Слайд 1ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИРЕ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Тема 2
ТУШКОВ
Александр Анатольевич
Доктор
исторических наук, профессор кафедры Мировой экономики и международных отношений
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
Институт международного бизнеса и экономики
Кафедра Мировой экономики и международных отношений
Слайд 2План
Экономическая мысль Древнего Востока
Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Средневековая
эпоха Западной Европы
Слайд 3Экономическая мысль Древнего Востока
Первые цивилизации, появившиеся около 3 тыс. лет
до н. э. (Египет, государства Междуречья), сформировали определенный тип общества,
который получил затем преимущественное распространение в странах Азии, хотя к нему можно отнести и некоторые древние государства Европы (Крит), Америки (государства майя, ацтеков, инков) и Африки (Египет).
Основные средства производства (земля и оросительные системы) принадлежали здесь государству, существовавшему в виде абсолютной монархии. Основными производителями были свободные крестьяне и ремесленники, объединенные в общины.
Слайд 4Экономическая мысль Древнего Востока
Они платили налоги и выполняли трудовые повинности.
Рабы составляли незначительную долю трудящихся и использовались в основном либо
для услуг, либо на самых тяжелых работах (в рудниках и каменоломнях). Значительную долю в экономике составляло натуральное хозяйство, хотя присутствовали и товарно-денежные отношения.
Высшие слои общества были представлены преимущественно чиновниками, так как социальные отношения в большой степени регламентировались и контролировались государством. В духовной жизни общества огромную роль играла религия.
Слайд 5Экономическая мысль Древнего Востока
Предмет и метод экономической мысли
Основные источники об
экономической мысли Древнего Востока дошедшие до нашего времени, стали юридические
документы того времени и сочинения о государственном управлении, одной из сфер которого была экономика. Поэтому предметом экономической мысли в них была макроэкономика, т.е. хозяйственные отношения в масштабах государства. Метод этих сочинений был преимущественно нормативный, они были написаны в основном в форме рекомендаций о том, как лучше управлять государством. Нормы социально-экономических отношений в значительной степени обосновывались существующими традициями и религиозны ми представлениями.
Слайд 6Экономическая мысль Древнего Востока
Основные теоретические положения, древневосточных мыслителей можно свести
к следующим положениям.
Понятие богатства
Главной проблемой экономической науки на всех стадиях
ее развития является богатство (или его разновидности - выгода, прибыль, полезность). В экономической теории проблема богатства рассматривается на различных уровнях — человека, фирмы, общества.
Древневосточная экономическая мысль рассматривала, прежде всего, богатство государства.
Слайд 7Экономическая мысль Древнего Востока
В древневосточных сочинениях давались рекомендации, как сделать
поступление налогов наиболее полным. Эти рекомендации относились к разным слоям
общества, из которых выделялись земледельцы, торговцы и чиновники. На Древнем Востоке крестьяне считались основой государства не только потому, что они были производителями главных предметов потребления и основными налогоплательщиками. Одной из наиболее результативных форм управления земледельцами восточные мыслители считали «круговую поруку», т.е. взаимную ответственность членов крестьянской общины, прежде всего при уплате налогов. Они даже предлагали распространить принцип «круговой поруки» на все сферы государственного управления.
Слайд 8Экономическая мысль Древнего Востока
Несмотря на признание необходимости торговли, все авторы
древневосточных сочинений проявляли антипатию к торговцам, поскольку считалось, что это
злостные неплательщики налогов. В качестве контрмеры государство обкладывало купцов самой высокой ставкой налогообложения. Кроме того, чтобы доходы торговцев могли быть легче определены, а также для стабилизации положения на рынке древневосточными авторами предлагалась государственная фиксация цен. Это нередко было и на практике — в некоторых сводах законов древневосточных государств прямо указывались цены на основные товары.
Слайд 9Экономическая мысль Древнего Востока
Третьи налогоплательщики – чиновники. Авторы древневосточных сочинений
прекрасно видели, что сбор налогов — только половина дела. Важно
также, чтобы их не растаскивали по дороге в царскую казну. Против чиновников-казнокрадов рекомендовалось применять, наряду с официальным контролем, тайный контроль путем внедрения правительственных агентов под видом слуг, торговцев и тому подобное.
Слайд 10Экономическая мысль Древнего Востока
Большое место в трудах восточных поднимался вопрос
о государственном регулировании экономики. Для древневосточных обществ было в основном
типично прямое государственное регулирование экономических отношений путем законов и указов даже в сфере рыночных отношений. Типичным было также использование государственной монополии на производство и продажу или только на продажу определенных товаров.
Слайд 112. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Античная Греция
История античной
Греции включает периоды разложения родового строя – общины и перехода
к рабовладению (X – VI века до н. э), формирование городов-государств, их развитие и упадок ( V – IV века до н. э). В ходе этой истории происходило изменение отношений собственности на землю как важнейшее условие жизнедеятельности общества - находясь в общей собственности рода, земля закреплялась в своем использовании за его отдельными членами. Устойчивое пользование закрепленной земельной собственностью превращало члена общины в самостоятельного хозяина, который сам трудится в хозяйстве вместе с членами своей семьи.
Слайд 122. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Постепенно к VI
– V в. д.н.э. векам труд рабов становится необходимым и
решающим условием в жизни античного общества, вытесняя труд самостоятельных хозяев. В обществе развивается стремление к обогащению за счет увеличения применяемого труда рабов. Труд в материальном производстве, включая и земледелие, становится все более уделом рабов и как таковой презирается формирующимся классом рабовладельцев. Рабовладение становится фундаментом античного хозяйства, на котором базируются все достижения древнегреческой цивилизации.
Слайд 132. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Между классами рабов
и рабовладельцев складывается разделение сфер физической и духовной деятельности –
удел рабов своим трудом обеспечивать средствами к жизни рабовладельца – хозяина. Чем больше рабов – тем состоятельнее хозяин. Высший смысл жизни хозяина – развитие физических и духовных способностей человека как члена общества, гражданина, истинное назначение которого – участие в управлении обществом. Труд физический приемлем для гражданина лишь в той мере, в которой он способствует гармоническому развитию личности.
Слайд 142. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Основной экономической и
социальной единицей внутри полиса являлось домохозяйство - «ойкос». Для домохозяйства
характерной чертой является стремление к самообеспечению, самодостаточность. Управление городом-государством осуществлялось на общем сходе граждан. Граждане полиса пользовались материальной поддержкой государства, прежде всего правом на получение земельного надела, в случае их разорения они переходили на содержание полиса или получали земельные наделы на завоеванных территориях. Полисы, находясь в сравнительно различных природно-климатических условиях, не только вели междоусобные войны с целью захвата земли и рабов, но и оживленную морскую торговлю.
Слайд 152. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Потребности растущего обмена
обусловили, начиная с VII –VI веков, распространение универсального средства обмена
– денег и на этой основе рост торгового капитала, ростовщичества и денежного богатства. В качестве денежного металла использовалось серебро. Вследствие данных процессов в V – IV веках в древнегреческом обществе ориентированные на домашние потребности хозяйства рабовладельцев все более втягиваются в товарно-денежные отношения.
Слайд 162. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Углубляется разделение труда
в полисе. Растущее влияние денежных отношений ускоряет процесс имущественной дифференциации
среди граждан полиса. В сельском хозяйстве все меньше остается мелких самостоятельных хозяев, в то же время в городах растет число неимущих, находящихся на содержании полиса и зажиточных граждан. Если во времена Ликурга (IX век до н. э) гражданами Спарты было 9 тыс. человек, между которыми земля была распределена поровну, то в середине 3 века до н. э около сотни спартиатов владели всеми землями государства.
Слайд 172. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Социально-экономическая мысль Древней
Греции свое первоначальное выражение получает в законодательных формах, регулирующих жизнь
полиса - законы Ликурга, Солона.
С развитием хозяйственной жизни полиса - ростом разделения труда, торговли, ремесла, власти денег – экономическая мысль получает свое отражение в философско-политических сочинениях и других мыслителей.
Слайд 182. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Ксенофонт – автор
трактата «Домострой». Он предложил использовать термин «экономия» - наука о
домоводстве, домашнем хозяйстве.
Аристотель. В своих трудах «Никомаховая этика», «Политика» разработал проект идеального государства, определив семью в качестве его основы. Сущность государства – стремление к всеобщему благу. Экономия представлена деятельностью людей в земледелии, ремесле и мелкой торговле. Ее цель – удовлетворение насущных жизненных потребностей человека, поэтому она должна быть объектом заботы государства.
440 – 355 гг. до н.э.
