Слайд 1Экономическая теория, модуль 1
Лектор: Красова Елена Викторовна, доцент кафедры мировой
экономики и международных отношений, ауд. 1506. Тел.: 240-41-93
Раздел 2.
Микроэкономика
Слайд 2Тема 7. Теория спроса и предложения
Тема 8. Эластичность спроса и
предложения
Тема 9. Теория потребительского поведения
Тема 10. Теория фирмы: издержки производства
и прибыль
Тема 11. Типы рыночных структур. Фирма в условиях совершенной конкуренции
Тема 12. Рынок несовершенной конкуренции
Тема 13. Спрос и предложение на факторных рынках
Тема 14. Рынок труда
Тема 15. Рынок капитала
Тема 16. Рынок земли
Тема 17. Общее равновесие и экономическая эффективность
Содержание раздела 2:
Тема 7
Слайд 3Тема 7.
Теория спроса и предложения
Тема 7
Слайд 4Содержание темы 7:
Спрос и величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса
Индивидуальный
и рыночный спрос
Неценовые факторы спроса. Взаимозаменяемые и дополняемые товары
Предложение и
величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения
Индивидуальное и рыночное предложение
Неценовые факторы предложения
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие: равновесная цена и равновесное количество. Функции цены
Устойчивость равновесия. Сдвиг равновесия
Государственное воздействие на рынок с помощью фиксированных цен. Цены «пола» и цены «потолка»
Государственное регулирование рынка с помощью налогов и дотаций
Излишек потребителя, излишек производителя
Тема 7
Слайд 5Спрос –
- намерение хозяйствующего субъекта приобрести на рынке определенное
благо, подкрепленное денежной возможностью (платежеспособностью).
Спрос – одна из фундаментальных
экономических категорий, отражающее единство потребностей субъекта и возможности их удовлетворения.
В экономике спрос исследуется в виде модели, т.е. зависимости величины спроса от многих факторов, главный из которых – цена.
Qd = f(P),
где Qd – величина спроса (quantity of demand), Р – цена товара (price).
Тема 7
Слайд 6Спрос и объем (величина) спроса
Спрос – зависимость между количеством
покупаемого товара и его ценой. Задается уравнением функции, может быть
представлен в виде таблицы и графически отражается в виде кривой спроса.
Объем (величина) спроса – количество покупаемого товара при определенной цене. Задается конкретным значением функции при определенном значении цены и графически отражается в виде точки на кривой спроса.
Тема 7
Слайд 7Закон спроса:
Чем выше цена товара, тем меньше объем (величина) спроса
на данный товар. И наоборот, чем ниже цена, тем больше
объем (величина) спроса на данный товар. Закон спроса отражает обратную зависимость между ценой товара и объемом (величиной) спроса на товар.
Кривая спроса – графическое выражение функции спроса (зависимости количества покупаемого товара от цены товара).
Тема 7
Слайд 8Кривая спроса
1) имеет отрицательный наклон;
2) имеет форму гиперболы
Тема 7
Слайд 9Линейная функция спроса
используется для упрощения исследования спроса.
Имеет вид:
Qd= a –
b∙P или
P = c – (1/b)∙Qd
где a – величина спроса
при нулевой цене (графически это точка пересечения с осью абсцисс QD), с – значение цены при нулевом объеме спроса, b – тангенс угла α наклона линии спроса к вертикальной оси Р.
Тема 7
Слайд 10Индивидуальный и рыночный спрос
Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый отдельным покупателем.
Рыночный
спрос – совокупность (сумма) индивидуальных спросов.
Тема 7
Слайд 11Индивидуальный и рыночный спрос 2
Тема 7
Слайд 12Изменение объема спроса
Спрос не остается неизменным. На него воздействуют факторы:
ценовые
(изменение цены товара);
неценовые (отличные от цены).
Изменение цены приводит к изменению
объема спроса (не самого спроса!). Графически это отражается в скольжении точки по кривой спроса: изменилась цена → изменился объем спроса (см. график).
Тема 7
Слайд 13Изменение объема спроса (график)
Тема 7
Слайд 14Изменение спроса
Влияние неценовых факторов приводит к изменению самого спроса (самой
функции), т.е. объем спроса меняется при постоянных ценах. Графически это
отражается в сдвиге кривой спроса.
При увеличении спроса кривая сдвигается вправо вверх. При уменьшении спроса кривая сдвигается влево вниз (см. график)
Тема 7
Слайд 16Неценовые факторы изменения спроса (неценовые детерминанты)
Тема 7
численность и структура (половозрастная,
профессиональная) населения;
уровень доходов населения;
вкусы и предпочтения потребителей: мода, воздействие рекламы,
традиции в потреблении, приверженность торговой марке, образ жизни и т.д.;
сезонные колебания;
ожидания потребителей: ожидания изменения доходов, инфляционные ожидания;
цены на товары – заменители и товары – дополнители;
уровень налогообложения потребителей (все виды налогов, уплачиваемых потребителями).
