Разделы презентаций


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОО КУЗБАССКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ

Содержание

Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром (Лебединская, Никольская, Баенская, 1989). Формирование коммуникативных навыков – одно из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОО КУЗБАССКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ» Региональный ресурсный

центр комплексной помощи детям с РАС

Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами в спектре аутизма

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОО  КУЗБАССКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ

Слайд 2Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим

миром (Лебединская, Никольская, Баенская, 1989).

Формирование коммуникативных навыков – одно

из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра.
Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром (Лебединская, Никольская, Баенская, 1989). Формирование коммуникативных

Слайд 3Поведенческие
Прикладной анализ поведения (АВА)
Развивающие
Игровая терапия, основанная на построении отношений

(FLOORTIM)
Эмоционально-уровневый подход (О.С.Никольская, М.М.Либлинг, Е.Р.Баенская)
Смешанные
Структурированное обучение (TEACCH)
Денверская модель ранней помощи

(ESDM)
Дополнительные
Методы дополнительной и альтернативной коммуникации (PECS, обучение жестам, использование специальных устройств)


Обзор современных подходов

Поведенческие Прикладной анализ поведения (АВА)РазвивающиеИгровая терапия, основанная на построении отношений (FLOORTIM)Эмоционально-уровневый подход (О.С.Никольская, М.М.Либлинг, Е.Р.Баенская)СмешанныеСтруктурированное обучение (TEACCH)Денверская

Слайд 4Сторонники психоаналитического подхода (Bettelheim, 1967; Ekstein, 1964) отрицают необходимость целенаправленного

обучения детей с аутизмом коммуникативным навыкам.
Они считают, что речь

аутичного ребенка самостоятельно становится более адекватной по мере разрешения внутренних психических конфликтов, связанных с его самосознанием. Большинством специалистов психо-аналитический подход признается неадекватным и неэффективным при коррекции коммуникативных нарушений у детей с аутизмом.
Сторонники психоаналитического подхода (Bettelheim, 1967; Ekstein, 1964) отрицают необходимость целенаправленного обучения детей с аутизмом коммуникативным навыкам. Они

Слайд 5 Для кого: Для всех детей с РАС и другими трудностями В

чем заключается: набор стратегий и техник для обучения людей с

аутизмом новым навыкам и для уменьшения трудного поведения Для чего используется: для улучшения навыков взаимодействия, коммуникации при помощи создания внешних поддерживающих условий поведения, через специально организованное материальное и социальное окружение; навыков заботы о себе, игры, управления поведением; для уменьшения нежелательного поведения На чем основывается: на взаимосвязи стимул-реакция-последствие

АВА – прикладной анализ поведения

Для кого: Для всех детей с РАС и другими трудностями В чем заключается: набор стратегий

Слайд 6формирование навыков коммуникации необходимо осуществлять через развитие аффективного отношения ребенка

к окружающему миру и создание потребности в речевом общении.
Авторы

рекомендуют проводить дифференцированную работу по развитию речевой коммуникации в зависимости от уровня аффективного развития ребенка.
Данный подход получил широкое распространение в отечественной специальной психологии и коррекционной педагогике.

Концепция О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг (2007)

формирование навыков коммуникации необходимо осуществлять через развитие аффективного отношения ребенка к окружающему миру и создание потребности в

Слайд 7Методика Floortime — это один из компонентов   программы помощи детям, основанной

на концепции DIR

DIR – комплексный  индивидуальный подход  к оценке, пониманию и лечению

детей с задержками развития (включая расстройства Аутистического спектра)
Разработана в 1980г в США

Программа рассчитана на детей младшего и школьного возраста, имеющих различные трудности в развитии, включая расстройства аутистического спектра, а также их семей
В чем заключается: привлечение детей к взаимодействию с родителями и другими взрослыми в процессе игры

Floortime
(Время, проведенное на полу)

Методика Floortime — это один из компонентов   программы помощи детям, основанной на концепции DIR DIR – комплексный  индивидуальный подход  к оценке,

Слайд 8
Оценка (2-5 часов игры)
3 типа терапевтического взаимодействия

Игровое взаимодействие между родителем

и ребенком (Floortime)
Создание проблемных ситуаций: обучение ребенка новому через создание

препятствий
Специализированная активность: помощь в сенсорном развитии и взаимодействии с другими

Как происходит

Оценка (2-5 часов игры)3 типа терапевтического взаимодействияИгровое взаимодействие между родителем и ребенком (Floortime)Создание проблемных ситуаций: обучение ребенка

Слайд 9Разработана в 1985г в США
Для кого: для людей любого

возраста с РАС и проблемами в использовании речи
В чем

заключается: использование карточек (с фотографиями, картинками, символами, словами) взамен речи
Для чего используется: для предоставления альтернативы/дополнения разговорной речи
На чем основывается: на поведенческих принципах

PECS – Picture Exchange Commutication System (Система обмена карточками)

Разработана в 1985г в США Для кого: для людей любого возраста с РАС и проблемами в использовании

