Слайд 1Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное
Образовательное
учреждение Тюменской области
«Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»
Тема занятия: «Развитие
советской культуры 1945-1990 гг.»
Выполнил обучающийся:
Группы ЭТ-1-19,Лихачев А.П.
Проверил преподаватель:
Пелевина Е.С.
Слайд 2Специфика советской культуры
Культура советского периода - это сложное и
противоречивое явление в развитии всей отечественной культуры. С позиции сегодняшнего
дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР - явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная - это примитивная культура тоталитаризма, то положительная - это культура единения и развития советского народа и государства.
XX век дал Отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в этот период в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции
Слайд 3Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие
Октябрьская революция положила начало
переходу к новому типу культуры. Последствия этого перехода сложны. Основной
целью культуры является служение трудящимся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность. Культура и искусство, должны стать "частью общепролетарского дела", выражать интересы этого класса, а значит, и общества. Октябрьская революция должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры. В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры.
Начало этого периода (1918-1921) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.
Слайд 4 Главной социокультурной составляющей послеоктябрьской эпохи стала культурная революция. Ее
определяют как процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания, духовно-нравственных
ориентиров в поведении людей.
Коренные изменения коснулись системы школьного образования. Положение о единой "трудовой школе" ликвидировало все атрибуты старой школы: экзамены, уроки, задания на дом, ученическую форму.
Усиливается влияния идеологии на искусство, художественное творчество. Ряд художников уже в 1919 г. создали картины, посвященные Красной Армии.
Происходит активное вовлечение института семьи и быта в процесс формирования новых социокультурных ценностей. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский с упрощенной системой развода.
Широко в обществе распространились классовая подозрительность к старой духовной культуре, антиинтеллигентские настроения.
Утверждается политический монополизм в науке, искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни общества, преследование представителей так называемой дворянской и буржуазной интеллигенции. Ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения.
Слайд 5Отечественная культура в период тоталитаризма
Это период социально-политической культуры России. С
начала 30-х гг. в стране началось утверждение культа личности Сталина.
В общественное сознание внедрялся образ мудрого вождя, "отца народов".
Слайд 6Список антисоветской интеллигенции
В 30-е гг. культурная жизнь в советской России
обрела новое измерение. Формируется "железный занавес", отделяющий общество не только
в территориально-политическом, но и в духовном отношении от остального мира.
Стержнем всей государственной политики в области культуры становится формирование "социалистической культуры", предпосылкой чего стали беспощадные репрессии по отношению к творческой интеллигенции. Пролетарское государство относилось к интеллигенции крайне подозрительно. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. С конца 20-х гг. они сменились систематическими запугиваниями и прямым уничтожением дореволюционного поколения интеллигенции. В конечном счете это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России.
Слайд 7 Таким образом, советская национальная культура к середине 30-х гг.
сложилась в жесткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии,
эстетике, нравственности, языке, быте, науке. Основными чертами этой системы были следующие: утверждение нормативных культурных образцов в различных видах творчества; следование догмату и манипулирование общественным сознанием; партийно-классовый подход в оценке художественного творчества; ориентация на массовое восприятие; мифологичность; конформизм и псевдооптимизм; образование номенклатурной интеллигенции; создание государственных институтов культуры (творческие союзы); подчиненность творческой деятельности социальному заказу.
Союз писателей СССР
Вторая половина 30-х гг. - это этап формирования сталинизма, политизации культуры. Культ личности, его негативное влияние на развитие культуры достигают апогея, складывается национальная модель тоталитаризма. В целом культуру тоталитаризма характеризовали подчеркнутая классовость и партийность, отказ от многих общечеловеческих идеалов гуманизма. Сложные культурные явления сознательно упрощались, им давались категоричные и однозначные оценки. В период сталинизма особенно ярко проявились такие тенденции в развитии духовной культуры, как манипулирование именами и историческими фактами, преследование неугодных.
Слайд 8Великая Отечественная война в истории отечественной культуры
С первых дней Великой
Отечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены все
достижения отечественной культуры, науки и техники. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Все сферы культуры должны были подчиняться задачам борьбы с врагом. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах. Свой вклад в победу вносили представители всех направлений культуры. Многие из них отдали жизнь за Родину, за победу. Война с фашистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и культуры.
