Слайд 1Экономика общественного сектора
ФГУ МГУ им. М.В. Ломоносова.
Лектор к.э.н.,
доцент кафедры финансового менеджмента ФГУ МГУ Каширова Анна Владимировна
Слайд 2Производство в общественном секторе
Лекция 10
Слайд 3Финансирование и производство в общественном секторе
Общественные расходы и производство в
государственном секторе
Производство и перераспределение
Приватизация
Контрактация
Квазирынки
Типы организаций
Слайд 41. Общественные расходы и производство в государственном секторе
Общественные расходы направляются
не только на финансирование программ социальной помощи и общественного страхования,
но и на обеспечение производства общественных и некоторых частных благ.
В качестве примеров можно привести бюджетные ассигнования
на оборону,
научные исследования,
образование,
здравоохранение, культуру.
Слайд 5Общественные расходы и производство в государственном секторе
Частное и общественное финансирование
нередко сочетаются. Это относится, например, к субсидированию коммунальных услуг, причем
как наличие субсидии, так и ее отсутствие совместимо с оказанием услуги как государственным (муниципальным), так и частным предприятием.
В роли специфической формы участия государства в финансовом обеспечении производства некоторых благ выступают также налоговые льготы. Подобно субсидиям льготы обычно увязываются с конкретными, социально приоритетными вариантами аллокации ресурсов.
Слайд 6Государственное финансирование и производство в общественном секторе (примеры)
Слайд 72. Производство и перераспределение
На выбор в пользу производства в общественном
секторе часто влияют соображения, связанные с распределением. Непосредственно они касаются
в первую очередь участия государства в финансировании.
Потребность в бюджетных ассигнованиях делает, при прочих равных условиях, более вероятным выбор в пользу организации производства внутри государственного сектора.
Слайд 8Производство и перераспределение
Чем более значимы и сложны перераспределительные процессы, включая
распределение экономических возможностей, тем более разнообразные формы государственного участия в
экономических процессах получают объективные основания
Экономический анализ, сфокусированный на проблемах эффективности, имеет тенденцию обнаруживать избыточность финансирования и особенно производства в общественном секторе.
Слайд 93. Приватизация
В последние десятилетия 20-го века преобладающей тенденцией как в
развитых, так и во многих развивающихся странах стала приватизация, т.
е. сокращение участия государства в производственной деятельности.
При этом смена собственника — не единственная форма приватизации. Ключевая характеристика данного процесса — отказ государства от функции непосредственной организации производства. Это может достигаться и с помощью таких форм, как
аренда,
контрактация и
стимулирование производства в частном секторе
Слайд 114. Контрактация
В настоящее время наиболее распространенной формой приватизации в странах
со сложившейся рыночной экономикой является контрактация.
Широкое распространение контрактации привело к
формированию "полугосударственного" сектора, который образуют частные коммерческие и некоммерческие организации, производственные программы которых в значительной или даже преобладающей части ориентированы на государственные контракты.
Слайд 12Пути эффективного использования контракта
Во-первых, на контрактной основе, целесообразно формировать отдельные
факторы и условия достижения конечных результатов. Например, хотя качественные требования
к состоянию обороны страны нелегко сформулировать однозначно, но требования к конкретным единицам вооружений специфицируются с необходимой точностью.
Во-вторых, если речь идет об услугах, потребляемых индивидуально, решению проблемы качества может способствовать вовлечение конечных потребителей в контрактные отношения.
Слайд 13Типы контрактов
Контракт с фиксированной ценой применяется, когда результаты и издержки
в достаточной степени предсказуемы (например, фиксированная оплата за тонну вывезенного
мусора).
Контракт типа "издержки плюс прибыль" предусматривает, что сумма оплаты заранее не устанавливается, а заказчик расплачивается с поставщиком исходя из уровня фактических издержек, добавляя к ним прибыль на оговоренных контрактом условиях (например, пропорционально издержкам).
Контракт с разделением затрат предполагает иную схему. Предварительно определяется базовая сумма оплаты, которая гарантируется поставщику, а в случае превышения этой суммы дополнительные издержки делятся между заказчиком и поставщиком в той или иной пропорции, согласованной в рамках контракта.
Ещё одним вариантом является блочный контракт. Он предусматривает фиксированную величину оплаты независимо от объема фактически оказанных услуг
Слайд 145. Квазирынки
В условиях контрактации партнерами общественного сектора, берущими на себя
за плату часть возложенных на него функций, становятся предприятия и
организации, не находящиеся в собственности государства.
Наряду с этим внутри самого государственного сектора в ряде случаев формируются квазирынки на основе разделения покупателя и поставщика.
Слайд 15Квазирынки
Идея квазирынка состоит в том, чтобы побудить агентства сосредоточиться на
защите интересов потребителей, передав функции арбитра рыночным силам.
В рамках государственного
сектора конструируется некий аналог "невидимой руки", благодаря которой эффективная аллокация достигается за счет взаимодействия самостоятельных участников, имеющих противоположные интересы и находящихся в конкурентной среде.
Слайд 166. Типы организаций
С точки зрения характера аллокационных ограничений, различаются:
частные предприятия,
государственные
предприятия,
государственные некоммерческие организации и
частные (негосударственные) некоммерческие организации.