Слайд 10Фазы обучения:
Оценка мотивационных факторов
Передача 1 карточки (с

физической подсказкой)
Преодоление расстояния, привлечение внимания для передачи карточки, ожидание

поощрения
Различение символов – выбор нужной карточки
Использование фраз + сочетание с вокализациями
Ответ на вопрос + использование описательных характеристик (цвет, размер и т.д.)
Комментирование

PECS – Система обмена карточками

Фазы обучения: Оценка мотивационных факторов Передача 1 карточки (с физической подсказкой) Преодоление расстояния, привлечение внимания для передачи

Слайд 11Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Слайд 12Для кого: для детей с нарушением обработки сенсорной информации или

различения сенсорных стимулов
В чем заключается: создание индивидуальной программы сенсорных

впечатлений и активностей
Для чего используется: для помощи ребенку в получении согласованной информации от всех сенсорных систем; также может помочь справиться с нежелательным поведением, вызванным трудностями в обработке сенсорной информации
На чем основывается: на идее о том, что почти все предметы и действия затрагивают несколько сенсорных каналов одновременно, и человек должен уметь распознавать и соединять эту информацию, чтобы понимать мир

Сенсорная интеграция

Для кого: для детей с нарушением обработки сенсорной информации или различения сенсорных стимулов В чем заключается: создание

Слайд 13Технология раннего вмешательства
Модель раннего вмешательства для малышей с РАС базирующийся

на методах поведенческой терапии и развивающего обучения
Модель направлена на

обучение ребенка ключевым функциональным навыкам посредством максимального включения окружения в программу вмешательства в естественной для ребенка деятельности

Технология раннего вмешательстваМодель раннего вмешательства для малышей с РАС базирующийся на методах поведенческой терапии и развивающего обучения

Слайд 14Цель реализуется в ходе обучения, включающего 7 основных направлений работы:


1. формирование умений выражать просьбы/требования;
2. формирование социальной ответной реакции;


3. формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события;
4. формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы;
5. формирование умений выражать эмоции, чувства, сообщать о них;
6. формирование социального поведения;
7. формирование диалоговых навыков.

Авторская методика формирования навыков речевой коммуникации у детей с РАС (Хаустов А.В., 2010)

Цель реализуется в ходе обучения, включающего 7 основных направлений работы: 1. формирование умений выражать просьбы/требования; 2. формирование

Слайд 15 формирование коммуникативной мотивации;
 формирование вербальных средств коммуникации
 формирование

невербальных средств коммуникации;
 формирование умения «выступать» в различных коммуникативных

ролях: «говорящего» и «слушающего»

Актуальными для каждого направления психолого-педагогической коррекции являются неспецифические, общие задачи:

 формирование коммуникативной мотивации;  формирование вербальных средств коммуникации формирование невербальных средств коммуникации;  формирование умения «выступать»

Слайд 16Принцип комплексного воздействия предполагает участие, взаимодействие и сотрудничество в процессе

психолого-педагогической коррекции всех специалистов, работающих с данным ребенком, и его

родителей. Соблюдение данного условия позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы (облегчает перенос коммуникативного навыка в повседневную жизнь)
Принцип комплексного воздействия предполагает участие, взаимодействие и сотрудничество в процессе психолого-педагогической коррекции всех специалистов, работающих с данным

Слайд 17Принцип систематичности
необходимость систематического обучения и постоянной практики при развитии

коммуникации. Одна из основных проблем аутичных детей состоит в том,

что они не способны самостоятельно усвоить коммуникативные навыки, необходимые для повседневной жизни. Целенаправленное, систематическое обучение способствует преодолению дан-ной проблемы
Принцип систематичности необходимость систематического обучения и постоянной практики при развитии коммуникации. Одна из основных проблем аутичных детей

Слайд 18Принцип обучения от простого – к сложному тесно связан с

принципом систематичности и предполагает необходимость формирования навыков коммуникации в определенной

последовательности, которая предполагает постепенное усложнением коррекционных задач.
Например, сначала необходимо научить ребенка выражать просьбу с помощью одного слова, затем – с помощью словосочетания (два слова), короткой фразы, и наконец, используя развернутую фразу:
Принцип обучения от простого – к сложному тесно связан с принципом систематичности и предполагает необходимость формирования навыков

Слайд 19Однословное глагольное высказывание:
«Открой».

Высказывание в виде словосочетания/простой фразы: «Открой

дверь».

Высказывание в виде простой фразы с обращением: «Мама, открой

дверь».

Развернутое фразовое высказывание, включающее выражение вежливости: «Мама, открой, пожалуйста, дверь».

Однословное глагольное высказывание: «Открой». Высказывание в виде словосочетания/простой фразы: «Открой дверь». Высказывание в виде простой фразы с

Слайд 20Принцип наглядности
раскрывает необходимость использования дополнительной визуальной поддержки, оказывающей существенную

помощь при обучении аутичных детей коммуникативным навыкам. Известно, что у

детей с аутизмом отмечаются трудности усвоения символических, знаковых систем (Питерс, 2002).

В частности, проявляются недостатки в понимании речи, значения сказанного. В связи с этим затруднено использование речи с целью выражения определенных коммуникативных функций.
Принцип наглядности раскрывает необходимость использования дополнительной визуальной поддержки, оказывающей существенную помощь при обучении аутичных детей коммуникативным навыкам.

Слайд 21Принцип дифференцированного подхода необходимость подбора методов, приемов и форм организации

педагогической коррекции в зависимости от уровня сформированности коммуникативных навыков аутичного

ребенка.

Для соблюдения данного принципа необходимо определить уровень сформированности коммуникативных навыков ребенка с помощью диагностических оценочных методик.
Для детей различного уровня содержание коррек-ционной работы будет отличаться.
Принцип дифференцированного подхода необходимость подбора методов, приемов и форм организации педагогической коррекции в зависимости от уровня сформированности

Слайд 22Принцип связи речи с другими сторонами психи-ческого развития
раскрывает зависимость

формирования речи от состояния других психических процессов.
указывает на необходимость

выявления и воздействия на те факторы, которые прямо или косвенно способствуют развитию речевой коммуникации.
Так, например, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольного внимания, познавательной деятельности может способствовать формированию навыков вер-бальной коммуникации. В этом случае необходимо параллельное воздействие на все указанные области психического развития, что окажет позитивное влияние на формирование речевой коммуникации.
Принцип связи речи с другими сторонами психи-ческого развития раскрывает зависимость формирования речи от состояния других психических процессов.

Слайд 23МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Использование игровых методов и приемов позволяет

усилить у ребенка социально-коммуникативную мотивацию, благодаря которой у него появляется

потребность использовать формирующийся коммуникативный навык. В ходе коррекционной работы применяются разнообразные виды игр: имитационные, хороводные, с переходом ходов, ролевые, игры перед зеркалом и т.д. Обучение в игровой форме осуществляется на всех этапах и направлениях психолого-педагогической коррекции коммуникативных навыков у детей с РАС
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ Использование игровых методов и приемов позволяет усилить у ребенка социально-коммуникативную мотивацию, благодаря которой

Слайд 24Методы формирования коммуникативных навыков

Разнообразные упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений

на картинках, работа с бланками, карточками и т.д.) используются в

ситуации структурированного занятия с целью формирования уме-ния комментировать, отвечать на вопросы и задавать их, сообщать о своих чувствах, для формирования диалоговых навыков.
Методы формирования коммуникативных навыков Разнообразные упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений на картинках, работа с бланками, карточками и

Слайд 25Методы формирования коммуникативных навыков
Метод беседа актуален при работе с

детьми, вла-деющими диалогической речью. Он используется с целью дальнейшего формирования

диалоговых навыков.
Чтение по ролям осуществляется в случае форми-рования диалоговых навыков у детей, владеющих тех-никой беглого чтения.
В ходе психолого-педагогической коррекции исполь-зуется приемы растормаживания речи, в т.ч. провокация эхолалий (Никольская, Баенская, Либлинг, 2007).
Методы формирования коммуникативных навыков Метод беседа актуален при работе с детьми, вла-деющими диалогической речью. Он используется с

Слайд 26Применяются поведенческие (бихевиористские)
методы и техники:


моделирование, побуждение, подсказка,

помощь, подкрепление (Федоров, 2002и др.);
использование альтернативных коммуникатив-ных систем

(Quill, 2002; Watson, 1989 и др.);
метод «сопровождающего обучения» (Carr, 1985).
Применяются поведенческие (бихевиористские) методы и техники: моделирование, побуждение, подсказка, помощь, подкрепление (Федоров, 2002и др.); использование альтернативных коммуникатив-ных

Слайд 27
Моделирование обеспечивает ребенку возможность понаблюдать, послушать, сымитировать и осуществить перенос

модели коммуникативного поведения, которую продемонстрировал взрослый.

Побуждение используется для активного

вызывания нужного коммуникативного поведения с помощью ин-струкций, напоминания о том, какой коммуникативный акт необходимо совершить, и повторной демонстрации модели.
Моделирование обеспечивает ребенку возможность понаблюдать, послушать, сымитировать и осуществить перенос модели коммуникативного поведения, которую продемонстрировал взрослый. Побуждение

Слайд 28С целью формирования коммуникативных навыков в процессе коррекционной работы используются

различные коммуникативные системы: вербальная, пиктографическая, письменная, жестовая и т.д.

Комбинированное

использование речи и различных невербальных альтернативных коммуникативных систем предоставляет детям дополнительную визуальную поддержку и способствует формированию вербальных и невербальных средств коммуникации.
С целью формирования коммуникативных навыков в процессе коррекционной работы используются различные коммуникативные системы: вербальная, пиктографическая, письменная, жестовая

Слайд 29УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ:
учет личных интересов и потребностей ребенка
использование

подсказок
подкрепление коммуникативных высказываний (искусственное и естественное)
4. использование повседневных, естественно

возникающих ситуаций (метод сопровождающего обучения)

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ:учет личных интересов и потребностей ребенка использование подсказок подкрепление коммуникативных высказываний (искусственное и естественное)4.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика