Разделы презентаций


(Этико-эстетический блок)

Содержание

Историческое развитие этической мысли. Лекция по дисциплине «Этика»Доцент, кандидат философских наук А.П. Марченко

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1(Этико-эстетический блок)
Автор презентаций лекций
Марченко Антонина Павловна, доцент, канд. филос. наук

Учебный

курс: «Этика»

(Этико-эстетический блок)Автор презентаций лекций	Марченко Антонина Павловна, доцент, канд. филос. наукУчебный курс: «Этика»

Слайд 2Историческое развитие этической мысли.
Лекция по дисциплине «Этика»
Доцент, кандидат философских

наук А.П. Марченко

Историческое развитие этической мысли. Лекция по дисциплине «Этика»Доцент, кандидат философских наук А.П. Марченко

Слайд 3План:
Историческое развитие этической мысли древних цивилизаций.

Философские концепции этики

3. Историческое развитие

этической мысли Западной Европы

План:Историческое развитие этической мысли древних цивилизаций.Философские концепции этики3. Историческое развитие этической мысли Западной Европы

Слайд 41. Историческое развитие этической мысли древних цивилизаций.

1. Историческое развитие этической мысли древних цивилизаций.

Слайд 5Исторический путь развития этики
В древности «этика» («учение о нравственности») означала

жизненную мудрость, «практические» знания относительно того, что такое счастье и

каковы средства для его достижения.
Этика - это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной.
Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека.
Исторический путь развития этикиВ древности «этика» («учение о нравственности») означала жизненную мудрость, «практические» знания относительно того, что

Слайд 6Согласно Аристотелю, “всякое рассуждение направлено либо на деятельность или на

творчество, либо на умозрительное...”
Это значит, что через мышление человек делает

правильный выбор в своих действиях и поступках, стремясь добиться счастья, воплотить в жизнь этический идеал.

То же самое можно сказать относительно произведений искусства. Мастер воплощает в своем произведении идеал красоты сообразно своему пониманию.
Значит, практическая сфера жизни и различные виды производительной деятельности невозможны без мышления.
Согласно Аристотелю, “всякое рассуждение направлено либо на деятельность или на творчество, либо на умозрительное...”Это значит, что через

Слайд 7Предмет этики
Нравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных

в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил, на совершенствование его

жизни, на реализацию смысла своей жизни и назначения.
В сфере “деятельности”, связанной со свободой воли, выбирается личность, сообразующая своё поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями о добре и зле, должном и сущем.
Этим Аристотель определил предмет науки, названной им этикой.
Предмет этикиНравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил,

Слайд 8Религиозные этические концепции (общая характеристика)
Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное

происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность

своих моральных установлений, их вневременной характер
Религиозные этические концепции (общая характеристика)Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым

Слайд 9 Древние представления о морали
Мораль, как закон, дается человеку богами

или Богом.
Закон дается людям прямо, самим богом или через

посредников – героев и пророков.
(Основатель ислама, Пророк Мухаммад в божественном откровении обрел истину и выразил ее в Коране. Иисус Христос, Бог христиан, провозгласил новые законы жизни в Нагорной проповеди, а также в других проповедях, поучениях и притчах.)
Древние представления о моралиМораль, как закон, дается человеку богами или Богом. Закон дается людям прямо, самим

Слайд 10Противостояние человека самым разным формам естественности
Противостояние человека самым разным формам

естественности, инерции, неосмысленным привычкам и традициям обнаруживают многие древние мифы.


Мифы об Осирисе или Прометее, передавших людям знания и умения (Прометей это сделал вопреки воле высших богов Олимпа, за что был жестоко наказан) и тем самым вырвавших их из состояния природной дикости, в этом плане ясны.

Противостояние человека самым разным формам естественностиПротивостояние человека самым разным формам естественности, инерции, неосмысленным привычкам и традициям обнаруживают

Слайд 11Характеристика предысторических нормативных кодексов
Все они более-менее близки если не по

содержанию, то по общему духу и направлены на ограничение племенного

и родового эгоизма, индивидуального произвола, на подавление спонтанной жестокости и установление обычаев, оберегающих мир в сообществе.
С развитием духовной культуры изменения в предписаниях касались того круга людей, по отношению к которым требовалось проявлять миролюбие и терпимость.
Христос призывал уже к всеобщей простительности и к любви к врагам.
Характеристика предысторических нормативных кодексовВсе они более-менее близки если не по содержанию, то по общему духу и направлены

Слайд 12Особенности христианской морали
Главной особенностью христианской (как и вообще всякой

религиозной) морали является то, что ее основные положения ставятся в

обязательную связь с догматами вероучения.

Христианская мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном.



Особенности христианской морали Главной особенностью христианской (как и вообще всякой религиозной) морали является то, что ее основные

Слайд 13Нравственное и безнравственное в христианской морали
Проявляется:
- в совокупности

определенных моральных норм: (заповеди);
в специфических религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь

совесть и т.п.);
некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.),
в системах нравственного богословия и теологической этики.
Все вместе перечисленные элементы составляют христианское нравственное сознание.
Нравственное и безнравственное в христианской морали Проявляется: - в совокупности определенных моральных норм: (заповеди); в специфических религиозно-нравственных

Слайд 14Особенности морального кодекса христианства
Моральный кодекс христианства создавался столетиями, в

разных социально-исторических условиях.
Вследствие этого в нем можно обнаружить самые

различные идеологические напластования, отражавшие нравственные представления разных общественных классов и групп верующих.
Этим определяется крайняя противоречивость христианского нравственного сознания и практической морали христиан.
Особенности морального кодекса христианства Моральный кодекс христианства создавался столетиями, в разных социально-исторических условиях. Вследствие этого в нем

Слайд 15
В самом сжатом виде христианскую мораль можно определить как систему

нравственных представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения,

тесно связанную с догматами христианского вероучения.
В самом сжатом виде христианскую мораль можно определить как систему нравственных представлений, понятий, норм и чувств и

Слайд 16Основные положения христианской морали
По вере Вашей да будет Вам

Возлюби Господа

своего, возлюби врага своего,
возлюби Господа в себе (всеобщая любовь)
-

Жертвенность
Основные положения христианской моралиПо вере Вашей да будет ВамВозлюби Господа своего, возлюби врага своего, возлюби Господа в

Слайд 17Другой особенностью христианской морали, вытекающей из ее связи с догматами

вероучения, является то, что в ней есть такие нравственные наставления,

которые невозможно найти в системах нерелигиозной морали.
Например:
- христианское учение о страдании-благе,
- о всепрощении,
- о любви к врагам,
о непротивлении злу
другие положения, находящиеся в противоречии с насущными интересами реальной жизни людей.

Другой особенностью христианской морали, вытекающей из ее связи с догматами вероучения, является то, что в ней есть

Слайд 18Положения христианства, общие с другими системами морали, получили в нём

значительное изменение под влиянием религиозно-фантастических представлений.

Положения христианства, общие с другими системами морали, получили в нём значительное изменение под влиянием религиозно-фантастических представлений.

Слайд 19Моральное сознание
"В радости и в горе, в наслаждении и в

страдании поступай с другими так, как хотел бы, что бы

они поступили с тобой " (Махабхарата)

Добро и зло являются центральными и основополагающими понятиями морального сознания.
Моральное сознание не исчерпывается этими понятиями, но они задают его стержень.
Во многом вокруг них и по поводу них складываются и остальные понятия морали –
добродетель и порок,
справедливость,
долг,
совесть,
свобода.
С развитием содержания этих понятий развивается и сама мораль. Но можно сказать и обратное: с развитием морали, морального сознания, способов морального мышления строже уясняются понятия добра и зла. От того, как понимается этот процесс развития морали, зависит и трактовка понятий добра и зла.

Моральное сознание

Слайд 20Роль индивидуального сознания
В решении вопросов морали правомочно не только, коллективное,

но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того,

насколько правильно он осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость.
Объективность основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру собственной сознательности, воспринимать и реализовывать общественные требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее.
Здесь встает проблема соотношения свободы и необходимости. Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов или непосредственного следования индивида «исторической тенденции».
Нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления.
Роль индивидуального сознанияВ решении вопросов морали правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо

Слайд 21Пьер Абеляр (1079 -1142).
Арнольд Брешианский - ученик

Пьер Абеляр (1079 -1142). Арнольд Брешианский - ученик

Слайд 22Учение Пьера Абеляра
Сопротивление авторитету церкви содержала позиция Пьера Абеляра

По своему социальному статусу он принадлежал к феодалам, но от

владений, оставленных отцом, отказался, посвятив себя изучению и преподаванию философии. Наиболее известны его труды: «Да и Нет», «История моих бедствий», «Этика».
В трудах Абеляра содержится стремление в рамках религии отстоять права разума и человеческой свободы.
Вопреки принципу Ансельма Кентерберийского: «Верую, чтобы понимать», Абеляр утверждает новый принцип: «Понимаю, чтобы верить».
С его точки зрения, логическое доказательство бытия Бога не противоречит вере. Человек по собственной воле может совершать добродетельные поступки.
Учение Пьера Абеляра Сопротивление авторитету церкви содержала позиция Пьера Абеляра По своему социальному статусу он принадлежал к

Слайд 23Свобода выбора, данная ему, доказывает премудрость творца. Человек, обладая свободой

выбора, сам ответственен за свои деяния.
Только зная намерения человека,

степень их осознания и побуждения совести, можно оценить поступок.
Таким образом, в этих постулатах П. Абеляра утверждается моральная ценность человека, очерчивается значимость его нравственного выбора. Церковь осудила взгляды Абеляра, преданы сожжению.
Свобода выбора, данная ему, доказывает премудрость творца. Человек, обладая свободой выбора, сам ответственен за свои деяния. Только

Слайд 24Джордано (Филиппо) Бруно (1548-17.02. 1600)
Утро 17 февраля 1600 года было

днем его казни. В Риме праздновался юбилей: 50 кардиналов, толпы

паломников со всей Европы съехались в город ко гробу апостолов искать отпущения грехов. На этом празднике христианской любви и всепрощения (а точнее церковного лицемерия) был сожжен на Площади Цветов человек, толковавший о вселенской любви, движущей всем созданием. Должны были пройти три столетия, чтобы вещие слова Джордано Бруно оправдались и чтобы бессмертная слава осенила, наконец и навсегда, его имя.

Неизвестный художник

Джордано (Филиппо) Бруно (1548-17.02. 1600)Утро 17 февраля 1600 года было днем его казни. В Риме праздновался юбилей:

Слайд 25Учение Джордано (Филиппо) Бруно
Золотая эпоха, с точки зрения Дж. Бруно,

— это миф. Богатство само по себе нейтрально в ценностном

отношении и только в силу хорошего или дурного употребления оно приобретает то или иное социальное качество.

Таким образом, он приближается к формулировке идеи об особенностях морального субъекта, его автономности, самодостаточности, творческой энергии и ответственности за себя и свое окружение.
Учение Джордано (Филиппо) БруноЗолотая эпоха, с точки зрения Дж. Бруно, — это миф. Богатство само по себе

Слайд 26Моральный субъект «вбирает» в себя все богатство общечеловеческих ценностей. Он

осмысливает моральные проблемы как возможность осуществления человеческих способностей. Свое завершение

моральный субъект получает в понятии героической любви. Любовь истинно морального человека отражает единство телесных, эмоциональных и интеллектуальных способностей, она лишена обыденности и повседневности.
Любящий человек стремится вырваться за рамки погони за богатством и прибылью, он выше эгоистического интереса. Он — творец и герой, ставший выше мира суеты и убогости, где «любовь принижена и движется, как бы пресмыкаясь по земле, охваченная низкими силами».
Его любовь «отдается более высоким деяниям».
Моральный субъект «вбирает» в себя все богатство общечеловеческих ценностей. Он осмысливает моральные проблемы как возможность осуществления человеческих

Слайд 27Таким образом, акцент на внутреннем мире субъекта приводит Джордано Бруно

к обоснованию личности, которая свою цель усматривает в служении обществу,

что доказывает и его личный моральный подвиг.
Сама жизнь такой личности является этическим достоинством.
Таким образом, акцент на внутреннем мире субъекта приводит Джордано Бруно к обоснованию личности, которая свою цель усматривает

Слайд 28Учение Мишеля Монтеня (28.02.1533 – 13.09.1592)

М. Монтень «Опыты»


М.Монтень «О

трёх видах общения»

Учение Мишеля Монтеня (28.02.1533 – 13.09.1592) М. Монтень «Опыты»М.Монтень «О трёх видах общения»

Слайд 29Эмпирическая этика Нового времени была подготовлена моралистическими взглядами М. Монтеня.

В его трудах собран моральный опыт различных эпох и народов,

который Монтень психологически точно и с необыкновенной наблюдательностью и юмором связывает с моралью своего времени.

Цель его моральных размышлений — сорвать маску как с вещей, так и с людей, как с себя, так и с других.

В своем главном сочинении «Опыты» он пишет: «Надо судить о человеке по качествам его, а не по нарядам, и, как остроумно говорит один древний автор, „знаете ли, почему он кажется вам таким высоким?

Эмпирическая этика Нового времени была подготовлена моралистическими взглядами М. Монтеня. В его трудах собран моральный опыт различных

Слайд 30Вас обманывает высота его каблуков. «Цоколь — еще не статуя,

измеряйте человека без ходулей». Прочь от предрассудков эпохи — таков

подтекст морального эмпиризма Монтеня.
Человек должен руководствоваться личным опытом и на его основе строить моральные суждения. Жизнь, которая направляется трезвым размышлением, приятна и полезна.
Человек, по Монтеню, способен к критической переработке опыта и в этом смысл эмансипации его от феодально-теологического мировоззрения.
Моральный субъект не может быть неизменной, всегда равной самому себе духовной сущностью.

Моральное развитие человека есть его достоянное саморазвитие и самосовершенствование.
Вас обманывает высота его каблуков. «Цоколь — еще не статуя, измеряйте человека без ходулей». Прочь от предрассудков

Слайд 31Этика М.Монтеня - вариант стоицизма
Этика Монтеня отделена от теологии и

платонизма, провозглашавшего абсолютность нравственных норм.
В ней с необычайной глубиной

и крайней напряженностью даётся описание внутреннего мира этической личности, которая осмысливает социальные и моральные перспективы развития общества.
Моральный человек — это
думающий человек,
вечно терзающийся,
скептически относящийся к догматам общественных установлений,
видящий перспективу духовного роста.

Реально практикуемая мораль слишком далека от божественных установлений. Справедливость, терпимость, геройство, по его мысли, вполне возможны как светские добродетели.
Этика М.Монтеня - вариант стоицизмаЭтика Монтеня отделена от теологии и платонизма, провозглашавшего абсолютность нравственных норм. В ней

Слайд 32М. Монтень:
«В зависимости от того, как я смотрю на себя,

я нахожу в себе и стыдливость, и наглость; и целомудрие,

и распутство; и болтливость, и молчаливость; и трудолюбие, и изнеженность; и изобретательность, и тупость; и угрюмость, и добродушие; и лживость, и правдивость; и ученость, и невежество; и щедрость, и скупость, и расточительность…Всякий, кто внимательно изучит себя, обнаружит в себе, и даже в своих суждениях, эту неустойчивость и противоречивость. Я ничего не могу сказать о себе просто, цельно и основательно. Яне могу определить себя единым словом, без сочетания противоположностей».

Нравственность не может быть сведена к совокупности жестких и однозначных норм. Она всегда связана с реальностью и есть следствие деятельности морального субъекта.
М. Монтень:«В зависимости от того, как я смотрю на себя, я нахожу в себе и стыдливость, и

Слайд 332. Философские концепции этики


2. Философские концепции этики

Слайд 34Натуралистическая точка зрения на добро и зло
Попытки ученых-биологов к объяснению

морали с позиций природы.
Мораль иными средствами (социальными, культурными) решает

те же задачи, которые решаются благодаря биологическим механизмам на более низких ступенях развития жизни. Продолжение рода, забота о слабых и больных, взаимопомощь, сотрудничество, солидарность, самоотверженность, – все эти черты широко встречаются в мире животных, в особенности высших и «общественных» (то есть живущих в стаде, стае).
Натуралистическая точка зрения на добро и злоПопытки ученых-биологов к объяснению морали с позиций природы. Мораль иными средствами

Слайд 35Что питает эти представления?
Первое:
сколько бы ни говорили о

роли воспитании в формировании личности, процесс нравственного развития личности остается

неуловимым и, скорее, даже противоречащим тем усилиям, которые предпринимаются с целью воспитания, и по крайней мере во многом независимым от них.
Второе:
в поведении животных, особенно домашних, диких, живущих в сообществах, наблюдается множество явлений и устойчивых зависимостей, которые легче всего «объясняются» с моральной точки зрения – как действия, как поведение, обусловленные совместной жизнью, направленные на поддержание этой совместности.

Что питает эти представления? Первое: сколько бы ни говорили о роли воспитании в формировании личности, процесс нравственного

Слайд 36Фридрих Август фон Хайек (08.05.1899 - 23.03.1992...
- лауреат Нобелевской

премии
Повторяя, как рефрен, слова Д. Юма о том, что

"правила морали не являются заключениями нашего разума", Ф.А. Хайек определяет их как результат эволюции (биологической, переходящей в культуральную), располагающийся "между инстинктом и разумом»
Фридрих Август фон Хайек (08.05.1899 - 23.03.1992... - лауреат Нобелевской премии Повторяя, как рефрен, слова Д. Юма

Слайд 37Лоренц Конрад (1903-1989) - австрийский ученый, лауреат.
Основатель этологии "морфологии поведения,

биологии человеческого поведения.

Лоренц Конрад (1903-1989) - австрийский ученый, лауреат.Основатель этологии

Слайд 38Агрессия (так называемое "зло"), Конрад Лоренц
Конрад Лоренц в советском лагере

военнопленных

Агрессия (так называемое

Слайд 39Эволюционный подход
Сформулирован английским философ м Гербертом Спенсером.

Спенсер (Spencer)

Герберт (27.4.1820, Дерби, - 8.12.1903)

Эволюционный подход Сформулирован английским философ м Гербертом Спенсером. Спенсер (Spencer) Герберт (27.4.1820, Дерби, - 8.12.1903)

Слайд 40Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882)
Таким молодым человеком Чарльз Дарвин пришел

в науку
Чарльз Дарвин (1731-1802. английский ученый, врач, натуралист

Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) Таким молодым человеком Чарльз Дарвин пришел в науку Чарльз Дарвин (1731-1802. английский ученый,

Слайд 41Но основные идеи этого подхода были высказаны английским ученым-биологом Чарльзом

Дарвином, специально посвятившим проблемам морали и ее возникновения две главы

своего фундаментального труда «Происхождение человека».
В них положение о природных, биологических предпосылках морали действительно вытекает из эволюционной теории, базирующейся на обширнейшем эмпирическом материале.
Дарвин не открыл новых этических идей; в собственно этическом содержании своей концепции происхождения морали он нисколько не выходит за рамки, заданные такими английскими мыслителями, как Давид Юм, Адам Смит и другие философы того круга. Однако восприняв известные этические идеи, он дал им естественнонаучное обоснование.
Но основные идеи этого подхода были высказаны английским ученым-биологом Чарльзом Дарвином, специально посвятившим проблемам морали и ее

Слайд 42 Основные идеи Дарвина относительно условий развития и существования морали свести

к следующим положениям:
1.* Общество существует благодаря социальным инстинктам, которые

животное (и человек) удовлетворяет в обществе себе подобных; отсюда вытекают и симпатия, и услуги, которые оказываются ближним. Дарвин замечает, что услуги у животных никогда не распространяются на всех особей своего вида и ограничиваются только членами одной общины.
2.* Социальный инстинкт преобразуется в нравственность благодаря высокому развитию душевных способностей; поэтому не только инстинкты, но и возникающие на их основе образы всех прошлых действий и выполняют, если так можно сказать, контролирующую роль, побуждая человека к поступкам, направленным на поддержание совместной (общественной) жизни, и препятствуя доминированию каких-либо иных инстинктов над социальными.
3.* У человека сильнейшим фактором поведения стала речь, благодаря которой оказалось возможным формулировать требования общественного мнения (требования общины); но и здесь одобрение и неодобрение определенных поступков покоится на симпатиях, непосредственно обусловленных общественным инстинктом.
4* Привычка играет важную роль у каждой особи; социальный инстинкт и симпатия укрепляются привычкой.

Основные идеи Дарвина относительно условий развития и существования морали свести к следующим положениям:  1.* Общество

Слайд 43В этих четырех положениях Дарвин сформулировал существенные постулаты биологистского подхода

к объяснению предпосылок и происхождения морали:
а) природная основа;
б)

высокое, по сравнению с животными, развитие психики и интеллектуальных функций;
в) способность к членораздельной и развитой речи;
г) подкрепительная роль социальных механизмов (к которым следует отнести и способности к обучению и воспроизведению).
В этих четырех положениях Дарвин сформулировал существенные постулаты биологистского подхода к объяснению предпосылок и происхождения морали:

Слайд 44Человечество проходило в своем становлении групповой отбор на моральность, в

частности, на

альтруизм

Человечество проходило в своем становлении групповой отбор на моральность, в частности, на альтруизм

Слайд 45Модели альтруизма
Взаимный альтруизм. Как видно из названия, помогающее поведение как

внутри группы, так и между представителями разных, то есть неродственных

групп, а также между представителями различных видов носит взаимный характер.
В ходе приспособления и отбора выживают особи, оказывающие помощь, поскольку и именно они в других ситуациях оказываются в первую очередь объектом помощи со стороны других особей.
По наблюдениям этологов, например среди павианов-анубисов, «альтруисты»-помощники чаще всего оказываются сами объектом помощи. Аналогичные данные получены и в ходе специально поставленного эксперимента с шимпанзе: они оказались способными адекватно отвечать на задаваемые человеком стандарты кооперативного, либо конкурентного взаимодействия

Модели альтруизмаВзаимный альтруизм. Как видно из названия, помогающее поведение как внутри группы, так и между представителями разных,

Слайд 46Совокупная приспособленность
Приспособленность особи подчинена приспособленности родичей, то есть совокупной приспособленности,

на которую и направлен естественный отбор. Эта приспособленность обусловлена не

выживанием особи, а сохранением соответствующего набора генов, носителем которого является группа родичей. Некоторая особь жертвует собою ради родных, поскольку половина от ее набора генов содержится у ее братьев и сестер, четверть – у братьев и сестер родителей, восьмая часть – у двоюродных братьев и сестер.
Таким образом, проясняется смысл того, что эволюционисты называют альтруизмом: это такое индивидуальное поведение, которое увеличивает возможности приспособления и размножения родственной группы, при том, что соответствующие шансы индивида могут уменьшиться.

Совокупная приспособленностьПриспособленность особи подчинена приспособленности родичей, то есть совокупной приспособленности, на которую и направлен естественный отбор. Эта

Слайд 47Понятие альтруизма
С точки зрения эволюционного подхода к нравственности последняя предстает

в крайне обедненном виде: мораль оказывается сведенной к адаптации и

приспособлению, альтруизм – к кооперации, любовь – к развитой биологической потребности любого высшего животного в ласке. Эволюционная концепция альтруизма довольно специфична: это – поведение, единственным критерием оценки которого являются результаты, а именно, приспособленность индивида или группы; результаты, которые достигаются за счет той особи, которая проявляет альтруизм. Эволюционисты относят к альтруистическим действия, посредством которых оказывается помощь другим в момент опасности, помощь слабым (больным, раненым, малышам, старикам), передача своей пищи, своих орудий и знаний другим. При этом любые действия такого рода, независимо от мотивации, признаются альтруистическими.
Между тем, как мы видели, историческое развитие этической мысли человечества шло по пути прояснения характерных особенностях морали, моральных решений и действий.
Так появилось понятие альтруизма, обозначающее не любые отношения помощи и продуктивного взаимодействия, в том числе мотивированного получением удовольствия и пользы, – но поведение, бескорыстно сориентированное на благо другого человека.

Понятие альтруизмаС точки зрения эволюционного подхода к нравственности последняя предстает в крайне обедненном виде: мораль оказывается сведенной

Слайд 48Критическое отношение к натуралистической теории морали
В натуралистических теориях мораль предстает

в обедненном и искаженном виде. Их авторы просто не берутся

за осмысление не поведенческой, а идеальной стороны морали.
Как, например, объяснить с натуралистической точки зрения то, что во всех культурных традициях мораль в изначальных своих формах – данных, как мы видели, в учениях религиозных пророков и духовных вождей – обращается к человеку как носителю духа.
Критики религии, в особенности воинствующие, упрекают её в том, что она всегда настаивала на умерении, а то и подавлении плоти. Но на свой лад и на своем языке, скорее, обращенном к обычному человеку, духовные учителя человечества выполняли ту же миссию, что и философия – формировали человека духовного, разумного, свободного от стихий своей телесности; по крайней мере способного ограничивать себя в своих аппетитах.

Критическое отношение к натуралистической теории моралиВ натуралистических теориях мораль предстает в обедненном и искаженном виде. Их авторы

Слайд 49Социально-культурный подход
Греческое слово «ethica», образованное Аристотелем, этимологически восходит в ethos,

которое во времена Аристотеля обозначало нрав, темперамент, но у Гомера

ещё сохраняло значение совместного жилища, местопребывания.

Социально-культурный подходГреческое слово «ethica», образованное Аристотелем, этимологически восходит в ethos, которое во времена Аристотеля обозначало нрав, темперамент,

Слайд 50Социально-культурный подход
Латинское gens означает «род», gentilis – «родство», а generosus

– «доброта». Так же в английском: kinship – «родство», kindness

«доброта». Фратрия – phratria – это объединение экзогамных родов, но это слово обозначало и братство; та же синонимия отмечается в языке ирокезов. Причем индоевропейское по своему происхождению слово «fratria» обозначало не родственную связь (в греческом для обозначения брата по крови служило слово «adelfos»), а именно организационную: frater – брат, то есть член той же фратрии. В современном английском языке содружество, духовное братство обозначается именно словом «fraternity», хотя английское «brother» (брат) – того же индоевропейского корня. Также можно проследить связь между phyle (племя) и philia (любовь-привязанность, дружба).

Социально-культурный подходЛатинское gens означает «род», gentilis – «родство», а generosus – «доброта». Так же в английском: kinship

Слайд 51Мы видим, что слова, обозначающие существенные для морали человеческие отношения,

являются однокоренными словам, представляющим базовые отношения первобытного общества.
Такое расширение

значения слов могло произойти только в условиях расшатывания, размывания социальных связей, которые этими словами традиционно обозначались.
Мы видим, что слова, обозначающие существенные для морали человеческие отношения, являются однокоренными словам, представляющим базовые отношения первобытного

Слайд 52 Рационалистический подход
Наиболее четка этот подход выражен в учении И. Канта.

Основой морали является категорический императив. Он есть закон деятельности человека

как разумного, свободного существа. Свобода разумного существа состоит в том, что оно не подчиняет свое поведение ни каким внешними по отношению к разуму силами — ни давлению обстоятельств ни заманчивым соблазнам, ни страстям. Единственное, чем оно руководствуется, - это собственные внутренние законы самого разума. Таким образом, человек как разумное свободное существо должен сам ограничивать свою свободу действий разумными, рациональными нормами поведения. Он сам дня себя создает эти нормы и сам — своей свободной волей — заставляет себя соблюдать их.
Рационалистический подход Наиболее четка этот подход выражен в учении И. Канта. Основой морали является категорический императив.

Слайд 53Нормы морали — следствие того, что человек как разумное существо

не может нести себя неразумно. Вести же себя разумно —

значит предвидеть последствия своих действий.
А так как люди живут в обществе, то и нормы морали — это нормы, рассчитанные на предвидение последствий для общества, обеспечивающие сохранение и улучшение жизни человеческого рода. Рационалистическое обоснование этики делает мораль своего рода аналогом логики: логика есть система правил разумного мышления, а мораль — система правил разумного поведения.
Безнравственный человек, с этой точки зрения, есть недостаточно разумный человек
Нормы морали — следствие того, что человек как разумное существо не может нести себя неразумно. Вести же

Слайд 54Рационалистический подход вполне достаточен, чтобы обосновать этику «мыслящей машины». Но

человек — не только разумное, но еще и чувствующее, страдающее

и радующееся существо. Кроме головы, у него есть сердце, кроме сознательных, обдуманных решений, есть и бессознательные влечения и порывы. В природе человека рациональное начало сочетается с иррациональным. Далеко не все поступки людей разумны, многие из них вызываются какими-то иррациональными движениями души, бессознательными мотива.
Рационалистический подход вполне достаточен, чтобы обосновать этику «мыслящей машины». Но человек — не только разумное, но еще

Слайд 55Среди философских трактатов по этике особенно выделяются труды И. Канта.
Этика

Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени.


Среди классиков немецкой философии Кант уделил наибольшее внимание нравственности (причем именно ее специфике), и его этическая концепция, последовательно развитая в целом ряде специальных трудов, была наиболее разработанной, систематической и завершенной.
Кант поставил целый ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности.
Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы — вопросы теоретического разума — от вопроса практического разума: что я должен делать?
Практическая философия Канта оказала огромное воздействие на следующие за ним поколения философов (А. и В. Гумбольдта, А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг, Ф. Гельдерлин и др.).
Среди философских трактатов по этике особенно выделяются труды И. Канта.Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии

Слайд 56Моральная философия И. Канта (1724 – 1804)
Замысел Канта —

выявить "чистоту" морали, освободив ее от всех «загрязнивших» ее уникальную

сущность наслоений. В осуществлении этой задачи следует ориентироваться не на природу человека и обстоятельства его жизни, а на "понятия чистого разума", избирая умозрительный путь построения моральной теории, Кант неоднократно подчеркивает ее практическую значимость: «Если существует наука, действительно нужная чело веку, то это та, которой я хочу, а именно: подобающим образом занять указанное человеку место в мире — и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком».
Моральная философия И. Канта (1724 – 1804) Замысел Канта — выявить

Слайд 57 «Страдание — это побуждение к деятельности» И. Кант
Кант, прогуливающийся по

Кёнигсбергу
Кафедральный собор на острове Канта.

«Страдание — это побуждение к деятельности»  И. Кант  Кант, прогуливающийся по Кёнигсбергу Кафедральный

Слайд 58Основная этическая ориентация Канта, предполагающая восприятие морали как долженствования
Установка

на выявление специфики нравственности и фундаментального, общего для всех нравственного

закона предопределила тезис об автономии морали.
Смысл этого тезиса заключается в том, что мораль самодостаточна, содержит свою причину в себе и невыводима ни из чего.
Кант не только стремится очистить мораль от всего эмпирического и "принадлежащего к антропологии", но и подчеркивает ее автономию по отношению к религии, более того, религиозная вера ставится в зависимость от морали.
Основная этическая ориентация Канта, предполагающая восприятие морали как долженствования Установка на выявление специфики нравственности и фундаментального, общего