Слайд 17Взаимозаменяемые товары –
Тема 7
- субституты – товары, способные в
определенной степени заменять друг друга благодаря тому, что выполняют аналогичные
функции, удовлетворяют те же потребности. Например, мясо можно заменить рыбой, фрукты - ягодами. При повышении цены на один из таких товаров растет спрос на другой товар, его заменяющий.
Дополняемые товары –
– комплементы – это товары, потребительские свойства которых дополняют друг друга в рамках удовлетворения какой-либо одной потребности. При повышении цены на один из таких товаров падает спрос и на другой товар, его дополняющий.
Слайд 18Предложение –
Тема 7
- намерение производителя (продавца) предоставить на продажу
на рынке произведенное благо.
Объем предложения зависит от объема производства
(объема используемых ресурсов), но не совпадает с ним.
В экономике предложение исследуется в виде модели, т.е. зависимости величины предложения от многих факторов, главный из которых – цена.
Qs = f(P),
где Qs – величина спроса (quantity of supply), Р – цена товара (price).
Слайд 19Предложение и объем (величина) предложения
Предложение – зависимость между количеством
предлагаемого товара и его ценой. Задается уравнением функции, может быть
представлено в виде таблицы и графически отражается в виде кривой предложения.
Объем (величина) предложения – количество предлагаемого товара при определенной цене. Задается конкретным значением функции при определенном значении цены и графически отражается в виде точки на кривой предложения.
Тема 7
Слайд 20Закон предложения:
Чем выше цена товара, тем больше объем (величина) предложения
данного товара. И наоборот, чем ниже цена, тем меньше объем
(величина) предложения данного товара. Закон предложения отражает прямую зависимость между ценой товара и объемом (величиной) предложения товара.
Кривая предложения – графическое выражение функции предложения (зависимости количества предлагаемого товара от цены товара).
Тема 7
Слайд 21Кривая предложения
1) имеет положительный наклон;
2) имеет форму гиперболы
Тема 7
Слайд 22Линейная функция предложения
используется для упрощения исследования предложения.
Имеет вид:
Qs= a
+ b∙P или
P = с + (1/b)∙Qs ,
где a –
объем предложения при нулевой цене (графически это точка пересечения с осью абсцисс Qs), с – значение цены при нулевом объеме предложения, b – тангенс угла α наклона линии предложения к вертикальной оси Р.
Тема 7
α
Слайд 23Индивидуальное и рыночное предложение
Индивидуальное предложение – предложение отдельного производителя.
Рыночное
предложение – совокупность (сумма) индивидуальных предложений данного товара.
Тема 7
Слайд 24Изменение объема предложения
Предложение не остается неизменным. На него воздействуют
факторы:
ценовые (изменение цены товара);
неценовые (отличные от цены).
Изменение цены приводит к
изменению объема предложения (не самого предложения!). Графически это отражается в скольжении точки по кривой предложения: изменилась цена → изменился объем предложения (см. график).
Тема 7
Слайд 25Изменение объема предложения (график)
Тема 7
Слайд 26Изменение предложения
Влияние неценовых факторов приводит к изменению самого предложения (самой
функции), т.е. объем предложения меняется при постоянных ценах. Графически это
отражается в сдвиге кривой предложения.
При увеличении предложения кривая сдвигается вправо вниз. При уменьшении предложения кривая сдвигается влево вверх (см. график)
Тема 7
Слайд 27Изменение предложения (график)
Тема 7
Слайд 28Неценовые факторы изменения предложения (неценовые детерминанты):
Тема 7
цены на ресурсы, в
том числе транспортные тарифы, тарифы за электроэнергию, цены на бензин,
% по кредиту, арендная плата и т.д.;
уровень технологии;
уровень налогообложения (налог на прибыль) и субсидирования (дотаций);
ожидания производителей: ожидаемая норма прибыли, инфляционные ожидания;
цены на другие товары (конкуренты и дополнители);
объем импортных закупок;
политика государства в части стимулирования развития малого бизнеса, поддержки отдельных отраслей.
Слайд 29Рыночное равновесие –
Тема 7
- это ситуация на рынке, когда
объем спроса равен объему предложения:
Qd = Qs.
Равновесие характеризуется следующими параметрами:
равновесным
количеством, т.е. таким количеством товара, которое хотят и могут купить потребители и хотят и могут предложить производители при данной цене;
равновесной ценой, т.е. ценой, при которой количество запрашиваемого товара равно количеству предлагаемого на рынок товара.
