Слайд 1Этнические СМИ и этническая информация
Материалы для слушателей Мастер-класса «Этножурналистика»
Ведущий: д.пед.наук,
профессор Дорощук Елена Сергеевна
E-mail: Leona31@yandex.ru
Слайд 2Вопросы для осмысления
Этническая информация в средствах массовой информации.
Структурные элементы
этнической информации в СМИ.
Способы подачи этнической информации в СМИ и
формы освещения этничности в современных СМИ.
Нормы этнической информации в СМИ.
Слайд 3Этническая журналистика как этнополитическое явление
Этническая журналистика - сложно структурированное явление,
опирающееся на анализ места и значения национального сознания (как основы
журналистской картины мира) в мире, а также исследования национальных отношений и межэтнического взаимодействия в деятельности журналиста – этно-исследователя.
Слайд 4Функции организации и ведения этнополитического диалога, дискуссии и конфликта
Функции
межнационального общения.
Функции этнокультурного взаимодействия при решении задач формирования национального
сознания, познания и самопознания нации, ее культуры, исторической судьбы и перспектив развития. Этнос как исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая единым языком и культурой, общим самосознанием
Слайд 5Журналистика как субъект национальной политики
Проявляется как соучастие в жизни людей,
объединяемых ценностями и смыслами. Человек как главный субъект национальных отношений.
Задачи этнической журналистики – функции регулирования, интеграции и идеологического ориентирования. На основе интегративного потенциала языка и культуры формируются единые ценностные пространства и национальное сознание.
Слайд 6Журналистика в системе национальных отношений. Функции:
Регулятивные – в системе управления
проявляются как инструментальные,
Самоуправления (реализации на основе устойчивых систем взаимодействий
и социального партнерства (институтов гражданского общества),
Контроля – как критические с учетом значения фактора референтных групп;
Интегративные функции;
Духовно-идеологические функции.
Слайд 7Задачи этнической журналистики
В контексте реализации отдельных направлений национальной политики
России:
- достижение национального единства,
- решение проблем в области
этнодемографии, среди которых: сокращение коренных и малочисленных народов, миграционная политика и т.д.;
- полное освещение национально-административной политики;
- противодействие национальному экстремизму.
Слайд 8Определение этножурналистики (И. Н. Блохин)
Слайд 9Этническая журналистика в современном мире: аспекты
Журналистика, обращающаяся к тематике межэтнического
взаимодействия, особенностям жизни и культуры других народов. Проблемно-тематическая ориентация: проблемы
национальных отношений, другие этнические культуры.
Журналистика этнических меньшинств, диаспор, представленная СМИ на языках народов России (российских этносов).
Слайд 10Проблематика этнической журналистики
Сохранение и воспроизводство нации, ее культуры и языка;
Демографическая
ситуация в национальных регионах; демографический и кризис идентичности;
Проблемы социального расслоения
общества, разрушения системы ценностей и смыслообразующих ориентиров в жизни людей;
Глобализация и интенсификация политических, экономических, социальных, культурных коммуникаций;
Деформации национальных систем коренных народов России (проблемы малочисленных этносов как части индустриально изменяемых экосистем)
Этнокультурные (в первую очередь, духовно-идеологические) функции сохранения национальной общности как единого и солидарного целого, воспроизводства российского народа как единой цивилизационной общности;
Природа и регулирование миграционных процессов, особенно этнических миграционных процессов;
Проблемы социальных последствий миграции для принимающих культур и сообществ;
Проблемы культурной адаптации и аккультурации, формирование представлений о нормах взаимоотношений и культурных стандартах.
Слайд 11Этничность в СМИ: аспекты
1. Организация и функционирование «этнических» каналов СМИ
(этно-языковые аспекты, проблемы журналистских кадров, объемов разноязычного вещания, финансирования и
т.д.):
- СМИ этнических диаспор и меньшинств, производящие концентрированную этническую информацию;
наднациональные издания, производящие рассеянную этническую информацию.
2. Аудитория «этнических» СМИ (этнический состав и интересы многонациональной аудитории в разных регионах России).
3. Собственно этническая информация, ее содержание и направленность, потенциальный эффект, этнорегиональные особенности и акценты в подаче политической, экономической, культурной этнической информации; распространение через СМИ этнических стереотипов (образы русских и россиян; образы титульных этносов и республик; образы этнических меньшинств в российской прессе; толерантная и этноконфликтная направленность изданий: этнопозитивная и проблемная этническая информация.
4. Роль и гражданские позиции журналистов и других авторов, освещающих этничность в СМИ и формирующих этноконфликтное или этнотолерантное сознание масс (профессионально-этические и правовые аспекты проблемы).
5. Правовые основы и нормы этнической журналистики (отсутствуют реальные механизмы для регулирования толерантной деятельности журналистов).