Слайд 59Такая автономная мораль (источник которой - не сущее, а абсолютно

должное) противоречит реальному миру, возвышается над ним и призвана подчинить

его себе.
Такова основная антиномия кантовской этики, имеющая не только теоретический, но и практический смысл, актуализированный, кстати, в настоящее время.
Такая автономная мораль (источник которой - не сущее, а абсолютно должное) противоречит реальному миру, возвышается над ним

Слайд 60Мораль, по Канту,
это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна

и определяется им самим.
Для придания этой воли нравственное положение

необходимо согласование ее с высшим нравственным законом — категорическим императивом, поскольку только добрая воля способна сделать правильный выбор.
Наиболее известная формулировка категорического императива выглядит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
Мораль, по Канту,это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для придания этой

Слайд 61«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то

же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала

Слайд 62Нравственный закон
Нравственный закон существует для индивида как долженствование, определяющее возможность

правильного выбора, т.е. предпочтения долга чувственным склонностям, преодоление эгоистических побуждений.

Мораль и этика учат человека не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья. Исходя из этого, Кант подвергает критике эвдемонистическую этику, стремясь обосновать внепсихологическое понимание морали. По его мнению, нравственность не есть данное природы, напротив, она императивна и предписывает человеку преодоление эгоизма во имя должных идеалов.
Нравственный законНравственный закон существует для индивида как долженствование, определяющее возможность правильного выбора, т.е. предпочтения долга чувственным склонностям,

Слайд 63«Эвдемонизм» - от греч. eudaimonia — счастье, блаженство), античный принцип

жизнепонимания, позднее в этике — принцип истолкования и обоснования морали,

согласно которому счастье ("блаженство") является высшей целью человеческой жизни. Предпосылкой античного Э. является сократовская идея внутренней свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и её независимости от внешнего мира. Э. возник одновременно и в тесной связи с гедонизмом, (они в известном смысле противостояли друг другу: счастье есть не просто длительное и гармоничное удовольствие (Аристотель), а результат преодоления стремления к чувств. наслаждениям путём самоограничения, упражнения, аскезы, отрешение от привязанностей к внешнему миру и его благам и достигаемая при этом свобода от внешней необходимости и превратностей судьбы; это разумность, тождественная подлинной добродетели. Киники выставляют в качестве жизненного принципа борьбу со страстями, порабощающими человека. Киренаики в сущности развивают те же мотивы: счастье зависит не от внешних обстоятельств, а от выработки правильного отношения к ним. Стоицизм характеризует внутреннюю свободу человека как радостную покорность судьбе, ибо значение для него имеет только то, что зависит от его отношения к внешним обстоятельствам, а не от превратностей судьбы. В новое время этот идеал внутренней свободы развивали многие философы, в особенности Б. Спиноза, который с исключит. остротой поставил антитезу разумного познания и чувств. страстей и выдвинул чисто интеллектуальное понимание блаженства ("интеллектуальная любовь к богу", amor dei intellectualis).



«Эвдемонизм» - от греч. eudaimonia — счастье, блаженство), античный принцип жизнепонимания, позднее в этике — принцип истолкования

Слайд 64«Ригоризм» - (франц. rigorisme, от лат. rigor - твёрдость, строгость),

строгое проведение какого-либо принципа в действии, поведении и мысли, исключающее

какие-либо компромиссы, учёт других принципов, отличных от исходного.


«Ригоризм» - (франц. rigorisme, от лат. rigor - твёрдость, строгость), строгое проведение какого-либо принципа в действии, поведении

Слайд 65Учение А. Шопенгауэра (1788-1860)
Создавая свою пессимистическую концепцию морали, исходил

из того, что «страдание — неизбежный и истинный удел человека

». Оптимизм — свидетельство плоской тупости его сторонников или кровавое издевательство над безмерностью человеческого страдания. Из страсти и страдания Шопенгауэр выводит всемирный закон как результат слепой воли и жизни. Произвола слепой воли способен избежать лишь беспристрастный, творческий гений или аскет. Достичь этого можно лишь попиранием воли, т. е. уничтожением жизни, к чему и движется человечество.
Учение А. Шопенгауэра (1788-1860) Создавая свою пессимистическую концепцию морали, исходил из того, что «страдание — неизбежный и

Слайд 66Из принципа сострадания вытекают две нормы по ведения: пассивное (не

вреди никому) и активное (помогай каждому по мере сил). При

пессимистическое взгляде на мир нравственный поступок может привести лишь к облегчению страдания, но не избавить от не го, ибо страдание бесконечно. Поэтому, чем глубже и нравственнее человек, тем шире его сочувствие, тем больше его собственное страдание и чувство безысходности, ибо мир полон страданий, нищеты, несчастий.
Единственным искуплением может быть аскетизм: «Слепая воля к жизни зажгла в человеке светильник разума и он освещает безмерность страдания и открывает путь к его прекращению через сознательное подавление воли аскетическим отрицанием жизни, отказом от стремления к продолжению рода, а тем самым отказом от постоянно растущей цепи мучений ». Покончить со страданием можно лишь отказом от жизни, через преодоление воли к жизни человек приходит к вечной добродетели. Учение Шопенгауэра оказало большое влияние на философию Ницше, последующую буржуазную этику, экзистенциализм и др.
Из принципа сострадания вытекают две нормы по ведения: пассивное (не вреди никому) и активное (помогай каждому по

Слайд 67Учение Ф.Ницше (1844-1900)

Учение Ф.Ницше (1844-1900)

