Слайд 2Космос – это очень высоко и далеко. Космос безграничен, мы
не знаем, где он начинается и где кончается. Он очень
велик, и сколько бы мы не летели на ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Сюда не залетают птицы, потому что в космосе нет воздуха. Здесь не могут летать самолеты. В космосе нет гравитации, силы притяжения, там невесомость.
В космосе находятся небесные тела: звезды, кометы, астероиды, планеты.
Слайд 3Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря,
реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша
Земля и все, что ее окружает называется Вселенной, или космос. Кроме нашей голубой планеты есть и другие, а также звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары. Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло.
Слайд 5Солнце – это большая и очень горячая звезда, – огромный,
раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей
доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.
Слайд 6Самые яркие среди всех звезд на небе – Полярная звезда
и Сириус. Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их,
то это словно арбуз и маленькая горошина.
Слайд 7Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у
каждой планеты свой путь, который называется орбитой.
Слайд 8
Меркурий - Эта самая маленькая планета находится ближе всего к
Солнцу. При этом почти все время поворачивается к Солнцу одной
стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой очень холодно.
Марс - красная маленькая планета, четвертая по счету. На ней очень мало кислорода, почти нет. Также почти нет воды, хотя учёные её все время ищут, ведь когда-то её, возможно, было на Марсе очень много. Тогда много-много лет назад на планете могли быть реки, моря и океаны, но потом что-то случилось, и вода исчезла. Эту тайну ещё предстоит разгадать.
Слайд 9Юпитер - самая большая, пятая планета Солнечной системы. Юпитер состоит
из газа, его и называют газовый гигант. На его поверхности
постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок
Сатурн –Красивая и необычная планета, шестая от Солнца. Её удивительная особенность, которую можно увидеть с Земли в телескоп – это кольцо вокруг планеты. Выглядит кольцо, как диск, только на самом деле это не сплошной диск, а тысячи-тысячи мелких камней, осколков астероидов и пыли.
Слайд 10Луна – это спутник нашей планеты, она находится всего в
трех днях пути. Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки.
Мы
видим луну только ночью. Луна, как мы видим ее в небе, не всегда одинаковой формы.
Луноход - транспортное устройство, предназначенное для передвижения по поверхности Луны и управляемое по радио с Земли.
Слайд 11Ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их, называются астрономами.
Раньше
люди не знали ничего о космосе, о звездах и считали,
что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна вокруг нее вращаются.
Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Ньютон понял, почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают. Они все летят вокруг Солнца по своему пути.
Так ученые открывали тайны космоса. В средние века изобрели телескоп, с помощью которого ученые наблюдали за звездами.
Слайд 12Артикуляционная гимнастика для щек, губ и языка
«Космическое приветствие при
встречи с инопланетянами»
1. Упражнение для губ
- Для начала улыбнемся.
«Улыбка» (улыбнуться
без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы) Под счет от 1 до 5.
2. Упражнения для языка
- Теперь скажем, что мы с планеты Земля.
«Часики» (губы в улыбке, рот открыт. Язык – стрелка часов - движется то к левому уголку рта, то к правому, подбородок неподвижен) Под счет до 10.
- И мы хотим помочь инопланетянам.
«Лошадка» (улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка)
- А еще мы прилетели с подарками. Подарим жителям планеты подзорную трубу, чтобы они могли наблюдать за звездами.
«Трубочка» (Рот открыт, язык сворачивается в трубочку, дуем) 3 раза по 5 сек.
Слайд 13Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в космосе, ученые
отправляли на »разведку» животных. Это были собаки, кролики, мыши, даже
микробы.
Собаки более умные животные, чем мыши, но не все собаки подходили для испытаний. Породистые собаки очень нежные, в космос они не годились. Собак отбирали по размеру, проводили с ними тренировки, приучали их к шуму, тряске. Больше всех подошли обычные дворняги.
Первая собака Лайка в 1957 году была отправлена в космос. За ней наблюдали, но на Землю она не вернулась.
Слайд 14Потом летали в космос Белка и Стрелка. В 1960 году
19 августа их запустили в космос на прототипе космического корабля»Восток».
Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно.
Так ученые доказали, что полет в космос возможен.
Слайд 15Космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает
в космосе. Сейчас космонавты есть во многих странах.
Первым космонавтом был
Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле»Восток-1» и облетел Землю за 1 час 48 минут. Вернулся назад живым и здоровым.
Слайд 16Валентина Терешкова – первая женщина космонавт.
Она до сих пор
единственная женщина, которая совершила космический полет в одиночку, 6 марта
Валентина Терешкова отмечала свой юбилей, ей исполнилась 80 лет.
Слайд 17Космонавты должны быть умные для того, чтобы хорошо знать и
управлять ракетой; смелые и решительные для того, чтобы побороть в
себе страх оторваться от земли и очутиться в ограниченном пространстве. Нужно иметь исключительное здоровье, чтобы преодолеть все нагрузки; и конечно же находчивость и быстроту реакции, чтобы не растеряться в экстремальных ситуациях. Ведь это космос, а это неизвестность…
Слайд 18Космическая гимнастика для глаз:
Мы звёздочку увидали,
Глазки вверх подняли.
Вот звёзды полетели,
Глазки
вправо посмотрели. Снова звезды полетели- Глазки влево посмотрели.