Состояние равновесие – отражение регулирующей сущности рынка, эффективности его функционирования.
Слайд 30Рыночное равновесие (график)
Тема 7
Слайд 31Излишек на рынке –
превышение объема предложения над объемом спроса
в результате установления цены выше равновесной.
Тема 7
Величина излишка = Qs
- Qd
Слайд 32Дефицит на рынке –
превышение объема спроса над объемом предложения
в результате установления цены ниже равновесной.
Тема 7
Величина дефицита = Qd
- Qs
Слайд 33Подходы к анализу установления равновесной цены
Тема 7
I. Подход Л. Вальраса
Объемы
спроса и предложения являются функцией цены. Равновесие устанавливается под влиянием
давления избыточного объема спроса или избыточного объема предложения на цену, т.е. посредством количественной подстройки рыночного механизма. Модель более характерна для краткосрочного периода.
Qd(P)=Qs(P)
Слайд 34Подходы к анализу установления равновесной цены 2
Тема 7
II. Подход А.
Маршалла
Цена является функцией объемов спроса и предложения. Равновесие устанавливается автоматически
под давлением разницы цен спроса и цен предложения, т.е. в результате ценовой подстройки, что соответствует более долгосрочному периоду.
Pd(Q) = Ps(Q)
Слайд 35Устойчивость равновесия –
Тема 7
- это важная характеристика равновесия, т.к.
от нее зависит степень необходимости и активности государственного вмешательства в
экономику.
Модель устойчивости равновесия – это функция цены от времени t.
Устойчивое равновесие достигается, когда отклонения цен спроса от цен предложения постепенно погашаются, стремясь к равновесной цене, а объем спроса приспосабливается к объему предложения.
Устойчивость может быть абсолютной и относительной, локальной и глобальной (см. графики).
Слайд 36Устойчивость равновесия (графики)
Тема 7
Абсолютно устойчивое равновесие:
цена возвращается к первоначальному равновесному
значению
Асимптотически (относительно) устойчивое равновесие:
цена стремится к первоначальному значению, но не
достигает его (немного колеблется вокруг него)
Слайд 37Устойчивость равновесия (графики) 2
Тема 7
Глобальная устойчивость равновесия:
устанавливается при любых отклонениях
цен от равновесной цены
Локальная устойчивость равновесия:
достигается в определенных пределах колебания
цены
Слайд 38Паутинообразная модель –
- динамическая модель, отражающая установление равновесия в
результате циклических колебаний. Динамика колебаний зависит от углов наклона кривых
D и S.
Затухающие колебания
Равномерные колебания
Взрывные колебания
Устойчивое равновесие
Неустойчивое равновесие
Слайд 39Неединственность равновесия
В обычных моделях взаимодействия спроса и предложения предполагается
наличие единственного равновесия (одна общая точка D и S). Однако,
существуют особые случаи несуществующего или неединственного равновесия.
а) Свободное, или бесплатное, благо: объем предложения заведомо больше объема спроса при любой цене.
б) Непроизводимое благо: цена предложения всегда больше цены спроса при любом объеме.
Тема 7
Слайд 40Неединственность равновесия 2
Равновесие на рынке достигается при любой цене в
диапазоне от P1 до P2 и равновесном объеме QE. Изменение
цены в указанном диапазоне недостаточно чувствительно, чтобы вызвать у потребителей изменение объема спроса, а у производителей - изменение объема предложения.
Тема 7
Равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от Q1 до Q2 и равновесной цене РЕ. Изменение объема в этом интервале не вызывает изменения цены спроса и равной ей цене предложения.
Слайд 41Неединственность равновесия 3
Тема 7
Линия предложения меняет знак наклона при росте
цены, что приводит к существованию двух положений равновесия - в
точках Е1 и Е2. Такая кривая предложения характерна для индивидуального предложения рабочей силы.
Слайд 42Сдвиг (смещение) равновесия –
Тема 7
- изменение параметров равновесия (равновесной
цены и равновесного количества) в результате изменения спроса и/или предложения.
Простые случаи:
Слайд 43Сдвиг (смещение) равновесия
Тема 7
Слайд 44Государственное воздействие на рынок с помощью фиксированных цен
Тема 7
- прямое
вмешательство государства в экономику.
Р’’ – цена «потолка» - максимально возможная
цена на товар, как правило, ниже равновесной. Устанавливается в рамках социальной политики с целью поддержки потребителей и вызывает дефицит.
Р’ – цена «пола» - минимально возможная цена на товар выше равновесной. Устанавливается для стимулирования производства отдельных товаров и вызывает излишки, которые скупаются, как правило, государством.
Слайд 45Последствия установления потолка цен
Тема 7
Главным последствием является дефицит товаров, который
приводит к:
1) возникновению неденежных затрат (очередей, поисков товаров и т.д.),
отмеченных желтым полем. При этом, денежные затраты отмечены зеленым;
2) появлению теневого рынка, где производители нелегально продают свой товар по повышенной цене. S1 – кривая нелегального предложения, которая проходит выше рыночной кривой. На черном рынке установится цена P1, превышающая как цену потолка, так и равновесную цену PE. Объем продаж Q1 больше того объема Q, который был бы реализован на легальном рынке по цене Pmax, но меньше равновесного объема QE.
Слайд 46Налогообложение –
Тема 7
- это косвенный метод государственного регулирования рынка. Налоги
– аккумулируемые государством платежи физических и юридических лиц, носящие принудительный
характер.
Существует несколько способов видов назначения налогов:
Адвалорный (лат. ad valorem) – налог со стоимости через процент от цены: p’ = p∙(1+τ), где р’ – сумма, уплачиваемая потребителем за единицу товара, т – ставка налога.
Потоварный – налог с единицы товара через фиксированный платеж: p’ = p + t .
Смешанный (линейный): p’ = t + p(1+τ ) .
Слайд 47Воздействие потоварного налога на равновесие
Тема 7
В обоих случаях результат одинаков.
Прежнее равновесие: Р1 и Q1. Новое равновесие характеризуется тремя величинами:
Q2, P+, P-. Объем рынка Q2 меньше первоначального Q1. Цена, которую платит покупатель P+ выше первоначальной P1. Цена, которую фактически получает продавец (без налога) P- ниже первоначальной. Общая сумма налога в госбюджет соответствует площади прямоугольника P+АВР-.
а) Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается продавцами
б) Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается покупателями
Слайд 48Степень воздействия потоварного налога на объем продаж
Тема 7
а) Пологий наклон
линий спроса и предложения: воздействие сильнее.
б) Крутой наклон линий спроса
и предложения: воздействие слабее.
зависит от наклонов линий спроса и предложения.
Слайд 49Распределение налогового бремени
Тема 7
Независимо от того, кто платит налог –
продавцы или покупатели, налоговое бремя распределяется между теми и другими.
‼
Общее увеличение цены товара для потребителя в результате налогообложения:
Рd = Р+ – РE
‼ Взнос покупателя в уплату налога:
Тd = (Рd / t)∙ 100%
‼ Общее снижение цены товара для продавца в результате налогообложения:
Рs = РE – Р-
‼ Взнос продавца в уплату налога:
Тs = (Рs / t)∙ 100% = 1 – Тd
‼ Общая сумма налога = (Р+ – Р- ) ∙ Qt
РЕ – равновесная цена, Р+ - цена для потребителя после введения налога, Р- - цена для продавца после введения налога, t – ставка налога, Qt – объем реализации после введения налога.
Слайд 50Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами в зависимости от
соотношения наклонов линий спроса и предложения
Тема 7
а) Крутой наклон
линий спроса и пологий наклон линии предложения: потребители платят больше;
б) Крутой наклон линий предложения и пологий наклон линии спроса: продавцы платят больше.
Слайд 51Дотации –
Тема 7
- помощь из бюджета, предоставляемая производителям или
потребителям. Метод косвенного регулирования экономикой.
Воздействие потоварной дотации на рыночное равновесие
Прежнее
равновесие: Р1 и Q1. Новое равновесие: Р- и Q2. Таким образом, объем продаж увеличивается до Q2,цена для покупателей снижается до P-, а цена, фактически получаемая производителями, повышается до P+.
Дотация – налог «наоборот».
Слайд 52Излишек потребителя –
Тема 7
- разница между ценой, которую потребитель
готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит
(равновесной).
Термин «излишек потребителя» впервые применил французский экономист Ж. Дюпюи (1804–1866) в 1844 г. для оценки полезностей общественных сооружений.
Совокупный излишек потребителей на рынке. Максимизируется при совершенной конкуренции и уменьшается при монополизации отрасли.
Развернутый пример: излишек потребителей получается сложением потребительской выгоды по всем приобретаемым единицам. Совокупный излишек потребителя составит 210 р. = 60 р. + 50 р. + 40 р. + 30 р. + 20 р. + 10 р.
Слайд 53Излишек производителя –
Тема 7
– разница между ценой, по которой
производитель готов продать товар, и равновесной ценой. Излишек производителя –
источник его дополнительной выгоды.
Фигура АРеЕ представляет собой совокупный излишек производителей на рынке, а фигура 0АЕQе – издержки производства.
Сумма излишков потребителей и излишков производителей отражает общественную выгоду, образующуюся в связи с существованием рынка. Понятия излишков потребителя и производителя применяются при разработке и осуществлении государственной налоговой и внешнеэкономической политики, а также в других случаях.