Слайд 1Дифференциальная психофизиология
Тема 1. Предмет и методы дифференциальной психофизиологии
Слайд 2Материалы к курсу размещены на страничке «Воробьева Елена Викторовна» Цифрового
кампуса ЮФУ
http://incampus.ru/campus.aspx?id=10425548
Вам необходимо зайти в Цифровой кампус и зарегистрироваться;
На моей
странице размещены:
-УМК по дифференциальной психофизиологии;
- учебник Е.П. Ильина «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины»
Слайд 3Дифференциальная психофизиология (Ратанова Т.А., 2008)
Отрасль психологии, исследующая индивидуальные психофизиологические различия
между людьми. Изучает зависимость индивидуальных особенностей психики от индивидуальных различий
в деятельности мозга.
Слайд 4Методологические подходы, использующиеся в дифференциальной психофизиологии (Ратанова Т.А., 2008)
Сопоставление физиологических
и психологических параметров, полученных в независимых экспериментах и изучение изменений
физиологических функций во время той или иной деятельности.
Слайд 5Для дифференциальной психофизиологии характерны
(Ратанова Т.А., 2008)
Исследование отдельных свойств, а
не типов ВНД;
Признание у одного и того же свойства многих
проявлений, образующих синдром;
Выделение в синдроме основного показателя, наиболее значимого (референтного) для данного свойства;
Отказ от оценочного подхода к свойствам нервной системы, от признания свойств слабости и инертности отрицательными свойствами.
Слайд 6Возбуждение
Свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение; переход
нервной клетки или нервного волокна от состояния покоя к состоянию
активности, проявляющейся в генерации нервных импульсов или увеличении их частоты.
Слайд 7Торможение
Активный процесс, проявляющийся в ослаблении или прекращении деятельности нервных центров
(центральное торможение, открытое в 1863 г. И.М. Сеченовым) или рабочих
органов (периферическое, открытое в 1840 г. Эр. и Эд. Вебер).
Слайд 8Отечественная дифференциальная
психофизиология
теория свойств нервной системы, выдвинутая в основных чертах
И.П.Павловым – основа дифференциальной психофизиологии.
Слайд 9Основные свойства нервных процессов по И.П. Павлову
Сила возбуждения и торможения;
Их
подвижность;
Уравновешенность.
Индивидуальные особенности ВНД всегда обусловлены не каким-либо одним из свойств,
а всегда – их сочетанием.
Слайд 10Типы ВНД (по И.П. Павлову)
Сильный уравновешенный быстрый (живой) – соответствует
сангвиническому темпераменту;
Сильный уравновешенный медленный (спокойный) – флегматическому темпераменту;
Сильный неуравновешенный (безудержный)
( сильный возбудительный процесс и относительно слабое торможение)– холерическому темпераменту;
Слабый тип (слабые и возбуждение и торможение, в особенности) – меланхолическому темпераменту.
Слайд 11Концепция свойств нервной системы (по И.П. Павлову)
Введено и использовано понятие
элементарных характеристик нервной ткани (клеток) экзогенных по отношению к сущности
организации поведения;
Так, например, сила нервной системы связана с индивидуальным уровнем содержания гипотетического «возбудимого вещества»;
Слайд 12Концепция свойств нервной системы (по И.П. Павлову)
Свойства нервной системы могли
быть соотнесены с любым измеримым (непрерывным или дискретным) индивидуальным параметром,
а не только с некоторыми типами поведения (например, с Павловскими типами).
Слайд 13Школа Б.М. Теплова –в ней развивались идеи И.П. Павлова о
свойствах нервной системы
В.Д. Небылицын, Л. А. Шварц, К. М. Гуревич;
Н.С. Лейтес, В.И. Рождественская, И.В. Равич-Щербо и др.
Исследования этой школы показали, что можно выделить (кроме Павловских) – дополнительные свойства нервной системы (лабильность, динамичность, концентрированность).
