Слайд 1Экономика образования
Понятие, предмет изучения
Слайд 2Понятие «экономики»
Категория «экономика» происходит от греческих слов «oikos» – дом,
хозяйство и «nomas» – закон, правило, т.е. «oikononomia» - правила
управления домашним хозяйством. Однако в современном обществе данная категория более многозначна и имеет несколько значений, а именно:
- экономика – это хозяйственные отношения отдельного хозяйства (организации), отдельного региона, страны, группы стран, всего мира. Различают экономику организации, микроэкономику, макроэкономику, мировую экономику;
Слайд 3Понятие «экономики»
Экономика изучает отдельные области хозяйственной деятельности , жизни общества
- разные отрасли : экономика сельского хозяйства, машиностроения, образования, здравоохранения
и т.д.
Экономика изучает особенности участия разных факторов производства – экономика труда, экономика капитала и т.д
Слайд 4Понятие «экономики»
По характеру этих отношений, по формам и методам ведения
хозяйства различают, например, экономику рыночную и административно - командную, традиционную
и смешанную;
Слайд 5Понятие «экономики»
Что объединяет все подходы в определении экономических отношений и
экономических наук?
Экономика – это совокупность отношений, связанных с производством, распределением
и обменом благ, необходимых людям для удовлетворения потребностей.
Слайд 6Нужда, потребность, спрос
Нужда – осознанная необходимость в определенном ресурсе, благе.
Персонифицированная
нужда – с учетом уровня культуры отдельного индивидуума – потребность.
Потребности
человечества меняются и развиваются. Закон растущих потребностей определяет необходимость их удовлетворения.
Слайд 7Удовлетворяются соответствующими благами
материальные
социальные
духовные
в питании,
одежде
и т.д.
в образовании, охране здоровья,
в труде и т.д.
приобщение
к науке, искусству,
в любви и т.д.
Виды
потребностей
Слайд 8Обмен – базовый способ удовлетворения потребностей
Как удовлетворить имеющиеся потребности:
-самодеятельность, самообеспечение;
-
отъем, в том числе силовой;
- попрошайничество , выпросить;
- вступить в
отношения обмена, обменять имеющееся благо, ресурс на равноценный, потребный для удовлетворения потребности.
Экономические отношения базируются на отношениях обмена благами имеющими стоимость, ценность.
Слайд 9БЛАГО – любой объект (материальный и/или нематериальный), способный удовлетворять определенные
потребности
Свободные (свет, воздух, вода…) БЛАГА имеются в неограниченном количестве
не являются собственностью
Экономические
(товары, услуги…) производятся в
ограниченном количестве, являются
собственностью
Слайд 10Нужда, потребность, спрос
Спрос (запрос) – платежеподтвержденная потребность, потребность за удовлетворение
которой потребитель готов заплатить равной ценностью.
Экономические отношения предполагают соразмерность спроса
и предложения в обмене благами.
Слайд 11Центральные вопросы экономики
ЧТО ?
структура
общественного
производства
КАК ? технологии
ДЛЯ КОГО ? сфера потребления
товаров и услуг
Слайд 12Структура экономических отношений
Производство – процесс создания благ
Распределение – разделение благ
между субъектами с предоставлением каждому определенной части
Обмен – движение товара
(услуги) от одного владельца к другому
Потребление – использование продукта в процессе удовлетворения потребностей
Слайд 13Экономика образования как наука
определена следующим образом: это наука, изучающая
отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ, созданных
в сфере образования.
По мнению В.А. Жамина – одного из основоположников отечественной экономики образования - «одна из главных задач экономики образования состоит в том, чтобы детально раскрыть экономическую сторону материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определённого образовательного уровня членов общества. Данная задача должна решаться с учётом общего состояния экономики страны, с учётом тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды образования. Экономика образования исследует движение материальных и денежных средств, направляемых обществом на расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы через систему образования…».
Слайд 14Экономика образования
Впервые в истории отечественного законодательства термин «экономика образования» появился
в законе «Об образовании» (1992 год), где глава 4 названа
«Экономика системы образования». Экономика образования выступает неотъемлемой составной частью системы образования в целом, поскольку образование, как всякая определённая сфера деятельности, обладает своей экономикой.
Слайд 15Экономика образования
Выделение экономики образования в отдельную подотрасль экономической науки обозначает
необходимость определения предмета и объекта данной научной дисциплины. В научной
и учебной литературе предмет экономики образования определяется как наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества и общества в них в условиях ограниченных ресурсов, выделяемых на эти цели. Она исследует и выделяет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и научно-технического уровня населения.
Слайд 16Экономика образования
Образование относится к сфере нематериального производства.
Благом, продукцией образования
является образовательная услуга.
Процесс производства любого блага, имеющего ценность – потребительскую
стоимость и цену предполагает преобразование исходных ресурсов и требует ресурсного обеспечения.
Ресурсное обеспечение предполагает наличие достаточного количества и качества:
Средств труда – чем, с помощью чего осуществляется процесс производства;
Предметов труда – что превращается в процессе производства, приобретая новые потребительские качества и стоимость;
Живого труда – кто, обладая знаниями, навыками, компетенциями, осуществляет процесс производства.
Факторы производства – реально вовлеченные в процесс производства ресурсы
Слайд 17Факторы производства
Земля (леса, воды, природные полезные ископаемые…)
Капитал (средства производства: сырье,
материалы, машины, оборудование, здания, транспорт, связь…)
Труд (рабочая сила: совокупность
физических и духовных способностей человека)
Предпринимательский дар (специфические способности человека, позволяющие объединить ФП для организации процесса производства)
Информационные ресурсы (совокупность знаний, умений, навыков, компетенций)
Слайд 18Производство – процесс создания благ
Производительные силы -
факторы производства: средства производства
(средства и предметы труда) и рабочая сила (живой труд)
Производственные отношения
(отношения собственности,
экономические отношения)
Производственные отношения являются экономическим базисом общества
Слайд 19Предмет и объект ЭО
Большинство отечественных экономистов единодушны в том, что
«объектом изучения экономики образования как науки можно считать сферу образования
(или её отдельной части), а предметом изучения – отношения, складывающиеся в этой сфере по поводу производства, распределения, обмена и потребления создаваемых в ней благ»
Слайд 20Специфика производственной деятельности и экономических отношений в образовательной сфере
Условия производительной
деятельности:
- труд (преподавателей, учебный труд),
- предмет труда (человек – объект и субъект, информация),
- средства труда (образовательные технологии, техника, здания и т.д)
Производственные отношения – создание образовательных услуг
Собственность (интеллектуальная)
Отношения в сфере образования имеют свои особенности, которые проявляются в частности в отношениях собственности, в обмене деятельности с работниками других отраслей, в способах и формах возмещения затрат труда, в реализации хозяйственного механизма и т.д.
Слайд 21Экономические отношения в сфере образования
выражают деятельность людей при предоставлении
образовательных услуг в условиях использования ограниченных ресурсов и соизмерении производимых
затрат с достигаемым результатом. Развитие экономических отношений базируется на поиске альтернативных способов использования ограниченных ресурсов и оптимизации соотношения выгод и издержек. Исходя из данного положения, и выстраивается логика формирования экономической системы (механизма) образовательной организации – как в условиях ограниченных средств создать возможности эффективного функционирования образовательного учреждения в процессе производства образовательных услуг (функционирование образовательного процесса).
Слайд 22Методологической основой экономики образования, как и всех остальных экономических наук,
является экономическая теория. Она вооружает теоретическим содержанием, так как выясняет
экономические категории и законы, в соответствии с которыми развиваются все отрасли экономики, в том числе и образование. Как всякая наука, экономика образования использует общенаучные методы познания, такие как: - метод научной абстракции; анализ и синтез; индукцию и дедукцию; исторический, логические методы и другие
Методологическая основа экономики образования
Слайд 23Выявление экономических законов и новых тенденций в социально-экономическом развитии общества
—
главное предназначение экономической науки.
Признание объективности системы производственных отношений и практической формы их реализации— экономических интересов— позволяет сделать вывод об объективности экономических законов общества.
Слайд 24Функции экономики образования
Объясняет наблюдаемые явления. В любой науке есть свои
аксиомы. Как и в экономической теории, аксиомой в исследованиях образования
является то, что субъект (или экономический агент) при выборе из множества вариантов своего поведения преследует цель максимизации своего выигрыша. В повседневной жизни мы встречаемся и с иррациональным поведением, но для целей анализа исследователи чаще всего не принимают во внимание. Необходимо добавить то, что выигрыш потребителя может быть как в текущем периоде, так и в будущем. Поэтому всегда существует альтернатива – деньги «сейчас» или в «будущем».
Прогнозирует поведение экономических агентов. Результаты прогнозов зависят от точности исходных данных, анализа экономических закономерностей, точности прогноза. Тем не менее, прогнозы являются только лишь тенденциями и не обязательно работают в каждом конкретном случае.
Слайд 25Экономические законы в экономике образования
закон возрастающих альтернативных издержек;
законы спроса
и предложения;
закон убывающей предельной полезности;
закон убывающей предельной производительности.
Слайд 26Экономика образования
Экономика образования – одно из самых молодых направлений в
экономической теории, которое появилось во второй половине ХХ века. Первоначально
исследователей интересовала взаимосвязь образования с экономическим ростом страны.
Несколько позже образование стало рассматриваться как инвестиционная сфера, которая дает некоторую отдачу на протяжении всей жизни индивидуумов.
Ближе к концу 90-х годов образование стало «одной из отраслей», наряду с другими отраслями экономики, и поэтому исследователи анализировали ресурсы образования, производственную функцию образования.
И с точки зрения экономики, образование – одна из крупнейших отраслей в любой стране мира.