Слайд 1Экономика фирмы
Издержки производства
и прибыль фирмы
Слайд 21.Понятие и сущность издержек производства
2. Виды издержек производства. Издержки производства
и цена предложения.
3.Особенности динамики долгосрочных средних издержек при изменении
объемов производства.
4. Доход и прибыль фирмы
Слайд 31. Понятие и сущность издержек производства.
Издержки(costs, C) — затраты фирмы
на факторы производства.
Слайд 4Классификация издержек производства
Слайд 5Бухгалтерские или внешние издержки—это платежи фирмы своим поставщикам за приобретаемые
факторы производства.
В своем составе имеют прямые и косвенные издержки.
Прямые
- расходы непосредственно на производство;
Косвенные - затраты, без которых фирма не может нормально работать: накладные расходы, амортизационные отчисления, выплату процентов банкам и т. д.
Слайд 6Внутренние , неявные или имплицитные издержки – это денежные доходы,
которыми жертвует фирма, самостоятельно используя принадлежащие ей ресурсы.
Экономические издержки –
это сумма внешних и внутренних издержек
Слайд 7Краткосрочный период – это период когда одни факторы производства остаются
постоянными, а другие фирма может изменять для того, чтобы увеличить
или сократить объемы производства.
Долгосрочный период – это период когда все факторы производства становятся переменными.
Слайд 82. Виды издержек производства . Издержки производства и цена предложения.
Постоянные издержки (fixes costs, FC) — затраты фирмы, не зависящие
от объемов производства.
Слайд 9К постоянным издержкам относятся:
оплата процентов по банковским кредитам;
амортизационные отчисления;
выплата процентов
по облигациям;
оклад управляющего персонала;
арендная плата;
страховые выплаты;
Слайд 10Постоянные издержки могут быть стартовые и остаточные.
Стартовые – часть постоянных
издержек, которые возникают с возобновлением производства и реализации продукции
Остаточные –
часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие несмотря на то, что производство и реализация продукции полностью остановлены.
Слайд 11Переменные издержки (variable cost, VC) — затраты фирмы, зависящие от
объемов производства.
Слайд 12Изменение переменных издержек относительно изменения объема производства
вначале они растут пропорционально
изменению объема производства (до достижения точки А ) – пропорциональные.
затем
достигается экономия переменных издержек при массовом производстве, и скорость их роста уменьшается (до достижения точки В ) – регрессивные.
Слайд 13Далее (движение вправо от точки В), характеризуется ростом переменных издержек
из-за нарушения оптимальных размеров предприятия – прогрессивные.
Это возможно при увеличении
транспортных расходов из-за возросших объемов привозимого сырья, объемов готовой продукции, которую необходимо отправить на склад.
Слайд 14Общие (валовые) издержки ( total cost) — это все издержки
на данный момент времени, необходимые для производства того или иного
товара.
Представляют собой общие расходы фирмы на оплату всех факторов производства.
Зависят от объема выпускаемой продукции, и определяются:
количеством;
рыночной ценой используемых ресурсов.
Слайд 15Определяются как совокупность постоянных и переменных издержек: TC=FC + VC
Слайд 16Средние общие издержки (average total costs, ATC) — затраты предприятия
на
единицу выпускаемой продукции. ATC = TC/Q
Слайд 17Средние постоянные издержки (average fixed costs, AFC) — постоянные издержки
на единицу продукции. AFC = FC / Q
Средние переменные издержки
(average variable costs, AVC) — переменные издержки на единицу продукции. AVC = VC/Q
Слайд 19Предельные издержки (marginal costs,MC) — затраты на дополнительную единицу продукции,
произведенную наиболее дешевым способом.
Слайд 21Расчет предельных издержек в сопоставлении со средними общими и переменными
издержками позволяет предпринимателю определить объем производства, при котором его издержки
будут минимальны.
Слайд 22Для предпринимателя важно знать, как его средние общие издержки соотносятся
с рыночной ценой.
Возможны три ситуации.
1. Рыночные цены ниже издержек
производства.
с АТС
Р
Q
Слайд 23фирма будет вынуждена покинуть рынок. Как следствие, при неизменности спроса
цены поднимутся и наступит следующая ситуация.
2.Рыночные цены выше средних издержек
С ATC
Р
Q
Слайд 24Фирма будет получать высокий доход и к ней присоединятся другие
фирмы. В результате предложение превысит спрос и цены упадут, наступит
3 ситуация
3. Рыночные цены равны минимальным средним
издержкам. С
ATC
Р
Q
Слайд 25Минимальное значение средних общих издержек совпадает с рыночной ценой, т.
е. только покрывает ее.
Ситуация является самой типичной на рынке, а
фирму, попавшую в нее, принято называть предельной фирмой.
Слайд 263.Особенности динамики долгосрочных средних издержек при изменении объемов производства.
В рыночной
экономике фирмы стремятся выработать стратегию своего развития, которую невозможно осуществить
без наращивания производственных мощностей и технического совершенствования производства.
Эти процессы занимают длительный период, что ведет к дискретности (прерывности) состояния фирмы по коротким периодам.
Слайд 27В долгосрочном периоде все издержки выступают в качестве переменных.
Долгосрочные средние
издержки – это издержки на единицу объема выпуска, которые можно
изменять оптимальным образом.
Особенность изменения долгосрочных средних издержек – их первоначальное снижение с расширением производственных мощностей и ростом объема производства.
Ввод больших мощностей в итоге приводит к росту долгосрочных средних издержек.
Слайд 28Кривая долгосрочных средних издержек на графике огибает все возможные кривые
краткосрочных издержек, соприкасаясь с каждой из них, но не пересекая
их.
Слайд 29Каждая краткосрочная кривая средних издержек соответствует предприятию, размеры которого больше
предшествующего.
Изменение долгосрочных средних издержек предполагает изменение масштабов производства. С
этими изменениями связано понятие «эффекта масштаба».
Эффект масштаба может быть положительным, отрицательным и постоянным.
Слайд 30Положительный эффект масштаба (экономия от масштаба) возникает при такой организации
производства, когда долговременные средние издержки снижаются по мере увеличения объема
выпускаемой продукции. ( до точки М)
Причины:
по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении;
больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства;
Слайд 31на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование.
Слайд 32Отрицательный эффект масштаба возникает когда долговременные средние издержки возрастают по
мере увеличения объема выпускаемой продукции.( ниже точки М).
Возникает в
связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме.
Слайд 33Причины
снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится
«неповоротливой», теряется гибкость;
затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;
в
отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;
с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений.
Слайд 34Доход и прибыль фирмы
Доход фирмы— деньги, поступающие
в распоряжение фирмы.
Доходы
фирмы состоят из:
выручки — поступления денежных средств
от реализации продукции или
услуг, оплаченных покупателем или заказчиком,
в ходе обычной деятельности фирмы;
прочих доходов — финансовых доходов фирмы, не связанных напрямую с реализацией ею товаров и услуг.
Слайд 35Виды дохода
Общий или валовый доход (total revenue, TR) — сумма
денег, получаемая фирмой от продажи своих товаров. Он определяется в
результате умножения количества проданного товара
на его цену
Средний доход (average revenue, AR) — доход фирмы от единицы проданного товара.
Определяется как отношение общего дохода к количеству проданной продукции
Слайд 36Предельный доход (marginal revenue, MR) — доход от реализации каждой
дополнительно произведенной единицы продукции.
Определяется как отношение разницы общего дохода(последующий минус
предыдущий ) к разнице проданного объема продукции.
Слайд 37Прибыль(profit) — разность общего дохода и общих издержек фирмы.
Функции прибыли
Распределительная
– создание фондов денежных средств, которые обеспечивают дальнейшее функционирование фирмы;
Стимулирующая
– снижение издержек производства, внедрение инноваций и технических усовершенствований
Слайд 38Виды прибыли:
Бухгалтерская прибыль (accounting profit) — разность полного дохода
и бухгалтерских
издержек фирмы.
Слайд 39Экономическая прибыль (economic profit) —разность полного дохода
и экономических издержек фирмы.
Нормальная
прибыль –минимальный доход, который должна получать фирма, чтобы оставаться в
данном бизнесе.
Слайд 40Три уровня экономической прибыли
Положительная прибыль (positive profit) —полный доход фирмы
превышает
ее экономические издержки.
Нулевая прибыль (zero profit) — полный доход
фирмы равен ее экономическим издержкам.
Слайд 41Отрицательная прибыль (negative profit) —полный доход фирмы ниже
ее экономических издержек.