Разделы презентаций


Экономика образования

Содержание

Понятие «экономики»Категория «экономика» происходит от греческих слов «oikos» – дом, хозяйство и «nomas» – закон, правило, т.е. «oikononomia» - правила управления домашним хозяйством. Однако в современном обществе данная категория более многозначна

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Экономика образования
Понятие, предмет изучения

Экономика образованияПонятие, предмет изучения

Слайд 2Понятие «экономики»
Категория «экономика» происходит от греческих слов «oikos» – дом,

хозяйство и «nomas» – закон, правило, т.е. «oikononomia» - правила

управления домашним хозяйством. Однако в современном обществе данная категория более многозначна и имеет несколько значений, а именно:
- экономика – это хозяйственные отношения отдельного хозяйства (организации), отдельного региона, страны, группы стран, всего мира. Различают экономику организации, микроэкономику, макроэкономику, мировую экономику;

Понятие «экономики»Категория «экономика» происходит от греческих слов «oikos» – дом, хозяйство и «nomas» – закон, правило, т.е.

Слайд 3Понятие «экономики»
Экономика изучает отдельные области хозяйственной деятельности , жизни общества

- разные отрасли : экономика сельского хозяйства, машиностроения, образования, здравоохранения

и т.д.
Экономика изучает особенности участия разных факторов производства – экономика труда, экономика капитала и т.д

Понятие «экономики»Экономика изучает отдельные области хозяйственной деятельности , жизни общества - разные отрасли : экономика сельского хозяйства,

Слайд 4Понятие «экономики»
По характеру этих отношений, по формам и методам ведения

хозяйства различают, например, экономику рыночную и административно - командную, традиционную

и смешанную;
Понятие «экономики»По характеру этих отношений, по формам и методам ведения хозяйства различают, например, экономику рыночную и административно

Слайд 5Понятие «экономики»
Что объединяет все подходы в определении экономических отношений и

экономических наук?
Экономика – это совокупность отношений, связанных с производством, распределением

и обменом благ, необходимых людям для удовлетворения потребностей.

Понятие «экономики»Что объединяет все подходы в определении экономических отношений и экономических наук?Экономика – это совокупность отношений, связанных

Слайд 6Нужда, потребность, спрос
Нужда – осознанная необходимость в определенном ресурсе, благе.
Персонифицированная

нужда – с учетом уровня культуры отдельного индивидуума – потребность.
Потребности

человечества меняются и развиваются. Закон растущих потребностей определяет необходимость их удовлетворения.
Нужда, потребность, спросНужда – осознанная необходимость в определенном ресурсе, благе.Персонифицированная нужда – с учетом уровня культуры отдельного

Слайд 7Удовлетворяются соответствующими благами
материальные
социальные
духовные
в питании,
одежде
и т.д.
в образовании, охране здоровья,

в труде и т.д.
приобщение
к науке, искусству,
в любви и т.д.
Виды

потребностей
Удовлетворяются соответствующими благамиматериальныесоциальныедуховныев питании,одеждеи т.д. в образовании, охране здоровья,  в труде и т.д.приобщение к науке, искусству,в

Слайд 8Обмен – базовый способ удовлетворения потребностей
Как удовлетворить имеющиеся потребности:
-самодеятельность, самообеспечение;
-

отъем, в том числе силовой;
- попрошайничество , выпросить;
- вступить в

отношения обмена, обменять имеющееся благо, ресурс на равноценный, потребный для удовлетворения потребности.
Экономические отношения базируются на отношениях обмена благами имеющими стоимость, ценность.
Обмен – базовый способ удовлетворения потребностейКак удовлетворить имеющиеся потребности:-самодеятельность, самообеспечение;- отъем, в том числе силовой;- попрошайничество ,

Слайд 9БЛАГО – любой объект (материальный и/или нематериальный), способный удовлетворять определенные

потребности

Свободные (свет, воздух, вода…) БЛАГА имеются в неограниченном количестве
не являются собственностью

Экономические
(товары, услуги…) производятся в
ограниченном количестве, являются
собственностью


БЛАГО – любой объект (материальный и/или нематериальный), способный удовлетворять определенные потребности

Слайд 10Нужда, потребность, спрос
Спрос (запрос) – платежеподтвержденная потребность, потребность за удовлетворение

которой потребитель готов заплатить равной ценностью.
Экономические отношения предполагают соразмерность спроса

и предложения в обмене благами.
Нужда, потребность, спросСпрос (запрос) – платежеподтвержденная потребность, потребность за удовлетворение которой потребитель готов заплатить равной ценностью.Экономические отношения

Слайд 11Центральные вопросы экономики
ЧТО ?

