Слайд 1Детский церебральный
паралич
Выполнили студентки группы АФК-303
Гиздатуллина А.,
Мухаметгалина А.,
Шаяхметова Г.
Слайд 2Детский
церебральный паралич (ДЦП) - заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности
и неестественное положение тела.
Слайд 3 5 форм ДЦП:
1.
Спастическая диплегия.
- наличие спастических парезов
во всех конечностях (тетрапарез). Руки поражены меньше, чем ноги.
Имеют благоприятный прогноз в психическом развитии и положительную динамику в физическом развитии.
2. Гемипаретическая форма.
- Спастические парезы верхней и нижней конечностей наблюдаются на одной стороне тела (правосторонняя гемиплегия или левосторонняя гемиплегия). Прогноз также, как правило, благоприятный и в психическом, и в физическом отношении.
Слайд 43. Гиперкинетическая форма.
- основные
симптомы:
мышечная гипотония и гиперкинезы.
ГИПЕРКИНЕЗЫ – насильственные движения, возникают непроизвольно,
исчезают во сне, усиливаются при движениях.
СИНКИНЕЗИИ – насильственные содружественные движения.
Большинство детей с гиперкинетической формой успешно развиваются в психическом отношении, но менее успешно – в моторном.
Слайд 5 4. Атонически-астатическая форма.
- характеризуется атаксией
- нарушением равновесия и гиперметрией – чрезмерной размашистостью движений, что
приводит к нарушению координации движений. Если форма не сочетается с другими расстройствами, то дети не имеют отклонений в психическом развитии, а двигательные расстройства с возрастом компенсируются.
5. Двойная гемиплегия.
- тетрапарез, при котором руки поражены не менее тяжело, чем ноги. Преобладает ригидность. Прогноз наименее благоприятный по сравнению с другими формами.
Слайд 6
- отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность;
- неустойчивость
внимания;
- нарушается формирование концентрации;
- отмечаются трудности в переключении и распределения
внимания, застревание на отдельных элементах;
- слабость активного произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта –
сосредоточение и произвольный выбор
во время приема и переработки информации.
Развитие психики детей с ДЦП: внимание:
У ребенка на оптический или слуховой раздражитель
возникает притормаживание общих движений, отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции или возникают вместо ориентировочной реакции защитно-оборонительные (плач, испуг, вздрагивание).
Нарушения зрительного восприятия может быть связана с нарушениями зрения у детей с ДЦП (10 % - слепота и слабовидение; 20-30% - косоглазие, нистагм, и пр.)
зрительное сосредоточение, прослеживающая функция глаз формируется позднее и характеризуется фрагментарностью, скачкообразностью и ограничением поля зрения;
нарушается зрительно-моторная координация;
трудности в узнавании предметов и объектов;
нечеткость в восприятии;
нарушена целостность образа
ограниченное поле зрения игнорирование левого или правого пространства (использование только правой или левой стороны листа, видит только изображение справа или слева)
слабые связи между словом и сенсорным образом
Слайд 8
У некоторых детей с ДЦП отмечается снижение слуха отрицательно
влияет на становление и развитие слухового восприятия, в т.ч. и
фонематического приводит к задержке речевого развития, дисграфии, дислексии.
Слабое ощущение движений и затруднения в ходе осуществления действий с предметами являются причинами недостаточности активного осязательного восприятия у детей приводит к задержке формирования целостного представления о предметах, их свойствах.
При всех формах ДЦП наблюдается нарушение пространственного восприятия:
задержка развития ориентировки в пространстве и формирования схемы тела;
недостаточность объемных представлений неправильное представление о форме и сущности окружающих предметов;
у многих нарушены представления об объеме и соотношении плоскостного изображения с тем же объемным предметом;
нарушение представлений о величине объемных предметов;
Слайд 9ПАМЯТЬ:
Нарушения в формировании образной памяти являются следствием нарушений восприятия:
- нарушение
фонематического восприятия приводит к неверному запоминанию;
- образ памяти фрагментарен,
нечеток;
- трудности в удержании запоминаемого материала;
- у некоторых детей механическая память может соответствовать возрастной норме или превышать ее.
Задерживается в своем становлении словесно-логическая память.
Слайд 10
МЫШЛЕНИЕ:
1. мышление развивается с большим опозданием, особенно наглядно-действенное.
2. наглядно-образное и
словесно-логическое мышление начинает развиваться практически без фундамента наглядно-действенного мышления (основой
будут наблюдения и менее нарушенные функции, например, речь)
3. становление и целенаправленное развитие речи способствует перестройке сенсорного типа восприятия на предметно-обобщенный, что приводит к развитию понятийного, словесно-логического мышления.
4. дети с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира;
классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей;
наблюдается задержка в формировании обобщающих понятий.
Слайд 11 РЕЧЬ:
сроки до речевого и речевого
развития задержаны (малая активность звуковых проявлений, лепет беден звуками, фрагментарен,
слоговые ряды отсутствовали, первые слова лишь к 2-3 годам, фразовая речь – к 3-5 годам, в тяжелых случаях речь формируется лишь к периоду школьного обучения);
нарушение звукопроизношения связаны с общими двигательными расстройствами;
недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи.
Слайд 12ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА:
повышенная эмоциональная возбудимость в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных
функций, повышенной истощаемостью нервной системы;
сочетание эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных
реакций;
стойкие нарушения сна (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время);
аффективное возбуждение может возникать под влиянием тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке;
могут наблюдаться состояния полного безразличия, равнодушия, безучастности.
слабость волевого усилия;
повышенная внушаемость;
характерен фобический синдром (синдром страхов), может проявляться двигательным возбуждением, криком, либо общей заторможенностью, гиподинамией и в обоих случаях сопровождается выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями – побледнением или покраснением кожи, учащением пульса и дыхания, повышением температуры
Слайд 13ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Замедленный темп формирования моторных функций;
Выпадение отдельных двигательных функций;
Диспропорциональность, асинхронность
созревания с появлением вторичных компенсаторных и гиперкомпенсаторных, часто патологических симптомокомплексов
(формирование порочных поз и положений конечностей, нарушенной осанки и патологических речедвигательных стереотипов);
Двигательные нарушения тесно связаны с сенсорными расстройствами.
Слайд 14
Основными целями
коррекционной работы при
ДЦП являются:
РЕБЕНОК С ДЦП
Слайд 15ГЛАВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПЕДАГОГАМ
ПОДБОР МЕБЕЛИ
ПОЗА РЕБЕНКА + ПОЛОЖЕНИЕ ГОЛОВЫ
ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ
ВЗАИМОСВЯЗЬ
С РОДИТЕЛЯМИ!
Слайд 16
Задачи ЛФК при реабилитации детей с ДЦП
Лечение и реабилитация детей
с ДЦП в первую очередь помогают им адаптироваться в обществе
и вести относительно нормальный образ жизни. Программа восстановления состоит из нескольких этапов, каждый из которых направлен на развитие и усиление сильных сторон. К лечению малышей подходят комплексно. В программу реабилитации включают медицинское лечение, физические упражнения, психологический подход и занятия для улучшения памяти и мышления.
Слайд 18Бобат-терапия
Физиотерапия
Медикаментозное лечение
Войта-терапия
Педагогические занятия
Иппотерапия
Бальнеотерапия
Дельфинотерапия
Лечение с помощью костюма Адели.
Методики реабилитации
Слайд 19
Она подходит для всех детей с ДЦП, начиная
с 3 месяцев и заканчивая совершеннолетием. В нее входит комплекс
мер, стимулирующих движения человека и психологическое настраивание на положительный результат
БОБАТ-ТЕРАПИЯ
Слайд 21
Назначается при любой тяжести заболевания. Процедуру проходят, учитывая возраст и
особенности заболевания. Данную методику рекомендуют проходить с осторожностью, принимая во
внимание сопутствующие проблемы и патологии. Наиболее часто врачи назначают: электростимуляцию, СМТ, магнитотерапию, ультразвук, лазер и другие.
ФИЗИОТЕРАПИЯ
Слайд 22
Используется для избавления от спазмов и улучшения мозговой активности;
МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ
ЛЕЧЕНИЕ
Слайд 23
Данная терапия должна помочь запустить неработающие мышцы. Вместе с этим
с ее помощью включают спонтанную моторику. Эффективна для детей в
возрасте до года, так как именно в этот период моторика развивается наиболее активно. Кроме того, терапия предотвращает дальнейшее усугубление симптомов, если лечение было начато вовремя.
ВОЙТА-ТЕРАПИЯ
Слайд 25
Занятия с логопедами направлены на устранение речевых дефектов;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ
Слайд 26
Этот метод подразумевает лечение с помощью верховой езды. Больной на
рефлекторном уровне старается удержаться в седле, таким образом, напрягая и
тренируя мышцы. С ее помощью можно исправить проблемы с дыханием и привести в норму равновесие. Кроме того, улучшается и психологическое состояние малыша.
ИППОТЕРАПИЯ
Слайд 28
Данная методика предлагает лечение при помощи водных процедур. В воде
мышцы расслабляются, что положительно сказывается на диапазоне движений.
БАЛЬНЕОТЕРАПИЯ
Слайд 30
Курс реабилитации с дельфинами. По продолжительности не должен быть меньше
двух недель. В этом случае происходит развитие мышц в виде
игры с дельфином. Снимаются спазмы, улучшается дыхание. Кроме того, малыш получает массу положительных эмоций.
ДЕЛЬФИНОТЕРАПИЯ
Слайд 32
Это специально разработанный ортопедический аппарат. При его использовании происходит перераспределение
нагрузки на мышцы и суставы. Он пробуждает спящие клетки, посылающие
сигналы в двигательный центр.
ЛЕЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ
КОСТЮМА АДЕЛИ
Слайд 34Плавание. Оно рекомендуется всем, а не только детям с заболеваниями.
Оно повышает тонус мышц, улучшает координацию движений, учит сохранять равновесие;
Разнообразие
физических упражнений. Для детей с ДЦП подходит движение на четвереньках, нагрузки на шведской стенке, попеременное поднимание и опускание рук и другие;
Занятия, направленные на улучшение координации движений и развитие мелкой моторики. Хорошо влияет множество детских игр, таких как игра в мяч, классики, ходьба на руках, рисование, собирание пазел.
Комплексы упражнений
ЛФК
Слайд 35
В центрах, где можно пройти реабилитацию с ребенком ДЦП для
улучшения состояния пациента применяют массаж. Благодаря этой процедуре происходит замедление
болезни, а также снижается риск возможных осложнений. Во время процедуры массажа мышцы расслабляются, усиливается кровообращение, что положительно сказывается на их развитии. Вместе с этим активизируется процессы обмена веществ в организме и его общее оздоровление.
МАССАЖ