Слайд 14Положения, лежащие в основе исследований свойств нервной системы в школе
Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына
Необходимость изучения свойств нервной системы, а
не типов ВНД;
Установление связи свойств нервной системы с динамическими, формальными особенностями поведения, а не с содержательной стороной психики;
Использование не одной, а нескольких методик для диагностики каждого свойства нервной системы, предпочтительность непроизвольных показателей свойств;
Слайд 15Оценка свойства как комплекса (синдрома) коррелирующих проявлений;
Отказ от оценочного подхода
к свойствам, утверждение одинаковой биологической ценности полярных свойств (сила-слабость, подвижность-инертность);
Широкое
использование математико-статистических методов (корреляционного, факторного анализа) для выделения и исследования природы свойства нервной системы.
Положения, лежащие в основе исследований свойств нервной системы в школе Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына
Слайд 16Структура индивидуально-психологических различий (по Б.М. Теплову)
Темперамент (как динамическая характеристика психической
деятельности личности);
Предпосылки способностей (общих и специальных).
Слайд 17Вклад Б.М. Теплова в развитие дифференциальной психофизиологии
Согласно Б.М. Теплову, свойства
нервной системы проявляют себя, прежде всего и преимущественно, в динамическом
(или формально-динамическом) аспекте поведения (скорость, темп, напряженность, вариабельность и др.) и в меньшей степени обнаруживаются в содержательных аспектах деятельности ( побуждения, мотивы, цели, знания и др.).
Слайд 18Вклад Б.М. Теплова в развитие дифференциальной психофизиологии
Сформулированная Б.М. Тепловым стратегия
типологических исследований определялась первичным детальным изучением отдельных свойств нервной системы
исходя из их физиологического содержания, а в отдаленной перспективе — выделением характерных сочетаний данных фундаментальных характеристик мозга и их психологических проявлений в определенных типах высшей нервной деятельности (1954-1959).
Слайд 19Понятия «тип», «типологический» в дифференциальной психофизиологии соотносится с определенным сочетанием
свойств нервной системы.
Слайд 20Термин «дифференциальная психофизиология»
Впервые использован в 1963 г. В.Д. Небылицыным для
обозначения мультидисциплинарной области психологии, которая образовалась на пересечении физиологии высшей
нервной деятельности (и нейрофизиологии) и дифференциальной психологии (психологии индивидуальных различий).
Слайд 21Предмет дифференциальной психофизиологии
дифференциальная психофизиология имеет свой специфический предмет, связанный
с изучением конституциональных, природных, стабильных, генотипически обусловленных свойств индивида, в
том числе и свойств его нервной системы (И.В. Равич-Щербо, 1975).
Слайд 22Дифференциальная психофизиология
Дифференциальная психофизиология была сфокусирована на изучении механизмов детерминации индивидуально-психологических
различий (в том числе и различий в темпераменте и способностях
особенностями нейродинамической организации индивидуальности.
Слайд 23В.Д.Небылицын
Дифференциальная психофизиология -направление психологической науки, призванное изучать унитарные
параметры целого мозга как задатки целостных общеличностных особенностей человека
(В.Д.Небылицын,
1968).
Слайд 24Вклад В.Д. Небылицына в разработку концепции свойств нервной системы
Основываясь на
имеющихся фактах, полученных в работах П.К. Анохина, А.Р. Лурия, Е.Д.
Хомской, В.Д. Небылицын полагал, что индивидуальные проявления таких существенных функций, как организация целенаправленных движений и действий, сложные интеллектуальные операции, высшие гностические процессы, программирование конструктивной деятельности, целенаправленная активность, высшие формы эмоций и потребностей, должны быть так или иначе связаны с общими свойствами как фундаментальными особенностями регуляторной системы мозга человека.
Слайд 25Вклад В.Д. Небылицына в разработку концепции свойств нервной системы
Предложено понятие
общих свойств нервной системы, которые являются детерминантами индивидуальных особенностей поведения
в наиболее его общих проявлениях и чертах;
Согласно гипотезе Небылицына, в качестве общих свойств нервной системы следует рассматривать физиологические параметры комплексов мозговых структур, которые имеют значение для целостной психической деятельности индивида и детерминируют проявления общеличностных характеристик индивидуальности.
Слайд 26Общие свойства нервной системы
По В.Д. Неблицыну, общие свойства -унитарные нейрофизиологические
параметры, характеризующие мозг как целое и лежащие в основе общеличностных
проявлений.
Как возможный субстрат общих свойств, позволяющий приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей поведения, рассматривались фронтальные мозговые структуры.
Слайд 27Морфологический субстрат общих свойств нервной системы
В результате теоретического обобщения широкого
круга нейро- и психофизиологических данных В.Д. Небылицын предположил, что морфологическим
субстратом общих свойств является регуляторная система, куда входят лобные доли или антецентральная кора, лежащие кпереди от центральной борозды, и функционально связанные с ними нижележащие подкорковые образования.
Слайд 28Вклад В.Д. Небылицына в разработку концепции свойств нервной системы
Темперамент (наряду
с общими способностями) выступает одним из важнейших референтов при выделении
показателей общих свойств нервной системы.
В структуре темперамента выделяются два параметра:
- общая активность;
- эмоциональность.
Слайд 29Структура темперамента. Общая активность (по В.Д. Небылицыну)
Общая активность обусловливает «внутреннюю
потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению
относительно внешнего мира».
Три уровня (аспекта) внешней активности:
- моторный;
- интеллектуальный;
- социальный.
Слайд 30Структура темперамента. Общая активность (по В.Д. Небылицыну)
Общая активность объединяет такие
индивидуальные качества, которые соответствуют понятию формально-динамических особенностей личности, образующих континуум
от «инертности и пассивного созерцательства.. до высших степеней энергии»;
Индивидуальные характеристики активности связаны с особенностями лобно-ретикулярного комплекса мозговых структур.
Слайд 31Структура темперамента. Эмоциональность (по В.Д. Небылицыну)
Эмоциональность – «целый комплекс качеств,
описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения различных эмоциональных состояний»;
Три аспекта
эмоциональности:
- впечатлительность (эмоциональная чувствительность);
- импульсивность;
- эмоциональная лабильность.
Слайд 32Структура темперамента. Эмоциональность (по В.Д. Небылицыну)
Индивидуальные характеристики эмоциональности детерминируются лобно-лимбической
системой мозга.
Слайд 33Впечатлительность (эмоциональная чувствительность)
Выражает эмоциональную восприимчивость индивида, его чувствительность к эмоциогенным
стимулам (или ситуациям).
Слайд 34Импульсивность
Отражает, насколько легко трансформируются эмоции в побуждение (мотив) к действиям
без их предварительного обдумывания.
Слайд 35Эмоциональная лабильность
Характеризует скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому.
Слайд 36В плане разработки гипотезы В.Д. Небылицына о регуляторной мозговой системе
как возможном субстрате общих свойств основное внимание исследователей уделено детальному
изучению ее двух основных комплексов — фронто-лимбическому и фронто-ретикулярному.
Слайд 37Структурно-системный подход В.Д. Небылицына к анализу физиологических факторов человеческого поведения
Свойства
нервной системы имеют 2 уровня организации: уровень нервных элементов (нейронов)
и уровень структурных комплексов мозга;
Роль и проявление одного и того же свойства нервной системы на разных уровнях могут быть совершенно различными. При этом, наиболее общие формально-динамические характеристики индивидуального поведения (включая свойства темперамента) связаны преимущественно с более высоким уровнем комплексов мозга.
Слайд 38Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии (В.Д. Небылицын)
систематическое изучение психофизиологического уровня индивидуальных
различий, с поиском нейрофизиологических факторов индивидуального человеческого поведения (1968). Такая
ориентация работ должна была способствовать разрешению ряда проблем, выявившихся в ходе развития учения о типологии человека. В частности, остро встала проблема парциальности или региональности основных свойств нервной системы, возникшая из-за несовпадения индивидуальных особенностей разных областей головного мозга (В.Д. Небылицын, 1968; В.М. Русалов, 1979 и др.).