структура
общественного
производства
КАК ? технологии


ДЛЯ КОГО ? сфера потребления
товаров и услуг
Центральные вопросы экономикиЧТО ?

Слайд 12Структура экономических отношений
Производство – процесс создания благ

Распределение – разделение благ

между субъектами с предоставлением каждому определенной части

Обмен – движение товара

(услуги) от одного владельца к другому

Потребление – использование продукта в процессе удовлетворения потребностей
Структура экономических отношенийПроизводство – процесс создания благРаспределение – разделение благ между субъектами с предоставлением каждому определенной частиОбмен

Слайд 13Экономика образования как наука
определена следующим образом: это наука, изучающая

отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ, созданных

в сфере образования.
По мнению В.А. Жамина – одного из основоположников отечественной экономики образования - «одна из главных задач экономики образования состоит в том, чтобы детально раскрыть экономическую сторону материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определённого образовательного уровня членов общества. Данная задача должна решаться с учётом общего состояния экономики страны, с учётом тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды образования. Экономика образования исследует движение материальных и денежных средств, направляемых обществом на расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы через систему образования…».

Экономика образования как наука определена следующим образом: это наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и

Слайд 14Экономика образования
Впервые в истории отечественного законодательства термин «экономика образования» появился

в законе «Об образовании» (1992 год), где глава 4 названа

«Экономика системы образования». Экономика образования выступает неотъемлемой составной частью системы образования в целом, поскольку образование, как всякая определённая сфера деятельности, обладает своей экономикой.

Экономика образованияВпервые в истории отечественного законодательства термин «экономика образования» появился в законе «Об образовании» (1992 год), где

Слайд 15Экономика образования
Выделение экономики образования в отдельную подотрасль экономической науки обозначает

необходимость определения предмета и объекта данной научной дисциплины. В научной

и учебной литературе предмет экономики образования определяется как наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества и общества в них в условиях ограниченных ресурсов, выделяемых на эти цели. Она исследует и выделяет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и научно-технического уровня населения.

Экономика образованияВыделение экономики образования в отдельную подотрасль экономической науки обозначает необходимость определения предмета и объекта данной научной

Слайд 16Экономика образования
Образование относится к сфере нематериального производства.
Благом, продукцией образования

является образовательная услуга.
Процесс производства любого блага, имеющего ценность – потребительскую

стоимость и цену предполагает преобразование исходных ресурсов и требует ресурсного обеспечения.
Ресурсное обеспечение предполагает наличие достаточного количества и качества:
Средств труда – чем, с помощью чего осуществляется процесс производства;
Предметов труда – что превращается в процессе производства, приобретая новые потребительские качества и стоимость;
Живого труда – кто, обладая знаниями, навыками, компетенциями, осуществляет процесс производства.

Факторы производства – реально вовлеченные в процесс производства ресурсы


Экономика образованияОбразование относится к сфере нематериального производства. Благом, продукцией образования является образовательная услуга.Процесс производства любого блага, имеющего

Слайд 17Факторы производства
Земля (леса, воды, природные полезные ископаемые…)
Капитал (средства производства: сырье,

материалы, машины, оборудование, здания, транспорт, связь…)
Труд (рабочая сила: совокупность

физических и духовных способностей человека)
Предпринимательский дар (специфические способности человека, позволяющие объединить ФП для организации процесса производства)
Информационные ресурсы (совокупность знаний, умений, навыков, компетенций)
Факторы производстваЗемля (леса, воды, природные полезные ископаемые…)Капитал (средства производства: сырье, материалы, машины, оборудование, здания, транспорт, связь…) Труд

Слайд 18Производство – процесс создания благ
Производительные силы -
факторы производства: средства производства

(средства и предметы труда) и рабочая сила (живой труд)

Производственные отношения
(отношения собственности,
экономические отношения)

Производственные отношения являются экономическим базисом общества
Производство – процесс создания благПроизводительные силы -факторы производства: средства производства (средства и предметы труда) и рабочая сила

Слайд 19Предмет и объект ЭО
Большинство отечественных экономистов единодушны в том, что

«объектом изучения экономики образования как науки можно считать сферу образования

(или её отдельной части), а предметом изучения – отношения, складывающиеся в этой сфере по поводу производства, распределения, обмена и потребления создаваемых в ней благ»

Предмет и объект ЭОБольшинство отечественных экономистов единодушны в том, что «объектом изучения экономики образования как науки можно

Слайд 20Специфика производственной деятельности и экономических отношений в образовательной сфере
Условия производительной

деятельности:
- труд (преподавателей, учебный труд),

- предмет труда (человек – объект и субъект, информация),
- средства труда (образовательные технологии, техника, здания и т.д)
Производственные отношения – создание образовательных услуг
Собственность (интеллектуальная)
Отношения в сфере образования имеют свои особенности, которые проявляются в частности в отношениях собственности, в обмене деятельности с работниками других отраслей, в способах и формах возмещения затрат труда, в реализации хозяйственного механизма и т.д.