384 – 322 гг. до н.э
Слайд 192. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Большое значение социально-экономическим
проблемам древнегреческого города придавал Платон. В сочинениях «Политика» и «Законы»
он стремится представить проект идеального города-государства, в котором не будет угрожающего раскола граждан на богатых и бедных. Само возникновение полиса Платон объясняет тем, что потребности людей многообразны и, чтобы их удовлетворить, необходимо сотрудничество между ними – «подлинным творцом государства является необходимость, которая является матерью наших намерений.
427 – 347 гг. до н.э
Слайд 202. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Древний Рим
История античного
Рима охватывает период с VIII в. до н. э. (основание
Рима 754 - 753 гг. до н. э.) и завершается падением Рима в 476 г. н. э. В историческом отношении она включает 2 примерно одинаковых периода - Римской Республики до 30 г. до н. э. и эпоху Римской империи (30 гг. до н. э. - 476 г. н. э.). В истории социально-экономической мысли вклад античного Рима является незначительным по сравнению с античной Грецией.
Слайд 212. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Причина бедности общественной
мысли древнего Рима в том, что проблема соотношения рыночного и
натурального хозяйства (столь актуальная в Древней Греции) была растворена в военной экспансии Рима. Военная активность привела к образованию гигантской империи, - дань с побежденных народов являлась важнейшим условием жизни римского общества.
Слайд 222. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Экономические взгляды писателей-аграриев
Древнеримские
писатели-аграрии Марк Порций Катон, Марк Теренций Варрон, Луций Юний Модерат
Колумелла
(I в.н. э.) рассматривали вопросы рационального ведения латифундий, использующих большое число рабов. Рабы не были заинтересованы в труде, что вело к растрате ресурсов - материальных и человеческих.
Другой проблемой явилось вовлечение латифундий в рыночный обмен. Античный Рим поклонялся деньгам не меньше чем богам.
Слайд 232. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Трактат Катона «Земледелие»
отразил поиск путей усиления эксплуатации рабов с целью умножения доходов
земельной аристократии, считая уместным для этого любую деятельность: скупку земель рабов, ростовщичество; но отдавал предпочтение сельскому хозяйству. Катон считает выгодным сдачу отдельных хозяйств в аренду, он дает советы по купле-продаже земли. В центре внимания Катона - повышение эффективности рабовладельческой латифундии, ведущей натуральное хозяйство и вступающей в рыночные отношения, как дополнительные.
234-149 гг. до н.э.
Слайд 242. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Идеологом римского земледелия
выступил в I в. до н. э. Варрон, автор сочинения
«О сельском хозяйстве». Варрон рассматривает не только земледелие, но и животноводство, птицеводство, рыболовство.
Варрон считает необходимым иметь рациональное количество рабов, исходя из размеров имения и качества земли, дает советы по управлению рабами - для различных видов работ подходят рабы разных национальностей. Наряду с рабским трудом, Варрон считает возможным использовать наемный труд свободных людей
Слайд 252. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
В I в.
н. э. кризис латифундий и римского рабовладения стал очевиден, что
нашло свое отражение во взглядах Колумеллы, который дает агрономические и организационные советы: доходность имения определяется не его размерами, не числом рабов, - а методом интенсивного использования агрикультуры и рабского труда. При этом он делает упор на рыночную ориентацию хозяйства: путем совершенствования агрикультуры он надеялся поднять римское сельское хозяйство и укрепить латифундии. В его сочинении получила признание система колоната, - т.е. широкое использование труда арендаторов наряду с трудом рабов.
I в. н. э
Слайд 262. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Таким образом, сочинения
римских писателей отразили специфику римского сельского хозяйства - натуральный характер
рабовладельческой латифундии, крушение этой системы и втягивание ее в рыночный строй.
К началу нашей эры в античном Риме появляется течение стоицизма, сторонники которого считали необходимым смягчить отношение к рабам. Эти идеи выражали Цицерон, Сенека.
Слайд 272. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Цицерон, Марк Туллий,
подчеркивает, что «частной собственности не бывает от природы», ибо частная
собственность образуется из того, что от природы было общим. Из всех видов хозяйственной деятельности самое достойное свободного человека - сельское хозяйство. По его мнению жажда денег безнравственна, ростовщичество является презренным занятием. Отрицательно он относился к ремесленной и торговой деятельности. Однако крупная торговля, - т.е. снабжение Рима продуктами других территорий обширной Римской империи, оценивается Цицероном как занятие полезное.
106-43 до н. э.
Слайд 282. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Сенека, Луций Анней,
утверждает необходимость признать в рабе человека и относиться к нему
по-человечески: «Изволь-ка подумать: разве он, кого ты зовешь своим рабом, не родился от того же семени, не ходит под тем же небом, не дышит как ты, не живет как ты? Равным образом и ты мог бы видеть его свободнорожденным, и он тебя - рабом. Он раб! Но, быть может, душою он свободный». В интересах самого рабовладельца, утверждает Сенека, лучше, когда рабы чтят хозяина, нежели боятся его.
1 в. д.н.э.
Слайд 292. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Колумелла (I в.н.
э.)
Слайд 302. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Идеи философии стоицизма,
осуждающие рабство, не получили широкого признания в обществе рабовладельцев, однако
их значение в том, что они готовили почву для последующего распространения в обществе идей христианства. Большинство римских юристов были сторонниками стоицизма. Если собственный вклад античного Рима в мировую социально-экономическую мысль был весьма скромен, то эпоха римского владычества отмечена двумя выдающимися явлениями, обогатившими мировую цивилизацию и оказавшими существенное влияние на ее развитие - возникновением христианства и формированием римского права.
Слайд 312. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Римское право как
отражение хозяйственных отношений
Если христианство знаменовало собою вклад римской эпохи в
области духовной, то другой важный вклад в мировую цивилизацию связан с римским правом, формированием свода юридических норм, регулирующий экономическую жизнь общества. Вследствие роста взаимосвязей с другими народами, различием в обычаях, традициях у разных народов, попавших в сферу Римской империи, возникла потребность универсализации этих отношений.
Слайд 322. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Римское право формировалось
в течение нескольких столетий и впитало в себя опыт многих
времен и народов - т.е. оно формировалось, эволюционно - начиная с основания Рима (VIII в. до н. э.) - вплоть до смерти Юстиниана (VI в. н. э.).
Римское право – правовая система, существовавшая в древнем Риме и в Византийской империи с VIII века до н. э. по VI век н. э.
Слайд 332. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Развитие и укрепление
товарно-денежных отношений, распространение торгового-ростовщического капитала отразили значение важных разделов римского
права:
права контрактов и частной собственности;
право распоряжения;
основы морского права;
основы семейного права и распоряжения семейной собственностью;
право физических и юридических лиц;
право презумпции невиновности, т.е. доказательство вины, лежит на обвинителе.
Слайд 342. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Римское право уделяло
большое внимание регулированию нормы процента. Размер процента был определен уже
в законах XII таблиц, впоследствии (в IV в. до н. э.) отдача в рост была запрещена. Кодексом Юстиниана было установлено в зависимости от характера займа взимание от 4 % до 8 %.
Слайд 352. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Таким образом, долговременный
запрет на взимание процента по ростовщическим операциям для граждан Рима,
имел следствием сосредоточения в руках не римских граждан.
Но выгодность ростовщичества вела к тому, что римская знать использовала для извлечения этого дохода подставных лиц - своих рабов или вольноотпущенников, обходя, таким образом, законодательство.
Римское право первоначально не регулировало цен: цена - продукт свободного соглашения сторон и государство не вмешивалось в ее формирование, т.е. цена была свободной..
Слайд 362. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Римское право первоначально
не регулировало цен: цена - продукт свободного соглашения сторон и
государство не вмешивалось в ее формирование, т.е. цена была свободной.
Позже - в I - II вв. н. э. римское право начинает регулировать цены на хлеб - как предмет первой необходимости, затем регулирование цен на топливо.
В 301 г. был принят Диоклетианов тариф - роспись максимальных цен на почти 800 видов продуктов и услуг, начиная с цен хлеба, мяса и кончая ценами услуг адвокатов - изданный для всей империи.
Таким образом, практики Древнего Рима от свободных цен перешли к идее государственного регулирования цен в целях обеспечения справедливого обмена.
Слайд 372. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Постепенно римское право
расширило сферу действий контрактных отношений, закреплялись права и обязанности сторон
при заключении сделки.
В римском праве происходит обособление правовой сферы от хозяйственной, этической, а частное право (т.е. римского гражданина) обособлялось от публичного.