Слайд 68Ф.Ницше — ученик Шопенгауэра
— восстает против своего учителя, противопоставляя его

тезису подавления воли тезис ее титанического перенапряжения, пессимизму — оптимизм

на основе морального нигилизма. Он отрицает сострадание. Ницше опирается на теорию Дарвина и берет у него именно те идеи, в которых утверждается тезис о непримиримой борьбе за существование в природе. Эту идею он переносит на капитализм периода свободной конкуренции с его принципом выживания сильнейшего.
Ф.Ницше — ученик Шопенгауэра— восстает против своего учителя, противопоставляя его тезису подавления воли тезис ее титанического перенапряжения,

Слайд 69Хотя сам Ницше живет уже в другую эпоху, эти установки

составляют содержание всех его трудов.
В центр внимания в своей

этике он ставит вопросы «переоценки ценностей», «иерархии страстей» и «воли к власти».
Какие же ценности, по его мнению, подлежат переоценке? Прежде всего, христианско-социальные добродетели: любовь к ближнему, сострадание, защита слабых.
На смену этим ценностям должны прийти новые: дельная власть сильных, индивидуализм, мораль господ, «сверхчеловека», который находится «по ту сторону добра и зла», он вне всяких ценностей.
Хотя сам Ницше живет уже в другую эпоху, эти установки составляют содержание всех его трудов. В центр

Слайд 70Главная идея учения Ницше — сильному мораль не нужна. Она

нужна слабому. Сильный должен быть вне морали. Мораль рабов, как

угнетенных, уступает место морали хозяев, господ. И если в ранних сочинениях идеал сверхчеловека носит черты эстетическо-аристократического гения-творца (эллинского типа), то с течением времени он обретает грубые черты и ярко выраженные расистские признаки. Главной ценностью становится воля к власти. Такой человек без излишних сантиментов способен расправиться с рабами, жаждущими получить свои права. «Падающего подтолкни», — говорит Ницше в «Антихристианине».
В своем учении Ницше слишком откровенно раскрывает помыслы и мотивы деятельности буржуа, расставляет акценты их безнравственности так, что даже они сами испугались своего портрета. С моралью сочувствия он ведет беспощадную войну, нападает на изнеженность, эмоциональность, духовную стадность и равенство демократизма, мелочного торгашества. Он воспевает сильного человека, которого можно воспитать суровой, жесткой, насильственной дисциплиной. Он — за кастовую мораль. Любое отступление господ от своей твердой позиции по отношению к рабам уже ведет к ослаблению жизнеспособности, к упадку, декадансу, ухудшению расы, породы. Жизнеспособность, раса, здоровые и нездоровые инстинкты — эти биологические понятия широко входят в этику Ницше.
Главная идея учения Ницше — сильному мораль не нужна. Она нужна слабому. Сильный должен быть вне морали.

Слайд 71В целом мораль Ницше противоречива.
В ней мы найдем и

остроумную, испепеляющую критику того, что мы могли бы назвать моралью

«третьей силы». Ницше показывает глубокую пропасть в противоречив вой природе и сущности человека как морального существа.
Он призывает быть сильным и не сдаваться ни при каких обстоятельствах, бороться, во что бы то ни стало.
Он против ханжества, лицемерия, фальши в человеческих отношениях. Нравственность подлинная основывается на искренности, открытости, желании по-настоящему помочь, а не погубить слащавым отношением и временной иллюзорной поддержкой. Если эти положения его морали можно принять, то к антигуманным призывам, которые были позднее взяты на вооружение фашизмом, следует отнестись критически. Анализ этических учений в период Новой и Новейшей истории свидетельствует, что они изменялись в своем содержании в зависимости от этапов эволюции самой индустриальной цивилизации.
В целом мораль Ницше противоречива. В ней мы найдем и остроумную, испепеляющую критику того, что мы могли

Слайд 72Признаки нравственного прогресса

- возрастание объема духовной свободы личности и расширение

возможностей ее совершенствования;
- усиление воздействия нравственных начал на все

сферы общественной жизни;
- способность морали преодолевать конфликтные ситуации;
- повышение уровня нравственного протеста против бездуховности и аморализма;
- дальнейшее теоретическое развитие морали, постоянное обогащение этики как науки;
- определение новых, более совершенных способов воздействия и контроля за нравственным поведением людей.
Признаки нравственного прогресса- возрастание объема духовной свободы личности и расширение возможностей ее совершенствования; - усиление воздействия нравственных

Слайд 73С точки зрения развития этической мысли дайте трактовку ветхозаветной библейской

истории Авраама.
Авраам приносит в жертву Исаака.
Тест

С точки зрения развития этической мысли дайте трактовку ветхозаветной библейской истории Авраама.Авраам приносит в жертву Исаака.Тест

Слайд 74Историческое развитие морали.
Лекция по дисциплине «Этика»
Доцент, кандидат философских наук

А.П. Марченко

Историческое развитие морали. Лекция по дисциплине «Этика»Доцент, кандидат философских наук А.П. Марченко

Слайд 75Спасибо за внимание!
Автор презентаций лекций по курсу «Этика»(этико-эстетический блок) -
Марченко

Антонина Павловна, доцент, канд. филос. наук

Спасибо за внимание!	Автор презентаций лекций по курсу «Этика»(этико-эстетический блок) -	Марченко Антонина Павловна, доцент, канд. филос. наук

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика