Слайд 1Эгейский мир, Крито-Микенская культура
Шайдулина Кристина ГД120/1
Слайд 2ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА (крито-микенская культура) - общее название цивилизаций бронзового века
на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой
Азии (Анатолии).
Слайд 3Процесс формирования эгейской культуры был сложным и длительным: культуры западной
Анатолии и Средней Греции возникли на основе местного неолита, на
островах восточной части Эгейского моря преобладало влияние культуры Трои; западно-анатолийское влияние было сильно и на других островах. Культурным центром в раннеэгейский период являлись Киклады. Среди памятников 3-го тыс. до н. э. выделяется погребальная пластика с Кикладских островов, так называемые «кикладские идолы», — мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованных, лаконичных, монументальных форм с четко выраженной архитектоникой («скрипкообразные» фигуры, статуэтки обнаженных женских тел).
Слайд 4Царские дворцы! Самый большой, площадью в двадцать тысяч квадратных метров,
раскопан в Кноссе. По сторонам большого внутреннего двора было в
нем столько комнат, коридоров, запутанных ходов, что он подлинно походил на лабиринт.
Слайд 5Кносский дворец расположен на невысоком холме, центром архитектурного комплекса являлся
прямоугольный двор (60х28 м). В разных своих частях дворец был
разноэтажным: царские апартаменты сменялись более скромными жилыми комнатами, святилища — гимнастическими залами, бассейнами (критянам был известен водопровод), открытыми площадками. Весь дворцовый комплекс сложился окончательно около 1600 г. до н.э.
Слайд 7Тут все говорит о стремлении сделать каждодневную жизнь как можно
удобнее и приятнее.
Свет и прохлада даже в самые знойные дни.
Такое сочетание достигалось заменой окон световыми колодцами‑двориками, с первыми лучами зари вырывающими из мрака дворцовые покои. Специальные вентиляционные устройства, вращающиеся двойные двери, великолепные помещения для омовений, водоотводные каналы, бесчисленные мастерские и кладовые...Белые стены, темные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, – особенность критской архитектуры; ничего громоздкого, давящего.
Слайд 8Особенностью строительной техники Кносского дворца, построенного из кирпича-сырца и камня,
являются деревянные на каменной базе колонны, расширяющиеся кверху.
Слайд 9Все свои доходы от земледелия, торговля и пиратских набегов цари
и критская знать обращали в драгоценности, накапливая золотую посуду, изделия
из серебра и слоновой кости и заботясь о том, чтобы у них ни в чем не было недостатка. Извлечь из жизни все радости, окружить себя прекраснейшими творениями рук человеческих и сверкающими драгоценностями – вот как будто о чем заботилась прежде всего верхушка критского общества.
Главным украшением дворцовых покоев была живопись – самое полное и замечательное выражение критского художественного идеала.
Слайд 11Стены парадных зал дворца были расписаны темперой (раньше считалось, что
фресками).
Те́мпера (итал. tempera, от латинского temperare — смешивать краски) —
водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры).
Фреска - живопись водяными красками по сырой штукатурке
Слайд 12Попасть в Кносский дворец можно было с нескольких сторон. Один
из главных входов располагался на юго-западной стороне. Перед ним находилась
огромная площадь, которая вела к небольшим ступенькам с одной колонной. Далее шел портик с различными фресками, изображающих быков. Пройдя мимо него вы оказываетесь перед глухой стеной с двумя дверьми. Одна из них ведет в помещение стражи, другая - в длинный коридор, который сделан буквой Г. Его называли Дорогой (Коридором) Процессий. Участники священного шествия идут, гордо запрокинув голову и отклоняя торс назад.
Слайд 13Попасть в Кносский дворец можно было с нескольких сторон. Один
из главных входов располагался на юго-западной стороне. Перед ним находилась
огромная площадь, которая вела к небольшим ступенькам с одной колонной. Далее шел портик с различными фресками, изображающих быков. Пройдя мимо него вы оказываетесь перед глухой стеной с двумя дверьми. Одна из них ведет в помещение стражи, другая - в длинный коридор, который сделан буквой Г. Его называли Дорогой (Коридором) Процессий. Участники священного шествия идут, гордо запрокинув голову и отклоняя торс назад.
Слайд 15Одна из самых известных росписей Кносского дворца - т.н. фреска
Парижанка (примерно XV в. до н. э), La Parisienne, так
её назвал Артур Эванс. Сейчас хранится опять же в Археологическом музее Ираклиона.
Первоначально Парижанка находилась в одном из помещений второго этажа Кносского дворца. Она изображала ритуальный пир, участники которого сидели друг напротив друга с чашами в руках. Сохранился лишь фрагмент головы девушки и большого ритуального узла на одежде сзади.
Огромный глаз, изображенный, как в египетских росписях и рельефах, в фас. Влияние Египта часто сказывается в критском искусстве. Но в нем дышит совсем иной дух.
Во‑первых, сам образ.
Оживленное личико, вздернутый нос, вишневый ротик, игривый завиток, спадающий с высокой шапки темных кудрей.
Прозрачные кружева и лиф ярких голубых и пурпурных тонов.
Слайд 16Прекрасен юноша в диадеме, с осиной талией (раскрашенный рельеф), такой
гордый и властный, что в писаниях о критском искусстве величают
его то «принцем», то «князем‑жрецом»
Слайд 17Фреска в музее и реплика фрески во дворце, помещенная Эвансом
на месте находки.
Однако фреска была собрана из нескольких разрозненных фрагментов
(торса с рукой, локтя, ладони с веревкой, ноги и тиары), что хорошо видно на самой фреске в музее, поэтому есть несколько предположений, какое изображение могли содержать эти фрагменты. Также учитывая, что в традициях минойского искусства мужчин окрашивали в красный цвет, а фигура белая, – это могла быть даже женщина.
Слайд 19Также есть предположения, что на фреске было изображено как минимум
два человека. Примерно вот так:
Слайд 20
...Критские дамы ("Дамы в голубом"), разряженные и оживленные, глядят на
какое‑то состязание или церемонию. Лица нарисованы в профиль, а тело
в фас. Впрочем, это, быть может, не просто дамы, а жрицы: у них такие же туалеты, как у богинь или жриц со змеями, статуэтки которых были найдены в тайниках Кносского дворца. Но чьи бы ни были эти женские образы, волнующе современной кажется нам их живописная группа, где запечатлена сама жизнь в каком‑то мгновенном аспекте.
Слайд 21Познавательная колористика Крита: мужские фигуры окрашены коричневатой краской, женские —
белой. Особенно часто появляется фигура быка: игры с этим животным,
видимо, имели особое распространение и какой-то ритуальный смысл. В сценах с быком несоразмерны фигуры быка (всегда очень крупного) и людей.
Вспомним Зевса в образе быка, похитившего Европу. И опять‑таки, согласно греческим мифам, бог морей Посейдон подослал к супруге царя Миноса белоснежного быка, от которого она и родила быкоподобное чудовище Минотавра; на Крите же Геракл одолел бешеного быка и переплыл на нем море.
Слайд 23В Тронном зале Кносского дворца на красном фоне стены изображены
среди папирусов (папирус - это не только бумага, а еще
и растение, из которого ее делали) сказочные существа — грифоны (львы с орлиными головами).
Слайд 24Ссылки:
https://olva-makeup.livejournal.com/12565.html
http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/greek/HistoryArt-Greek-kreet.html