Обособление частного и публичного имело огромное значение для хозяйственной деятельности - оно оформляло самостоятельность частной собственности и деятельности, и субъект частной хозяйственной деятельности мог, в определенных обстоятельствах, вступать в противоречия с государством.
Слайд 382. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Римское право отразило
двойное - более широкое и узкое - понимание денег.
В более
широком смысле под деньгами понимают всякое имущество, которое имеет денежную ценность, т.е. может быть обменено на деньги.
В узком смысле деньги - это монета - средство выражения ценности и обмена.
По римскому праву взимание процента естественно - как вознаграждение за пользование деньгами.
Многообразие хозяйственных норм римского права отражало значение рыночных отношений в обществе, рост экономического индивидуализма.
Слайд 392. Экономические идеи античной Греции и Древнего Рима
Поскольку римское право
отразило рост экономической активности как следствие внешней экспансии Рима, экономической
основой которого оставалось натуральное хозяйство, то с падением военной мощи Рима происходит разрушение обширных хозяйственных связей между различными частями империи.
Западная Европа погружается в средневековье с его политической раздробленностью и натурализацией хозяйства. Рыночные отношения приходят в упадок. В этот период ослабевает значение римского права в регулировании экономики. Решающее влияние в обществе обретает церковь и религиозное мировоззрение. Возрождение значения права в экономике произойдет на фоне ослабления церкви, т.е. в период XVI - XIX вв. - период становления капитализма.
Слайд 403. Средневековая эпоха Западной Европы
Средневековая или феодальная эпоха в Западной
Европе может быть поделена на три периода:
зарождение средневековья VI
- X вв.;
расцвет феодализма – до XV в.;
закат феодализма и зарождение капитализма – с середины XV в.
Слайд 413. Средневековая эпоха Западной Европы
В этот период в Западной Европе
сосуществовали как натуральное хозяйство, так и рыночные отношения.
Социальные отношения
имели сословный и корпоративный характер, т.е. люди имели определенные права лишь как члены сословия (духовенство, дворянство и третье сословие) и корпорации (общины, цеха, гильдии и т.п.).
В политической сфере господствовала феодальная раздробленность — власть феодалов на местах была сильной, а власть короля — слабой. Единственное, что объединяло Западную Европу, это христианская религия и католическая церковь.
Средневековая культура имела религиозную окраску, науки и искусства развивались преимущественно в рамках церкви..
Слайд 423. Средневековая эпоха Западной Европы
Источниками средневековой экономической мысли являются преимущественно
богословские сочинения. Поэтому экономические воззрения авторов непосредственно переплетены с теологией
и решением вопросов религиозного спасения человека.
Экономические идеи древних греков получили дальнейшее развитие в произведениях средневековых схоластов.
Во всех текстах средневековых авторов доминирует нормативный метод исследования (преобладание оценочных суждений с позиций христианской морали).
Рассуждения авторов носили в основном априорный, умозрительный характер и выводились на основе логики, весьма изощренной.
Важным элементом доказательства являлась ссылка на авторитет (Священное Писание или труды отцов церкви).
Слайд 433. Средневековая эпоха Западной Европы
Наиболее известным произведением схоластов, посвященным экономической
проблематике, является «Сумма богословия» Фомы Аквинского. Как и Аристотель, Фома
Аквинский осуществляет анализ различных аспектов экономической жизни с нормативной точки зрения. При этом он пытается следовать моральной философии католицизма. Зачатки экономической теории у него представляют собой синтез идей Аристотеля с христианской этикой (в ее католическом варианте).
1225-1274 гг.
Слайд 443. Средневековая эпоха Западной Европы
Основные экономические идеи Фомы Аквинского, да
и многих других представителей средневековой богословской мысли, можно представить в
соответствии с их отношением к ключевым хозяйственным категориям.
Как и древних греков, Фому, в первую очередь волновал вопрос о богатстве. Богатство, по его мнению, не является грехом само по себе. Другое дело, как оно используется. Если с его помощью делаются благие дела, то такое богатство заслуживает одобрения. Если же оно порождает пороки и им творится несправедливость, тогда такое использование богатства достойно всякого осуждения.
Слайд 453. Средневековая эпоха Западной Европы
Человек, обладающий богатством, наделен более высокой
степенью ответственности за свои поступки, потому что последствия этих поступков
более значительны для окружающих, чем поступки бедняков. Поэтому грехи богатого человека более тяжкие, чем те же грехи бедного.
Осуждения также заслуживает стремление к богатству. Поскольку богатство не является целью само по себе, а лишь средством для обустройства мира, то превращение его в цель выступает нарушением естественной природы вещей, а, следовательно, несправедливостью.
Слайд 463. Средневековая эпоха Западной Европы
Частная собственность. С точки зрения Фомы Аквинского, человек
имеет право на владение теми вещами, в которые он вложил
часть своей души. Это право творца на свое творение. В первую очередь речь идет о результатах труда человека, о тех вещах, в которые вложены усилия, старания, творчество мастера. Человек имеет также право передавать и получать вещи по наследству, потому что всякий трудится не только ради себя, но ради семьи и своих потомков. Необходимость частной собственности Фома Аквинский объясняет и греховностью человеческой природы. Человек лучше заботится о том, что принадлежит только ему.
Слайд 473. Средневековая эпоха Западной Европы
Помимо этого разделение собственности между людьми
позволяет разделить и общественные функции, т.е. обеспечить специализацию деятельности, что
более эффективно. Установление жестких правил частной собственности также рождает мир и прекращает споры по поводу владения той или иной вещью.
Тем не менее, потенциально сохраняется естественное право человека на все, что создано Творцом. Этим правом может пользоваться человек в случае крайней нужды. Он имеет право присвоить себе чужую собственность и не должен быть осужден за это.
Слайд 483. Средневековая эпоха Западной Европы
Рассуждая о социальном неравенстве, Фома Аквинский выделяет два
вида справедливости. Первый вид — справедливость при обмене. Она основана
на равенстве обмениваемых товаров, откуда вытекает понятие «справедливой цены» и «справедливого возмещения». Второй вид — справедливость при распределении. Этот вид используется при определении справедливой доли каждого члена общества в общем продукте. Справедливость здесь заключается в воздаянии по заслугам. Поскольку каждое общество является иерархичным, то и заслуги членов этого общества различны. Следовательно, различными должны быть и уровни их доходов.
Слайд 493. Средневековая эпоха Западной Европы
Как и Аристотель, Фома отрицательно относится
к взиманию ссудного процента. Важнейший аргумент против существования процента основан на том,
что кредитор получает возможность обогащаться без труда со своей стороны, таким образом, оказываясь «паразитом», которому достаются плоды чужого труда. Кроме того, ссуда вещи означает ее передачу в собственность должнику; поэтому, если эта вещь и приносит некий «плод», то он является собственностью должника, а не кредитора.
Слайд 503. Средневековая эпоха Западной Европы
Как и Аристотель, Фома Аквинский осуждает
получение торговой прибыли; однако, с его точки зрения, она оправдана
в тех случаях, когда:
является средством существования того, кто ее получает; или
используется на благотворительные цели.
Таким образом, если торговля не осуществляется только ради барыша, то она приемлема.
Слайд 513. Средневековая эпоха Западной Европы
Фома значительно развил аристотелевскую идею справедливой цены. С
точки зрения Фомы, необходимо выделить два типа справедливости
Справедливость «сообразно вещи».
Здесь речь идет о том, что цена товара должна покрывать средние издержки его производства.
Справедливость «отношения части к целому». А здесь речь идет о том, что цена должна обеспечивать приемлемое существование каждого слоя. Иными словами, цена товара должна определяться тем, представитель какого слоя его продает.
Слайд 523. Средневековая эпоха Западной Европы
Экономическая идея «бритва Оккама».
Эта идея,
принадлежащая английскому схоласту Уильяму Оккаму, формулируется следующим образом: «не надо
умножать сущности без нужды». В рамках научного анализа следует стремиться к наиболее экономному использованию научных терминов и применению наиболее простых теорий. Ненужные теоретические и семантические сложности надо «сбривать». Идея «бритвы Оккама» является одним из центральных элементов методологии современной экономической теории.
Слайд 53Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений. Учебное пособие.- Ростов-на-Дону:
«Феникс»,1999
История экономических учений. Учебное пособие. (Под ред. Шмарловской) – Мн.:
ООО «Новое знание», 2000
История экономических учений. Учебное пособие. (под ред. В.Автономова и др.) - М.: Инфра-М, 2000.
Ядгаров Я.С. История экономических учений.- М.: «Экономика»,2005.
Литература:
Слайд 54Использование материалов презентации
Использование данной презентации, может осуществляться только при условии
соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности,
а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.