Слайд 9 Делу спасения Отечества целиком и полностью посвятило себя советское искусство.
Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня.
Подлинным гимном народной войны стала песня "Священная война".
Одним из ведущих жанров литературы стала боевая лирическая песня. "Землянка", "Вечер на рейде", "Соловьи", "Темная ночь" - эти песни вошли в золотую сокровищницу советской песенной классики. В годы войны было создано одно из самых великих музыкальных произведений XX века - 7-я симфония Д. Шостаковича, посвященная героическим защитникам Ленинграда. Музыкальное искусство всего мира не знает другого такого сочинения, которое получило бы столь могучий общественный резонанс.
Пьеса «Нашествие» 1943 год
В годы войны советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. В начальный период войны были опубликованы быстро ставшие популярными пьесы Л.Леонова "Нашествие", К.Симонова "Русские люди".
Всего за годы войны были созданы 34 полнометражные картины и почти 500 киножурналов. На передовой линии фронта и в партизанских отрядах находилось более 150 кинооператоров.
Слайд 10Таким образом, несмотря на предшествующий Великой Отечественной войне период тоталитаризма
в истории страны, жесткого идеологического давления на всю отечественную культуру,
перед лицом трагедии, опасности чужеземного завоевания из подлинной культуры уходит идеологизированная лексика и на первый план выдвигаются вечные, глубинные, подлинно народные ценности. Отсюда поразительное единство культуры тех лет, стремление людей к защите своей Земли, ее традиций.
Слайд 11Послевоенная культура России
Ученики советской школы
Переход от войны к миру создавал
благоприятные условия для развития культуры, государственные расходы на которую значительно
возрастали. В послевоенный период многое в развитии культуры пришлось начинать сначала.
Однако уже в первую послевоенную пятилетку было сделано многое для восстановления и развития системы народного образования. Важнейшим результатом этой работы стало введение в стране всеобщего обязательного семилетнего образования. Несмотря на трудности послевоенного времени, широкий размах получили исследования ученых. В стране во многих отраслях науки складывались научные школы, имевшие мировое значение.
Слайд 12 В целом послевоенная идейно-политическая обстановка в стране не была вполне
благоприятной для развития культуры и науки. Распространение получили догматизм, цитатничество.
Критерием истины становились высказывания руководителей. Изоляционистская политика советского руководства подкреплялась широкой идеологической кампанией борьбы с низкопоклонством перед Западом. Страницы газет и журналов заполнили статьи, восхваляющие все отечественное, русское и советское.
Журналисты доказывали первенство русских практически во всех научно-технических открытиях. Кампания борьбы с низкопоклонством затронула и художественную жизнь. Изобразительное искусство Запада объявлялось целиком упадническим. Крупные открытия зарубежных ученых в области квантовой механики, кибернетики объявлялись враждебными материализму. Особенно пострадали признанные ложными генетика и молекулярная биология, исследования в области которых почти прекратились. Типичным явлением конца 40-х гг. стали проработочные кампании в научных, вузовских и творческих коллективах, создававшие нервозную обстановку, широкие масштабы приняла кампания по борьбе с формализмом и космополитизмом.
Слайд 13Советская культура в период "Оттепели"
Разоблачение культа личности, возвращение из
тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей
творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - все это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Время с середины 50-х до середины 60-х гг. вошло в историю СССР под названием "оттепель. Само это понятие в социокультурном плане имело два смысла:
символический - оттепель в культуре предшествовала и способствовала оттепели в других сферах общественной жизни;
реальный - ослабление влияния тотального режима на индивидуальный процесс художественного творчества.
Слайд 14 Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным
поворотом. Во второй половине 60-х гг. активизируется молодежное движение, противопоставившее
себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому философскому осмыслению и новому художественному прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия. Все чаще поднимается проблема ответственности "отцов" за катастрофы века, в полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношениях "отцов и детей".
Художественные выставки московских неоавангардистов и литературный "самиздат" конца 50-х гг. означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма.
Слайд 15В целом "оттепель" оказалась не только кратковременной, но и достаточно
поверхностной, не создала гарантий против возврата назад, к сталинской практике.
Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х гг. "оттепель" сошла на нет, но ее значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни. В те годы был сделан первый и решающий шаг в преодолении сталинизма, началось возвращение культурного наследия эмиграции, восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена. В годы "оттепели" сформировались "шестидесятники", поколение интеллигенции, которое впоследствии сыграло важную роль в перестройке.
Слайд 16Культурная политика периода "Застоя"
Более 20 лет в советской истории существовала
эпоха "застоя", которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С
одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов. За этот долгий временной отрезок во всех областях социальной жизни наступили серьезные изменения:
благодаря научно-техническому и информационному прогрессу произошел раскол и переориентация общественного сознания, особенно среди молодежи, к традиционным ценностям русской культуры и к западным образцам жизни;
нечеткая разобщенность, которая наблюдалась среди творческой интеллигенции, приобрела достаточно ясные очертания противостояния двух культур - официально-номенклатурной (часть творческой элиты срослась с высшими эшелонами власти) и национально-демократической (появление и развитие новой народной интеллигенции как великорусской, так и в союзных республиках, автономиях и областях).
Слайд 17Существенной особенностью социокультурной модели "застоя" было начало возрождения национальных традиций
"снизу". Процесс "очищения" ядра русской культуры происходит через развитие городской
культуры, объективно направленной на возрождение традиционных обрядов и ценностей, и через художественное творчество "деревенщиков", показавших самобытность и жизнеспособность русского села.
Обряд расплетания косы на две. Перед самым приездом жениха
День Ивана Купалы
Слайд 18 С приходом нового политического руководства (Л.И.Брежнева) ускорился процесс размежевания
интеллигенции. Важным поворотным моментом стал арест в 1965 г. писателей
А. Синявского и Ю. Даниэля по обвинению в антисоветской деятельности. Эта деятельность сводилась к публикации под псевдонимами на Западе нескольких литературных произведений.
А.Синяковский и Ю.Даниель
В целях регулирования тематики художественных произведений с середины 70-х гг. была введена система государственных заказов, прежде всего в области кинематографии. Возросло влияние цензурного пресса.
Слайд 19Несмотря на все сложности и противоречия, литературно-художественная жизнь 70-х гг.
отличалась разнообразием и богатством. В литературе и искусстве продолжали жить
идеалы гуманизма и демократии, звучала правда о настоящем и прошлом советского общества. Были созданы высокохудожественные произведения о Великой Отечественной войне (Ю.В.Бондарев "Горячий снег", Б.Л.Васильев "А зори здесь тихие..."). Художественные произведения тех лет не только более смело раскрывали конфликты и события минувшей войны, но и заостряли свое внимание на судьбе отдельно взятого человека на войне. Особое место в искусстве заняли книги и фильмы В.М.Шукшина, выводившего образы "странных" людей из народа и отразившего перелом в их сознании под влиянием наступления городской культуры на сельскую. Вернуться
Васильев Борис
Слайд 20Заключение
Революция коренным образом изменила жизнь российского общества, открывшей новый
этап отечественной истории - советский. По масштабу и глубине произошедших
перемен Октябрь 1917 г. следует поставить в один ряд с принятием Русью христианства, образованием русского государства и реформами Петра. Глобальная трансформация культуры стала неотъемлемой частью изменений в политической и социальной сферах. Резкий слом традиции всегда имеет как положительные, так и отрицательные последствия. По данной теме существует две различные точки зрения отраженные в советской и современной литературе.
В литературе изданной в советские времена, например у Зезиной выделено такое мнение Ленина- «Пролетарская культура, должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества». Главный упор книг того времени был на то, что социалистическая культура должна выражать интересы трудящихся и служить «задачам классовой борьбы пролетариата за социализм». Политикой жесткого давления, удалением «левацких мелкобуржуазных взглядов». Все действия партии рассматриваются, как необходимой политикой для становления нового государства. Удаление ненужных элементов должно было способствовать развитию коммунизма в молодом государстве.
В современной литературе, например считается, что политика советского государства по отношению к культуре была неоднозначной, с одной стороны воодушевление масс, духовный подъем людей, «вдохновленных идеалами коммунизма», а с другой: классовая борьба, выселения, нарушения прав человека, утечка мозгов (число убитых и подверженных сталинским репрессиям исчисляется от 70 до 120 миллионов, а это- половина нации).