Прикладная конфликтология для журналистов / Под ред. Григоряна М. – М.: Права человека, 2006
Слайд 12Этническая информация в СМИ (социологический аспект)
Информация, содержащая четкие этнические маркеры,
в частности:
- любые этнонимы, например: русский, украинец, эвенк, монгол,
и их производные: русский, грузинский, украинский, чукотский, французский... Информация с упоминанием этнонимов является для читателей главным признаком этнической информации;
- национально-административные регионы и страны, например: Армения, Татарстан, Саха/Якутия, Грузия, Украина, Германия, Китай... Эти названия ассоциируются с определенными этносами, давшими названия странам;
- присутствуют слова «этнический», «национальный», упоминаются столицы стран и республик, яркие и общеизвестные национальные символы и ценности.
Слайд 13Структурные элементы текста, передающие этничность (формы передачи этнической информации)
- Специально
отобранные факты из жизни представителей разных этносов и целых этнических
групп (а иногда и целых стран),
- Этнические стереотипы,
- Этнические идеи или идеологемы,
- Этнические мифы,
- Этнические лексемы,
- Иллюстрации с этнической окраской.
Слайд 14
Сообщения с фактическим материалом.
Материалы о событиях в жизни народов-этносов,
об их культуре, экономике, политике.
Слайд 15Этнические лексемы
Один из важных структурных элементов информации СМИ, сразу привлекающий
внимание читателей, слушателей, зрителей.
- Это – слова, а иногда и
выражения, состоящие обычно из 2-3-х и более слов: русские, немцы, кавказцы, азиаты или: русское поле, швейцарские часы, грузинские песни, американский флаг…
- Это слова и выражения, нередко намеренно связываемые авторами с представителями каких-то национальностей: фашисты, национал–экстремисты, чурки, хачики, чучмеки….
Этнические лексемы, превращенные в ярлыки, в штампы, прямо показывают читателю (слушателю) – о представителях какой национальности идет речь.
Слайд 16Этнические стереотипы
Стереотип (древнегр. «стереос» - твердый и «типос» - отпечаток).
Термин ввел Уолтер Липпман («Общественное мнение», 1922)
Технология распространения стереотипов в
обществе:
создается некий шаблон, который затем тиражируется в обществе с помощью СМИ.
Национальные стереотипы – элемент национального
сознания, помогают конкретному человеку осознать свою этническую принадлежность, свое отличие от представителей других этнических общностей.
В процессе формирования этнических стереотипов создается стандартный образ представителя той или иной этнической общности.
Этнические стереотипы в СМИ:
- характеристики или свойства людей (описание внешности и культурно-психологических особенностей людей, обобщенные черты их характера, особенности поведения…),
- элементы, связанные с образами этносов (информация
о территории, на которой исторически проживает конкретная национальная группа, или о «ее» стране, о природе, о культуре, истории, об этнических героях, материальных и духовных ценностях, а также – об экономике, политике, политических интересах и др.).
Слайд 17Транслирование этнических идей (идеологем, мифологем).
Идеологема – это определенное суждение,
высказанное автором публикации, содержащее и несущее некоторый идеологический смысл.
Идеологемы
могут касаться политики, экономики, культуры и любых
других сторон жизни народов ( на основе фактов (описания событий), лексем (в том числе и этнических стереотипов).
Этнические идеологемы могут быть:
- позитивными, объединяющими, например: «В нашем городе издавна живут и работают представители разных национальностей. Это делает наш город еще интереснее»...
- конфликтогенными, например: «Этнические мигранты, приезжающие в наш город, привозят нам грязь, болезни, нищету. Их необходимо убрать из города».
Слайд 18Иллюстрации
Рисунки, фотографии, карикатуры с этнической тематикой.
Слайд 19Нормы и этничность СМИ
Профессиональные нормы журналистской деятельности в контексте этнических
и межэтнических отношений:
- толерантность,
- мультикультурализм;
- идентичность.
Слайд 20 Профессиональные роли журналиста (по И.Н. Блохину)
Отражение: отбор элементов действительности
и перевод их в информационную форму с символическим обрамлением (журналистского
этнического текста), с учетом массового характера тиражируемых явлений. Особенности: фрагментарность представления общественных явлений в СМИ и мозаичность их восприятия аудиторией.
Обобщение: этническая аналитика, опирающаяся на этнологическую и этнополитическую теорию. Методы экстраполяции, аналогии и прогнозирования, включения наблюдаемых конкретных явлений в широкий социальный, политический или культурный контекст, определения взаимосвязей между отдельными фактами действительности.
Рекомендации: явный и латентный характер. Журналист как лицо, инициирующее принятие решение в области национальных отношений.
Участие: журналист влияет на ситуацию, достигает определенных целей. Журналист – создатель ситуаций и источник информации (уровень публицистики).
Слайд 21Идентификация в этнических СМИ
Важен механизм идентификации, направленный на установление журналистом
устойчивой связи с адресатами журналистских выступлений в сфере этно.
Идентификация
понимается как принятие роли, предлагаемой произведением (И. Н. Блохин).
Одним из факторов идентификации следует считать этническую стереотипизацию.