Специфика производственной деятельности и экономических отношений в образовательной сфереУсловия производительной деятельности:  - труд (преподавателей, учебный труд),

Слайд 21Экономические отношения в сфере образования
выражают деятельность людей при предоставлении

образовательных услуг в условиях использования ограниченных ресурсов и соизмерении производимых

затрат с достигаемым результатом. Развитие экономических отношений базируется на поиске альтернативных способов использования ограниченных ресурсов и оптимизации соотношения выгод и издержек. Исходя из данного положения, и выстраивается логика формирования экономической системы (механизма) образовательной организации – как в условиях ограниченных средств создать возможности эффективного функционирования образовательного учреждения в процессе производства образовательных услуг (функционирование образовательного процесса).

Экономические отношения в сфере образования выражают деятельность людей при предоставлении образовательных услуг в условиях использования ограниченных ресурсов

Слайд 22Методологической основой экономики образования, как и всех остальных экономических наук,

является экономическая теория. Она вооружает теоретическим содержанием, так как выясняет

экономические категории и законы, в соответствии с которыми развиваются все отрасли экономики, в том числе и образование. Как всякая наука, экономика образования использует общенаучные методы познания, такие как: - метод научной абстракции; анализ и синтез; индукцию и дедукцию; исторический, логические методы и другие

Методологическая основа экономики образования

Методологической основой экономики образования, как и всех остальных экономических наук, является экономическая теория. Она вооружает теоретическим содержанием,

Слайд 23Выявление экономических законов и новых тенденций в социально-экономическом развитии общества

главное предназначение экономической науки. Признание объективности системы производственных отношений и практической формы их реализации— экономических интересов— позволяет сделать вывод об объективности экономических законов общества.
Выявление экономических законов и новых тенденций в социально-экономическом развитии общества —

Слайд 24Функции экономики образования
Объясняет наблюдаемые явления. В любой науке есть свои

аксиомы. Как и в экономической теории, аксиомой в исследованиях образования

является то, что субъект (или экономический агент) при выборе из множества вариантов своего поведения преследует цель максимизации своего выигрыша. В повседневной жизни мы встречаемся и с иррациональным поведением, но для целей анализа исследователи чаще всего не принимают во внимание. Необходимо добавить то, что выигрыш потребителя может быть как в текущем периоде, так и в будущем. Поэтому всегда существует альтернатива – деньги «сейчас» или в «будущем».
Прогнозирует поведение экономических агентов. Результаты прогнозов зависят от точности исходных данных, анализа экономических закономерностей, точности прогноза. Тем не менее, прогнозы являются только лишь тенденциями и не обязательно работают в каждом конкретном случае.

Функции экономики образованияОбъясняет наблюдаемые явления. В любой науке есть свои аксиомы. Как и в экономической теории, аксиомой

Слайд 25Экономические законы в экономике образования
закон возрастающих альтернативных издержек;
законы спроса

и предложения;
закон убывающей предельной полезности;
закон убывающей предельной производительности.

Экономические законы в экономике образования закон возрастающих альтернативных издержек;законы спроса и предложения;закон убывающей предельной полезности;закон убывающей предельной

Слайд 26Экономика образования
Экономика образования – одно из самых молодых направлений в

экономической теории, которое появилось во второй половине ХХ века. Первоначально

исследователей интересовала взаимосвязь образования с экономическим ростом страны.
Несколько позже образование стало рассматриваться как инвестиционная сфера, которая дает некоторую отдачу на протяжении всей жизни индивидуумов.
Ближе к концу 90-х годов образование стало «одной из отраслей», наряду с другими отраслями экономики, и поэтому исследователи анализировали ресурсы образования, производственную функцию образования.
И с точки зрения экономики, образование – одна из крупнейших отраслей в любой стране мира.
Экономика образованияЭкономика образования – одно из самых молодых направлений в экономической теории, которое появилось во второй половине

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика