения внутренних психических конфликтов, связанных с его самосознанием. Большинством специалистов психо-аналитический подход признается неадекватным и неэффективным при коррекции коммуникативных нарушений у детей с аутизмом.
Слайд 5
Для кого: Для всех детей с РАС и другими трудностями
В
чем заключается: набор стратегий и техник для обучения людей с
аутизмом новым навыкам и для уменьшения трудного поведения
Для чего используется: для улучшения навыков взаимодействия, коммуникации при помощи создания внешних поддерживающих условий поведения, через специально организованное материальное и социальное окружение; навыков заботы о себе, игры, управления поведением; для уменьшения нежелательного поведения
На чем основывается: на взаимосвязи стимул-реакция-последствие
АВА – прикладной анализ поведения
Слайд 6формирование навыков коммуникации необходимо осуществлять через развитие аффективного отношения ребенка
к окружающему миру и создание потребности в речевом общении.
Авторы
рекомендуют проводить дифференцированную работу по развитию речевой коммуникации в зависимости от уровня аффективного развития ребенка.
Данный подход получил широкое распространение в отечественной специальной психологии и коррекционной педагогике.
Концепция О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг (2007)
Слайд 7Методика Floortime — это один из компонентов программы помощи детям, основанной
на концепции DIR
DIR – комплексный индивидуальный подход к оценке, пониманию и лечению
детей с задержками развития (включая расстройства Аутистического спектра)
Разработана в 1980г в США
Программа рассчитана на детей младшего и школьного возраста, имеющих различные трудности в развитии, включая расстройства аутистического спектра, а также их семей
В чем заключается: привлечение детей к взаимодействию с родителями и другими взрослыми в процессе игры
Floortime
(Время, проведенное на полу)
Слайд 8
Оценка (2-5 часов игры)
3 типа терапевтического взаимодействия
Игровое взаимодействие между родителем
и ребенком (Floortime)
Создание проблемных ситуаций: обучение ребенка новому через создание
препятствий
Специализированная активность: помощь в сенсорном развитии и взаимодействии с другими
Как происходит
Слайд 9Разработана в 1985г в США
Для кого: для людей любого
возраста с РАС и проблемами в использовании речи
В чем
заключается: использование карточек (с фотографиями, картинками, символами, словами) взамен речи
Для чего используется: для предоставления альтернативы/дополнения разговорной речи
На чем основывается: на поведенческих принципах
PECS – Picture Exchange Commutication System (Система обмена карточками)
Слайд 10Фазы обучения:
Оценка мотивационных факторов
Передача 1 карточки (с
физической подсказкой)
Преодоление расстояния, привлечение внимания для передачи карточки, ожидание
поощрения
Различение символов – выбор нужной карточки
Использование фраз + сочетание с вокализациями
Ответ на вопрос + использование описательных характеристик (цвет, размер и т.д.)
Комментирование
PECS – Система обмена карточками
Слайд 12Для кого: для детей с нарушением обработки сенсорной информации или
различения сенсорных стимулов
В чем заключается: создание индивидуальной программы сенсорных
впечатлений и активностей
Для чего используется: для помощи ребенку в получении согласованной информации от всех сенсорных систем; также может помочь справиться с нежелательным поведением, вызванным трудностями в обработке сенсорной информации
На чем основывается: на идее о том, что почти все предметы и действия затрагивают несколько сенсорных каналов одновременно, и человек должен уметь распознавать и соединять эту информацию, чтобы понимать мир
Сенсорная интеграция
Слайд 13Технология раннего вмешательства
Модель раннего вмешательства для малышей с РАС базирующийся
на методах поведенческой терапии и развивающего обучения
Модель направлена на
обучение ребенка ключевым функциональным навыкам посредством максимального включения окружения в программу вмешательства в естественной для ребенка деятельности
Слайд 14Цель реализуется в ходе обучения, включающего 7 основных направлений работы:
1. формирование умений выражать просьбы/требования;
2. формирование социальной ответной реакции;
3. формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события;
4. формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы;
5. формирование умений выражать эмоции, чувства, сообщать о них;
6. формирование социального поведения;
7. формирование диалоговых навыков.
Авторская методика формирования навыков речевой коммуникации у детей с РАС (Хаустов А.В., 2010)
Слайд 15 формирование коммуникативной мотивации;
формирование вербальных средств коммуникации
формирование
невербальных средств коммуникации;
формирование умения «выступать» в различных коммуникативных
ролях: «говорящего» и «слушающего»
Актуальными для каждого направления психолого-педагогической коррекции являются неспецифические, общие задачи:
Слайд 16Принцип комплексного воздействия предполагает участие, взаимодействие и сотрудничество в процессе
психолого-педагогической коррекции всех специалистов, работающих с данным ребенком, и его
родителей. Соблюдение данного условия позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы (облегчает перенос коммуникативного навыка в повседневную жизнь)
Слайд 17Принцип систематичности
необходимость систематического обучения и постоянной практики при развитии
коммуникации. Одна из основных проблем аутичных детей состоит в том,
что они не способны самостоятельно усвоить коммуникативные навыки, необходимые для повседневной жизни. Целенаправленное, систематическое обучение способствует преодолению дан-ной проблемы
Слайд 18Принцип обучения от простого – к сложному тесно связан с
принципом систематичности и предполагает необходимость формирования навыков коммуникации в определенной
последовательности, которая предполагает постепенное усложнением коррекционных задач.
Например, сначала необходимо научить ребенка выражать просьбу с помощью одного слова, затем – с помощью словосочетания (два слова), короткой фразы, и наконец, используя развернутую фразу:
Слайд 19Однословное глагольное высказывание:
«Открой».
Высказывание в виде словосочетания/простой фразы: «Открой
дверь».
Высказывание в виде простой фразы с обращением: «Мама, открой
дверь».
Развернутое фразовое высказывание, включающее выражение вежливости: «Мама, открой, пожалуйста, дверь».
Слайд 20Принцип наглядности
раскрывает необходимость использования дополнительной визуальной поддержки, оказывающей существенную
помощь при обучении аутичных детей коммуникативным навыкам. Известно, что у
детей с аутизмом отмечаются трудности усвоения символических, знаковых систем (Питерс, 2002).
В частности, проявляются недостатки в понимании речи, значения сказанного. В связи с этим затруднено использование речи с целью выражения определенных коммуникативных функций.
Слайд 21Принцип дифференцированного подхода необходимость подбора методов, приемов и форм организации
педагогической коррекции в зависимости от уровня сформированности коммуникативных навыков аутичного
ребенка.
Для соблюдения данного принципа необходимо определить уровень сформированности коммуникативных навыков ребенка с помощью диагностических оценочных методик.
Для детей различного уровня содержание коррек-ционной работы будет отличаться.
Слайд 22Принцип связи речи с другими сторонами психи-ческого развития
раскрывает зависимость
формирования речи от состояния других психических процессов.
указывает на необходимость
выявления и воздействия на те факторы, которые прямо или косвенно способствуют развитию речевой коммуникации.
Так, например, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольного внимания, познавательной деятельности может способствовать формированию навыков вер-бальной коммуникации. В этом случае необходимо параллельное воздействие на все указанные области психического развития, что окажет позитивное влияние на формирование речевой коммуникации.
Слайд 23МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Использование игровых методов и приемов позволяет
усилить у ребенка социально-коммуникативную мотивацию, благодаря которой у него появляется
потребность использовать формирующийся коммуникативный навык. В ходе коррекционной работы применяются разнообразные виды игр: имитационные, хороводные, с переходом ходов, ролевые, игры перед зеркалом и т.д. Обучение в игровой форме осуществляется на всех этапах и направлениях психолого-педагогической коррекции коммуникативных навыков у детей с РАС
Слайд 24Методы формирования коммуникативных навыков
Разнообразные упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений
на картинках, работа с бланками, карточками и т.д.) используются в
ситуации структурированного занятия с целью формирования уме-ния комментировать, отвечать на вопросы и задавать их, сообщать о своих чувствах, для формирования диалоговых навыков.
Слайд 25Методы формирования коммуникативных навыков
Метод беседа актуален при работе с
детьми, вла-деющими диалогической речью. Он используется с целью дальнейшего формирования
диалоговых навыков.
Чтение по ролям осуществляется в случае форми-рования диалоговых навыков у детей, владеющих тех-никой беглого чтения.
В ходе психолого-педагогической коррекции исполь-зуется приемы растормаживания речи, в т.ч. провокация эхолалий (Никольская, Баенская, Либлинг, 2007).
Слайд 26Применяются поведенческие (бихевиористские)
методы и техники:
моделирование, побуждение, подсказка,
помощь, подкрепление (Федоров, 2002и др.);
использование альтернативных коммуникатив-ных систем
(Quill, 2002; Watson, 1989 и др.);
метод «сопровождающего обучения» (Carr, 1985).
Слайд 27
Моделирование обеспечивает ребенку возможность понаблюдать, послушать, сымитировать и осуществить перенос
модели коммуникативного поведения, которую продемонстрировал взрослый.
Побуждение используется для активного
вызывания нужного коммуникативного поведения с помощью ин-струкций, напоминания о том, какой коммуникативный акт необходимо совершить, и повторной демонстрации модели.
Слайд 28С целью формирования коммуникативных навыков в процессе коррекционной работы используются
различные коммуникативные системы: вербальная, пиктографическая, письменная, жестовая и т.д.
Комбинированное
использование речи и различных невербальных альтернативных коммуникативных систем предоставляет детям дополнительную визуальную поддержку и способствует формированию вербальных и невербальных средств коммуникации.
Слайд 29УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ:
учет личных интересов и потребностей ребенка
использование
подсказок
подкрепление коммуникативных высказываний (искусственное и естественное)
4. использование повседневных, естественно
возникающих ситуаций (метод сопровождающего обучения)