Слайд 2Экскурсия – это та золотая середина, где удается достигнуть оптимального
сочетания между показом объектов и рассказом о них и событиях,
с ними связанных.
Слайд 3Экскурсоведение – комплексная научная дисциплина, раскрывающая теорию, методологию и методику
экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающая практику туристско-экскурсионных учреждений,
функции, выполняемые экскурсией.
Слайд 4Понятие экскурсии
Экску́рсия (от лат. Excursio – прогулка, поездка)
коллективное или индивидуальное посещение музея, выставки, достопримечательного места,
памятников культуры, предприятия и т. п.;
поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной
или увеселительной целью.
Слайд 5Экскурсия - туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение духовных, эстетических, информационных и
других познавательных потребностей туриста или экскурсанта.
Экскурсия представляет собой наглядный процесс
познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в музеях, лабораториях, помещениях предприятий и т. д.
Слайд 6Экскурсант – лицо посещающее страну/место временного пребывания в познавательных, учебных,
культурно-просветительских и иных целях на период менее 24 часов без
ночёвки и использующее услуги экскурсовода (гида).
Экскурсовод – специалист по проведению экскурсий. Он должен иметь хорошие знания по истории и этнографии, культуре и архитектуре биологии и географии. Ему необходимо знать принципы организации и методики проведения экскурсий, особенности обустройства выставочных стендов. Кроме того, он должен иметь навык общения с публикой, грамотную, хорошо поставленную речь.
Слайд 7Экскурсия заключается в органическом сочетании показа и рассказа.
Экскурсовод показывает
экскурсантам объекты и сопровождает показ комментариями, пояснениями, историческими справками.
Для качественного
проведения экскурсии всегда необходимо понимать цели и задачи экскурсии.
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели.
Слайд 8Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники
истории и культуры и другие объекты. Работа над любой новой
экскурсией начинается с четкого определения ее цели.
Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: эстетическое воспитание, расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры, воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, к другим народам и т. д.
Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.
Слайд 9Функции экскурсии (задачи):
Функция научной пропаганды;
Функция информации;
Функция организации культурного досуга;
Функция расширения
культурного кругозора;
Функция формирования интересов человека.
Слайд 10Признаки экскурсии:
Протяженность по времени (45 мин - 24 ч.)
Наличие экскурсантов
и экскурсовода
Наглядность, показ экскурсионных объектов на месте их расположения
Передвижение по
заранее составленному маршруту
Целенаправленность показа объектов, наличие темы
Активная деятельность участников
Слайд 12Классификация экскурсий
Классификация экскурсий представляет собой их разделение на группы,
подгруппы и виды, и выделение в каждой из них основных
черт, определяющих характер ведения той или иной экскурсии.
Деление экскурсий на четко определенные группы имеет большое значение для практической деятельности.
Классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсоводов, облегчает их специализацию с учетом знаний и личных склонностей экскурсоводов.
Использование закономерностей проведения экскурсий конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия становилась более эффективной.
Слайд 13Признаки классификации экскурсий
по содержанию;
по составу участников;
по количеству участников;
по категории участников
по
месту проведения;
по способу передвижения;
по продолжительности;
по форме проведения;
в зависимости от
сложности маршрута;
по времени проведения.
Слайд 14Классификация экскурсий
Индивидуальные, групповые; для местного населения, приезжих туристов, иностранцев; для
взрослых туристов, детей различных возрастов и т.д.
Городские, загородные, производственные, музейные,
в культовых сооружениях и монастырях, комплексные
Экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-урок, экскурсия-концерт, экскурсия-спектакль; показательная экскурсия, учебная экскурсия, рекламная экскурсия
Пешеходные, транспортные (с использованием различных видов транспорта), комбинированные
Обзорные (многоплановые),
тематические (раскрытие 1-й темы)
По составу участников
По месту проведения
По форме проведения
По содержанию
По способу передвижения
Деление экскурсий на четко определенные группы и виды имеет большое значение в практической туристско-экскурсионной деятельности, и позволяет экскурсоводам верно ориентироваться в вопросах их подготовки и проведения, достигать высокого качества экскурсий и, как итог, повышения образовательной и воспитательной эффективности экскурсионного процесса.
Слайд 15 По содержанию
Тематические посвящены раскрытию одной темы.
Обзорные, они, как
правило, многотемные, многоплановые.
Слайд 16Обзорные экскурсии
Используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на
показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и
сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.).
В каждой из них освещается несколько подтем: история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.).
Слайд 17В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом, что даёт общее
представление о городе, республике, государстве в целом.
у таких экскурсий
имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю.
Хронологические рамки обзорной экскурсии – время существования города с первого упоминания о нём до сегодняшнего дня и перспективы развития.
Слайд 18Тематические экскурсии
Историко-краеведческие, историко-религиозные, археологические, этнографические, военно-исторические,
историко-биографические, музейные
Литературно-биографические, историко-литературные,
литературно-художественные
Производственно-исторические,
производственно-экономические, производственно-технические, профессионально-ориентационные
Литературно-биографические, историко-литературные, историко-театральные, по местам жизни и деятельности
деятелей культуры, литературно-художественные, народные художественные промыслы
Экологические тропы, места жизнедеятельности определенных представителей флоры и фауны,
экскурсии в ООПТ (особый режим посещения)
Памятники архитектуры определённого исторического периода, генеральный план застройки города, образцы современной архитектуры, творчество одного архитектора
Исторические
Литературные
Производственные
Природоведческие
Архитектурно-градостроительные
Искусствоведческие
Слайд 19Исторические экскурсии по своему содержанию подразделяются на следующие группы:
Историко-краеведческие;
Историко-религиозные;
Археологические;
Этнографические
(рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей)
Военно-исторические
(которые проводятся по местам боевой славы);
Историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей)
Экскурсии в исторические музеи.
Слайд 20Литературные
литературно-биографические по местам, которые хранят память о жизни и творчестве
писателя, поэта, драматурга
историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской
национальной литературы;
литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя.
Литературные музеи
Слайд 21Производственные экскурсии:
Производственно-исторические;
Производственно-экономические (банковская деятельность, рынок недвижимости и др.);
Производственно-технические;
Профессионально-ориентационные для учащихся
(учебные заведения, предприятия).
Слайд 22Искусствоведческие экскурсии:
историко-театральные (Государственный академический Мариинский театр. Тематическая экскурсия по театру «Тайны
закулисья», Экскурсия в театр)
По художественным народным промыслам(Музейный центр «Кружевной», Петербургский
музей кукол);
По местам жизни и деятельности деятелей культуры(Музея А.С. Пушкина на Мойке 12, МУЗЕЙ-КВАРТИРА А.А. БЛОКА);
В картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.
историко-музыкальные (Экскурсия «Театральный Петербург);
Слайд 23Природоведческие экскурсии
Естественно-исторические;
Геологические;
Геоморфологические;
Экологические;
места жизнедеятельности определенных представителей флоры и фауны (Ботанические,
Зоологические)
экскурсии в ООПТ (особый режим посещения)
Слайд 24Архитектурно-градостроительные
экскурсии с показом архитектурных построек города;
экскурсии, связанные с показом памятников
архи-тектуры определенного исторического периода;
экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;
экскурсии,
знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;
экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;
экскурсии по новостройкам.
Слайд 25Религиозной тематики:
Посещение объектов религиозных культов;
История религий;
Паломничество -участие в обрядах
и праздниках
Слайд 26 По составу участников
для местных жителей;
для иногородних;
для иностранцев;
для российских
туристов;
для религиозных паломников;
для людей с ограниченными физическими возможностями, в том
числе инвалидов и т.п.
Слайд 27По категории участников
Для взрослых (в том числе для пожилых
людей),
Для детей (дошкольники,школьники)
молодежи (студенты).
Слайд 28По количеству участников
индивидуальные (от одного до пяти экскурсантов)
групповые
(более пяти экскурсантов).
Слайд 29По месту проведения экскурсии
Городские
Загородные
Комплексные
Слайд 30По продолжительности
непродолжительные (до трех часов)
продолжительные (свыше трех часов).
Слайд 31По способу передвижения
Пешеходные;
Транспортные (использование различных видов: автомобильного, водного, авиационного,
железнодорожного, городского электрического, конного и др.);
Комбинированные (транспортно-пешеходные).
Слайд 32 По форме проведения
Обычные;
Трассовые;
Учебные;
Игровые;
Интерактивные;
Анимационные (экскурсии-массовки, экскурсии-прогулки, экскурсии-концерты, экскурсии-спектакли и др.).
Слайд 33
В зависимости от сложности маршрута
Обычные;
С активными видами передвижения
(по категорированным туристским маршрутам, труднопроходимым природным объектам и территориям).
Слайд 34По времени проведения
дневные;
вечерние;
ночные.
Слайд 36Что такое экскурсия:
A) изучение объектов в их естественной обстановке
Б) форма
воспитания и обучения взрослых и учащихся
B) форма познания мира, обоснованная на
показе и рассказе, выбранных экскурсионных объектов
Г) показ объектов в природе, в музее, на производстве и т.д.
Слайд 37Признаки экскурсии –
А) наличие темы, цели и задач экскурсии; наличие
группы; протяженность во времени; показ экскурсионных объектов; целенаправленность осмотра; передвижение
участников экскурсии по заранее спланированному маршруту;
Б) наличие темы, цели и задач экскурсии; наличие экскурсовода; протяженность во времени; показ экскурсионных объектов; целенаправленность осмотра; передвижение участников экскурсии по заранее спланированному маршруту;
В) наличие темы, цели и задач экскурсии; наличие группы; наличие экскурсовода; протяженность во времени; показ экскурсионных объектов; целенаправленность осмотра; передвижение участников экскурсии по заранее спланированному маршруту.
Слайд 38По содержанию экскурсии подразделяют на :
А) обзорные и тематические;
Б)
исторические, археологические, обзорные;
В) природоведческие, исторические, археологические ....
Слайд 39По способу передвижения экскурсии делят на
А) транспортные и комбинированные;
Б) пешеходные и транспортные;
В) пешеходные, транспортные и комбинированные
Слайд 40По месту проведения различают экскурсии:
А)городские
Б) загородные
В) музейные
Г) все
ответы
Слайд 41Сколько времени необходимо, чтобы экскурсант стал туристом:
A) 24 часа
Б) 32
часа
B) 12 часов
Слайд 42Сколько лет насчитывает история экскурсионного дела:
A) более 100 лет
Б) более
50 лет
B) менее 50 лет
Слайд 43Тематическая экскурсия это:
A) экскурсия, носящая многотемный, много плановый характер
Б) экскурсия, которая
посвящена раскрытию одной темы
Слайд 44Основные отличия туриста от экскурсанта?
а) в организации посещения другой местности;
б)
в целях путешествия;
в) в длительности путешествия.
Слайд 45По категории участников экскурсии делятся:
индивидуальные (от одного до пяти экскурсантов)
групповые (более пяти экскурсантов)
Нет правильного ответа