Слайд 1
Экологическое воспитание школьников .
Опыт работы
учителя биологии
школы – лицея «Дарын»
Ягодиной
Е.В.
Слайд 2Воспитание – явление социальное. Оно возникло вместе с человечеством и
прошло вместе с ним длительный путь развития.
Самое большое богатство -
разум.
Самое большое наследство – воспитанность.
Самая большая нищета – невежество.
Арабский поэт.
Слайд 3Одна из важнейших задач воспитывающего обучения – не допустить равнодушного,
безразличного отношения ученика к приобретаемым знаниям, когда ему нет никакого
дела до их содержания.
В.А. Сухомлинский.
Эффективность проявления в учебном процессе важнейшей педагогической закономерности – единства обучения, воспитания и развития учащихся определяется умением учителя использовать объективные возможности содержания биологического образования.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи в обучении биологии направлены на достижение главной цели – всестороннее развитие личности учащихся.
Слайд 4 Для достижения этой цели при обучении биологии
решаются следующие воспитательные задачи:
формирование научно – материалистического мировоззрения,
нравственное воспитание,
эстетическое
воспитание,
трудовое воспитание,
экологическое воспитание,
гигиеническое и половое воспитание,
воспитание правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Слайд 5 Одним из приоритетных направлений своей работы я считаю
экологическое воспитание и просвещение учащихся.
Экологическое образование и воспитание способствует
развитию экологических ценностей, помогает осознать ценность природы для удовлетворения материальных, эстетических, духовных и познавательных потребностей человека, понять современные проблемы экологии и осознать их актуальность, как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызывать стремление принимать личное участие в решении экологических проблем.
Слайд 6Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной
деятельности учащихся:
самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический
материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
Слайд 7На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие
самостоятельную деятельность учащихся.
Задания и задачи направлены на выявление противоречий во
взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
Слайд 8На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы
можно обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны
природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней.
Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.
Слайд 9
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые
игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.
Ряд методов имеет
универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.
Слайд 10Вопросы экологической культуры освещаются как в урочной так и внеурочной
деятельности.
В школе традиционно проводятся месячник экологии.
Проводится выставка и конкурс
плакатов и рисунков, учащиеся готовят доклады и рефераты.
На школьной научной конференции для старшеклассников ученики 11 класса защищают реферат по теме: «Глобальные экологические проблемы Казахстана и пути их решения».
Слайд 11Учащиеся школы посещают кружок «Фламинго», где полученные знания способствуют развитию
экологических ценностей, помогает осознать ценность природы
Слайд 12
Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий,
учитель использует пример и поощрение.
Если данные методы воспитания будут
использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность