Слайд 1Духовная жизнь в 30-е гг.
Презентация подготовила Бердяева Марина.
Слайд 2Литература и театр
Решительные перемены в первое революционное десятилетие произошли с
русским театром. Революция способствовала созданию советского режиссерского театра. В эти
годы в стране возникло много новых театральных коллективов, среди них Большой драматический в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А.А. Блок, Театр им В.Э. Мейерхольда, Театр им. Е.Б. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета. Первым советским театральным спектаклем стала "Мистерия - Буфф" в постановке В.Э. Мейерхольда, (1921). В.Э. Мейерхольд обосновывал принципы публицистического, страстного, агитационного театра-митинга, он внедрял в театральное действие элементы цирка и кинематографа, гротеск и эксцентрику.
Слайд 3Литература и театр
Новатором театрального искусства был Е.Б. Вахтангов. В его
творчестве сближались эстетические принципы К.С. Станиславского и В.Э. Мейерхольда: глубокая
правдивость раскрытия внутреннего мира человека органически сочеталась со стремлением придать спектаклю гиперболическую, причудливо гротескную форму. Вводя в спектакль музыку и танцы, используя условно-обобщенные декорации, варьируя световые эффекты, Вахтангов обогатил современный сценический язык. Осуществленная им в 1922 году постановка "Принцессы Турандот" К. Гоцци знаменовала собой утверждение принципа "праздничной театральности". Согласно замыслу Вахтангова, исполнители на всем протяжении спектакля сохраняли шутливо-ироническое отношение к сюжету разыгрываемой ими пьесы-сказки и к своим персонажам: то "входили в образ", целиком погружаясь в переживания героев, то "выходили из образа", непринужденно и весело общаясь с публикой. Живой контакт между актерами и зрительным залом, легкая, элегантная форма обеспечили спектаклю долгую сценическую жизнь.
Слайд 4Е.Б. Вахтангов Станиславский
Слайд 5Литература и театр
К этому времени относится и начало профессионального театра
для детей, у истоков которого стояла Н.И. Сац. К концу
30-х годов в стране насчитывалось уже более 70 детских театров.
Талантливая молодежь, прошедшая фронты гражданской войны, пришла в литературу. Только с 1920 по 1926 гг. впервые выступили в печати более 150 писателей, среди них. В.А. Каверин, Н.С.Тихонов, Л.М. Леонов, М.А.Шолохов, Н.Н. Асеев, А.А. Фадеев. Известными фигурами в культурной жизни республики в первое советское десятилетие были те литераторы, творческая деятельность которых началась и была признана еще до революции: А. С. Серафимович, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, Д. Бедный, М. Горький. Эти имена олицетворяли собой преемственность в развитии русской художественной культуры. Особое место в этой плеяде занимал М. Горький. В 20-е были опубликованы его произведения "Мои университеты", "Дело Артамоновых". По инициативе Горького было организовано издательство "Всемирная литература".
Слайд 66. Литература. Театр
Согласно канонам соцреализма образцом в театральном искусстве
стал МХАТ
Слайд 7Литература и театр
В 30-е годы заметно повышается роль исторического романа,
проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким
историческим персонажам. Отсюда и целая серия серьезнейших исторических произведений: "Кюхля" Ю.Н. Тынянова, "Радищев" О.Д. Форш, "Емельян Пугачев" В.Я. Шишкова. В эти же годы блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Б.Л. Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М.М. Зощенко, И.А. Ильф и Е.П. Петров. Классикой советской детской литературы стали произведения С.Я. Маршака, А.П. Гайдара, К.Я. Чуковского.
Слайд 96. Литература. Театр
Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура не могли
не
оказать влияния на общий уровень массовой литературной
продукции
В 1931 г.
окончательно вернулся
на родину М. Горький.
А. Н. Толстой
закончил
на родине
трилогии
«Хождение по
мукам»,
создал роман
«Петр I»
Слайд 106. Литература. Театр
М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, пишет
роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины».
М. А.
Булгаков подарил миру книгу «Мастер и Маргарита»