А теперь звезда
внизу.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Слайд 19-Можно ли отправляться в космос без специальной одежды? Как она
называется? Для чего нужен скафандр? (Чтобы защитить космонавта от вредного
воздействия солнечной энергии, чтобы космонавт мог дышать, так как в космосе нет кислорода.) Какой должен быть скафандр? (Тёплый, лёгкий, прочный, удобный, герметичный.)
-Как называется головной убор космонавта?. Шлем плотно (герметично) прикручивается к скафандру и имеет особое темное стекло, как вы думаете, для чего? (защищает глаза от яркого солнечного света).
Слайд 20В земных условиях каждому человеку, чтобы полноценно развиваться, в первую
очередь необходима пища и вода. Каждый день у нас на
завтрак, обед, ужин большое разнообразие продуктов и мы даже не задумываемся о том, как сложно этот процесс проходит в космосе. Первым человеком, который испробовал космическую еду непосредственно на орбите, стал Юрий Гагарин, несмотря на то, что его полет занял всего 108 минут, и проголодаться космонавт не успел.
Еда космонавтов считается самой здоровой пищей. Ведь условия, в которых находятся космонавты длительное время, экстремальные. Это стресс для организма, поэтому и к питанию нужно относиться очень внимательно.
Слайд 21Пальчиковая гимнастика «Ракета»
Пристегнуть ремни! - (Сцепить пальцы в замок)
Завести моторы
- (Вращательные движения руками).
Соединить контакты - (Частые касания кончиков пальцев).
Приготовиться
к запуску ракеты - (Стучать кулачками друг о друга)
Начинаем отсчет в обратном порядке 5, 4, 3, 2, 1
на счет «3» включить
Пуск! - (Руки тянутся вверх) звук взлетающей ракеты
Слайд 22Ориентировка на листе.
В середине листа мы нарисуем треугольник – это
будет кнопка «Старт».
В нижнем правом углу нарисуем квадрат – это
будет кнопка «Стоп»
Найдите верхний левый угол и нарисуйте прямоугольник – это будет кнопка связи с землей.
В нижнем левом углу нарисуем кружок - это кнопка включения света.
Слайд 24 Задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы
долететь до планет. Ученый проводил расчеты, делал чертежи и придумал
такой летательный аппарат. Он изобрел особенную ракету, которая заправляется жидким топливом. Топливо сгорает и образуются огненные газы. Которые с большой скоростью вырываются из трубы - сопла позади ракеты. Газы летят назад – а ракета – вперед, то есть газы толкают ракету. В космос попасть не так уж и просто. Наша земля очень сильная, все притягивает к себе и никуда от себя не отпускает. Циолковский рассчитал, с какой скоростью должна лететь ракета, чтобы преодолеть силу земного притяжения и вырваться в космос. Но, к сожалению, изготовить этот аппарат у него возможности не было. И только через много лет другой русский ученый, С. П. Королев, смог сконструировать и изготовить первый космический спутник, в котором вокруг Земли сначала летали собачки, а потом, в 1961 году полетел человек.
Слайд 25- Почему же только ракета может улететь от земли! Ракета
– самый быстрый вид транспорта, потому что у ракеты особый
двигатель – реактивный. Космическую ракету делают из нескольких частей. Эти части называются ступенями. В каждой ступени свой бак с горючим и свой ракетный двигатель. Перед стартом баки ракеты загружают горючим. По команде зажигания горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в раскаленный газ. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков в другую
Если в первой ступени кончилось горючее, долой ее, отбросим лишний груз! Включается двигатель второй ступени. Он разгоняет облегченную ракету еще быстрее. Кончилось горючее во второй ступени? И ее тоже долой!
Слайд 27Проведение опыта с воздушным шариком.
Он очень похож на ракету, потому
что умеет летать, как она, давайте это проверим. Надуваю шарик,
отпускаю его, он двигается вперед, пока вытекает воздух и толкает шарик вперед, потом падает. Почему шарик упал? – правильно, потому что вышел весь воздух. Так и работают реактивные двигатели – есть горючее – ракета летит, закончилось горючее в ступени, она уже не нужна, ее отбрасывают, включается следующая ступень космического корабля. До космоса доберется только третья ступень, маленькая и легкая. Она – то и выведет на орбиту кабину с космонавтами, которая состыковывается с космической станцией
Слайд 28Речевая разминка «Космонавты».
-Космонавты должны уметь расшифровывать радиосигналы, которые им посылает
Центр управления полётом. Расшифруй радиосигнал и правильно составь предложения
1)
корабль, на, летит, Луна;
2) яркие, на, небо, звезды;
3) мы, Земля, живем, планета, на;
4) девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет;
5) родную, на, космонавты, Землю, возвращаются (летят).
Слайд 29Речь с движениями «Космос»
А теперь пойдем к ракете, - (шагаем
высоко, поднимая ноги к воображаемой ракете)
Заходите-ка все, дети.
Мы моторы заведем
- (имитируют движение руками)
И на Землю попадем! - (руки на поясе, повороты туловища вправо, влево)
Раз, два, три - (хлопки)
Ремни пристегни. - (руки в замок)
Ракета ввысь лети! - (ноги на носочках, руки тянутся вверх со звуком «ш»)
Слайд 30Представим себя конструкторами. С помощью счетных палочек и геометрических фигур
изобразите ракету. Анализ схем: из каких геометрических фигур, их количество.