Слайд 1Общие положения. Дорога и ее элементы
«Дорога» — обустроенная или приспособленная
и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность
искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Слайд 2Городская дорога ( дорога в населенном пункте)
Слайд 3Загородная дорога ( дорога вне населенного пункта).
Слайд 4Дорога может быть представлена и искусственно созданной поверхностью – неким
сооружением (мостом, эстакадой, путепроводом). Это – тоже дорога.
Слайд 5Она будет дорогой только до весенней распутицы или начала очередного
цикла сельскохозяйственных работ. Но в данный момент она – дорога.
Слайд 6Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а
также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их
наличии. состоит из
Проезжей части (или нескольких проезжих частей);
Разделительной полосы (или нескольких разделительных полос) – при наличии;
Обочин – при наличии;
Тротуаров – при наличии;
Трамвайных путей – при наличии.
Слайд 7«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных
средств. Участок асфальтового покрытия – это именно ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ, то
есть только ЧАСТЬ ДОРОГИ, которая предназначена для того, чтобы по ней двигались безрельсовые транспортные средства (все, кроме трамваев).
Слайд 8«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с
помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный
для движения и остановки транспортных средств. И опять же – для того чтобы лучше уяснить данное понятие, рассмотрим его детально.
Во-первых, «разделительная полоса» — элемент дороги, … разделяющий смежные проезжие части.
Слайд 9Основной функцией разделительной полосы является разграничение транспортных потоков (преимущественно противоположных
направлений). Это делается, например, для обеспечения наибольшей безопасности дорожного движения.
Ведь
разделительная полоса делает минимальной возможность выезда на полосы, предназначенные для встречного движения. Именно поэтому разделительная полоса – это обязательный элемент самой скоростной дороги в Российской Федерации – автомагистрали.
Слайд 10И вот здесь – самое главное, что касается разделительных полос.
Они фактом своего наличия выделяют на дороге две и более
проезжие части.
Например, две проезжие части, если разделительная полоса одна.
Слайд 11Или три проезжие части, если разделительных полос две, и т.д.
Слайд 12Наиболее представительным видом разделительной полосы является изображенный на рисунке выше
газон, ограниченный бордюрами. Это, так сказать, — хрестоматийный пример.
Слайд 13Это – конструктивный вариант разделительной полосы, то есть оформленный с
помощью физической конструкции — газона. К подобному виду могут относиться
также железобетонные, металлические ограждения и прочие физические конструкции.
Слайд 14Но разделительная полоса может быть оформлена и логически – с
помощью горизонтальной дорожной разметки 1.2.1, обозначающей край проезжей части. Это
– абсолютно такая же разделительная полоса.
Слайд 15«Разделительная полоса» — элемент дороги, … не предназначенный для движения
и остановки транспортных средств.
.
Разделительная полоса предназначена не для транспортных средств,
а исключительно для выделения смежных проезжих частей. Именно поэтому по ней нельзя осуществлять движение или совершать остановку и стоянку.
Разделительная полоса – это тоже элемент дороги, который разделяет единую проезжую часть на несколько проезжих частей. Важно помнить, что разделительная полоса не предназначается для движения, остановки и стоянки транспортных средств. Ее назначение иное. И совсем не трудно догадаться, что разделительная полоса – это необязательный элемент дороги.
Слайд 16Достаточно часто водители путают разделительную полосу, выделенную с помощью разметки,
и двойную сплошную линию разметки (горизонтальную разметку 1.3).
двойная
сплошная разметка
разделительная полоса.
Слайд 17«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на
одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с
помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
Слайд 18Обочина – это тоже элемент дороги. Спросите, почему? Просто в
подавляющем большинстве случаев обочина используется для осуществления остановки и стоянки
транспортных средств (и в исключительных случаях – для движения).
В свою очередь, остановка и стоянка – это режимы использования транспортных средств, которые регламентируются разделом 12 ПДД. Следовательно, обочина – чисто логически – тоже должна быть элементом дороги, граничащим с проезжей частью.
Очень часто обочина отличается от проезжей части характером покрытия: проезжая часть оформляется с помощью асфальта, а обочина – посредством гравия, щебня, песка, глины, дерна и пр.
Слайд 19Обочина не является обязательным элементом дороги. Так, в населенных пунктах
она может просто отсутствовать
Сделаем вывод и по обочине. Обочина –
это еще один возможный элемент дороги, который непосредственно примыкает к проезжей части и служит, в основном, для осуществления остановки и стоянки транспортных средств.
Слайд 20Однако на крупных или скоростных трассах практикуется нанесение на край
проезжей части специальной горизонтальной разметки 1.2.1 и 1.2.2, по обратную
сторону которой начинается обочина.
Слайд 21«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий
к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от
них газоном.
Слайд 22 ТРОТУАР
тротуары предназначены для
пешеходов
в отдельных случаях транспортным средствам все-таки разрешается движение и стоянка
на тротуарах
тротуар – это необязательный элемент дороги.
вне населенного пункта он банально отсутствует. За ненадобностью. А пешеходы осуществляют движение по обочинам.
Тротуары – это тоже часть дороги, которая примыкает непосредственно к проезжей части или отделяется от нее газоном.
Слайд 23Последний элемент дороги – ТРАМВАЙНЫЕ ПУТИ, ПДД никак не квалифицируют
трамвайные пути, отмечая лишь то, что они являются частью дороги,
но не относятся к проезжей части. Водителю следует помнить об этом.
Слайд 24ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ. «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей
части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную
для движения автомобилей в один ряд. Иными словами, полоса движения — это элемент проезжей части, предназначенный для движения одного транспортного средства.
Слайд 25Чаще всего (судя даже по рисунку) полосы движения выделяются с
помощью разметки. Но бывает, что полосы обозначаются также и посредством
дорожных знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8.
Слайд 26А вот на перекрестках населенных пунктов можно очень часто встретить
сочетание и разметки, и знаков, которые определяют количество полос на
проезжей части.
Слайд 27Однако бывают случаи, когда разметка на проезжую часть еще не
нанесена, или когда она поизносилась и стала неразличимой, или когда
она просто занесена снегом, песком, слоем пыли или грязи. Да и знаки, как назло отсутствуют.
Получается, что на данной проезжей части нет полос для движения?
Слайд 28И если полосы движения на проезжей части никак не обозначены,
то, в соответствии с требованиями раздела 9 Правил, водитель обязан
самостоятельно определить свое положение на проезжей части с учетом: Ширины проезжей части;
Габаритов транспортных средств;
Необходимых интервалов между ними.
Слайд 29Дорога
Дорога – это часть земной суши или искусственно созданной поверхности
(мост, эстакада, путепровод, переправа и пр.), которая предусмотрена для движения
транспортных средств.
Дорога в включает в себя проезжую часть (или проезжие части – в зависимости от наличия разделительной полосы), поделенную на полосы движения, а также разделительную полосу (или полосы), обочины, тротуары и трамвайные пути при их наличии.