Слайд 39Связь дифференциальной психофизиологии с другими науками
Дифференциальная психология (дифференциальная психофизиология оказала
влияние на развитие ее теоретических и методологических оснований);
Психофизиология
Слайд 40Основные ритмы ЭЭГ
(Источник: http://eeg-online.ru/)
Дельта (delta) ритм – колебания частотой менее
3.5 Гц (Walter, 1936). Нижней границей дельта в клинической ЭЭГ
является, как правило, 0.3-0.5 Гц. В зависимости от уровня бодрствования и локализации дельта колебания свидетельствуют либо о локальной/диффузной церебральной дисфункции (опухоль, кровоизлияние, кома, и др.), либо отражают физиологическое снижение уровня активации головного мозга (сон). Отдельная медленная волна может являться также компонентом патологических комплексов, например, эпилептиформного паттерна спайк-волна, и др.
Тета (theta) ритм – 4-7.5 Гц (Walter and Dovey, 1944). Так же как и дельта, колебания тета-диапазона могут отражать локальную или диффузную церебральную дисфункцию, или физиологически обусловленное снижение уровня бодрствования.
Слайд 41Основные ритмы ЭЭГ
(Источник: http://eeg-online.ru/)
Альфа (alpha) – 8 -13 Гц, доминирует
в задних отделах, у взрослых имеет в сред-нем амплитуду до
70-80 микровольт, бло-кируется при открывании глаз, связан со зрительными структурами мозга (Berger, 1929). Альфа-ритм формируется в пер-вые месяцы и годы жизни, имеет вначале частоту 3-4 Гц, постепенно достигая таких же значений, как и у взрослых, к возрасту 3-х лет. Это первый описанный и наибо-лее изученный ритм, наиболее выражен в нормальной ЭЭГ расслабленного бодр-ствования, с его описания обычно начи-нается составление заключения ЭЭГ.
Слайд 42Основные ритмы ЭЭГ
(Источник: http://eeg-online.ru/)
Бета (beta) ритм – колебания от 14
Гц и выше. На практике верхней границей бета активности обычно
являются значения 30-35 Гц. Частоты выше 30 Гц иногда описываются как гамма ритм. В норме у взрослого челове-ка в состоянии расслабленного бодрст-вования амплитуда бета-ритма обычно зна-чительно ниже, чем амплитуда альфа, чаще менее 20-30 микровольт, с тенденцией к максимуму в передних отделах. Доминиро-вание бета-активности может являться следствием воздействия различных меди-каментов. Следует различать собственно бета активность мозгового происхождения от электромиографических артефактов.
Слайд 43Другие ритмы и колебания, которые могут описываться в клинической практике
Мю
(mu) ритм – та же частота, что и альфа, но
имеет другую пространственную организацию (максимум в центральных отделах), форму, реактивность, блокируется при произвольных движениях, связан с сенсомоторной корой (Jasper and Andrews, 1938).
Лямбда (lambda) волны – колебания, возникающие в задних отделах при следящих движениях глаз (Gastaut, 1951; Evans, 1952).
Слайд 44Ритмы, которые в основном описываются в научной литературе, использование которых
необязательно в клинической практике
Каппа (kappa) – колебания в альфа-диапазоне с
максимумом в передне-височных отделах (Laugier and Liberson, 1937)
Пи (pi) - медленные колебания (3-4 Гц) в задних отделах мозга (Dutertre, 1977), отличающиеся от основного затылочного ритма и не являющиеся его гармоникой.
Фи (phi) – медленные колебания дельта диапазона в задних отделах, характерно возникающие при закрытии глаз (Belsh et al., 1983)
Сигма (sigma) – аналогично «сонным веретенам» (Kugler, 1981)
Ро (rho) - аналогично позитивным затылочным острым компонентам (POSTS) (Kugler, Laub, 1973).
Слайд 45Депрессия альфа-ритма при открывании глаз
Слайд 46Литература
Базылевич Т.Ф. К психологии целостной индивидуальности. — М.: Издательство «Институт
психологии РАН», 1997.
Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.:
Наука, 1976.
Поворинский А. Г. , Заболотных В. А. ПОСОБИЕ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ http://www.mks.ru/library/books/eeg/kniga01/index.html
Психофизиология. Учебник для вузов 2-е издание, дополненное и переработанное. Под редакцией Ю. И. Александрова Серия «Учебник нового века» СПб.: Питер, 2003. -496 с. 363-378.
Слайд 47Литература:
Ратанова Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности: Учебное пособие.- М.: Изд-во Московского
психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2008.- 160 с.