Разделы презентаций


Эволюция базилики (греческая, римская, византийская, западноевропейская)

Содержание

бАЗИЛИКА - тип здания, прямоугольного в плане, состоящего из нечетного количества (3 или 5) НЕФОВ - продольных залов, разделенных столбами или колоннами. Центральный НЕФ выше и шире боковых,освещается окнами второго яруса и завершается АПСИДОЙ. БАЗИЛИКА в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Эволюция базилики (греческая, римская, византийская, западноевропейская)

Эволюция базилики (греческая, римская, византийская, западноевропейская)

Слайд 2бАЗИЛИКА - тип здания, прямоугольного в плане, состоящего из нечетного количества (3 или

5) НЕФОВ - продольных залов, разделенных столбами или колоннами. Центральный НЕФ выше

и шире боковых,освещается окнами второго яруса и завершается АПСИДОЙ. БАЗИЛИКА в Древнем Риме являлась зданием для торговли и суда. С развитием христианства тип БАЗИЛИКИ стали широко использовать для строительства храмов. В перекрытиях Б. Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции, уступившие позднее место каменным крестовым или цилиндрическим сводам. Христианские Б. строились с поперечными НЕФАМИ - ТРАНСЕПТАМИ, одним или двумя. На их пересечении, в СРЕДОКРЕСТИИ, устанавливался шпиль или купол. Фасад часто фланкирован двумя башнями. БАЗИЛИКИ получили широкое распространение в византийской, романской, готической архитектуре, а также в архитектуре Эпохи возрождения и барокко.

1 - центральный НЕФ;
2 - ТРАНСЕПТ ; 
3 - СРЕДОКРЕСТИЕ;
4 - ХОР/АПСИДА

бАЗИЛИКА - тип здания, прямоугольного в плане, состоящего из нечетного количества (3 или 5) НЕФОВ - продольных залов, разделенных столбами

Слайд 3Христианская базилика Софрония, Никити, Греция
Нашли базилику в 1981 году, при

раскопках рядом с храмом Св. Георгия. Датируется она началом 5

века н.э. и является одним из древнейших раннехристианских храмов Македонии. Были обнаружены надписи на плитах с именем Софрония как местного епископа той эпохи, поэтому базилику и назвали в его честь.

Храм Св. Георгия, Никити

Базилика Софрония, Никити

Нашли базилику в 1981 году, при раскопках рядом с храмом Св. Георгия. Датируется она началом 5 века н.э. и является одним из древнейших раннехристианских храмов Македонии. Были обнаружены надписи на плитах с именем Софрония как местного епископа той эпохи, поэтому базилику и назвали в его честь.

Раннехристианская базилика, Никити

Христианская базилика Софрония, Никити, ГрецияНашли базилику в 1981 году, при раскопках рядом с храмом Св. Георгия. Датируется

Слайд 4Базилика Эмилия
Римская базилика
Базилика представляла собой строение из туфа и травертина

прямоугольной формы длиной 100 метров, состоявшее из трёх нефов. Она была

построена в 179 году до н. э. цензорами Марком Эмилием Лепидом и Марком Фульвием Нобилиором. На второй этаж, ступени вели к террасе над портиками, от которых можно было попасть на второй этаж. На террасе находилась трибуна, обращённая к форуму. Вся базилика была украшена мрамором, пол базилики также получил покрытие из белого и полихромного мрамора.
Базилика ЭмилияРимская базиликаБазилика представляла собой строение из туфа и травертина прямоугольной формы длиной 100 метров, состоявшее из

Слайд 5Базилика Ульпия
В плане базилика Ульпия была прямоугольной. Она состояла из

большого центрального нефа с четырьмя проходами, разделёнными рядами колонн и экседрами в концах. Центральный

неф охватывал всю высоту здания, боковые же нефы были двухярусными. Колонны и стены были из дорогого мрамора; здание перекрывалось бронзовыми стропильными фремами треугольной формы. Крыша, возвышавшаяся на 50 метров, была покрыта позолоченной бронзовой черепицей. С наружных длинных сторон фасадов проходили галереи
Базилика УльпияВ плане базилика Ульпия была прямоугольной. Она состояла из большого центрального нефа с четырьмя проходами, разделёнными рядами колонн

Слайд 6Форум Траяна (Рим)
Форум представлял собой многочисленные крытые колоннады размером 200

на 120 метров с экседрами (полукруглыми глубокими нишами с местами для сидения

вдоль стен) с двух сторон. Главный вход на форум на южной стороне, триумфальная арка увенчана колесницей, запряжённой шестёркой лошадей. Базилика колоннады, вымощенной Ульпия находится на северном конце белым мрамором и украшенной большой конной статуей Траяна.
К северу от базилики располагалась меньшая колоннада и храм, посвящённый божественному Траяну. Строго на севере от базилики Ульпия располагались две библиотеки, одна с латинскими документами, другая с греческими. Между двумя библиотеками стояла 38 метровая колонна Траяна.

Внутри здания

Форум Траяна (Рим)Форум представлял собой многочисленные крытые колоннады размером 200 на 120 метров с экседрами (полукруглыми глубокими нишами с

Слайд 7Базилика Юлия
Базилика, закрывающая с юга Римский Форум, расположена между улицами

Викус Югариус (на западе), которая отделяет ее от Храма Сатурна,

и Викус Тускус (на востоке), отделяющей ее от храма Кастора и Поллукса. Размеры пятинефной базилики огромны: 96 х 48 м. Параллельно грандиозному центральному нефу (82 х 18 м) с обеих сторон его шли четыре нефа меньших размеров с двухъярусной аркадой, которая опиралась на пилоны, украшенные полуколоннами. От этого здания сохранился только возвышающийся уступами подиум. Кирпичные пилоны относятся к современной эпохе. Было найдено также несколько постаментов для статуй, на трех из которых написаны имена скульпторов: Поликлета, Праксителя и Тимарха. На ступенях и мостовой выгравированы таблицы для игр (табулелузорие). Возможно, их начертили праздные завсегдатаи Форума. Граффити изображают статуи, которые очевидно находились рядом с базиликой.
Базилика ЮлияБазилика, закрывающая с юга Римский Форум, расположена между улицами Викус Югариус (на западе), которая отделяет ее

Слайд 8Базилика Максенция и Константина
Базилика Максенция и Константина – самое крупное

здание, когда-либо в истории построенное на Римском форуме. Заложена в

308 году императором Максенцием, а закончена его преемником - Константином в 312 году. Даже по древнеримским меркам, здание базилики было грандиозным - площадь нефа превышала 4000 кв. м., высота сводов составляла 39 метров. Внутри стены базилики были украшены мраморными плитами, пол покрыт цветным мрамором.
Архитектурным примером для строительства послужили термы Каракаллы и Диоклетиана. В западной абсиде базилики была установлена колоссальная статуя Константина. В базилике Константина не только поклонялись богам, а еще и назначали деловые встречи, здесь же заседал городской совет, а во время Олимпийских игр 1960 года под древними сводами проходили соревнования по Греко-римской борьбе.

Голова от колоссальной статуи из базилики Максенция. Начало 4 в. н. э. Рим.

Чтобы получить представление о размерах статуи, следует посмотреть на то, что осталось от нее, во внутреннем дворе палаццо Консерваторов на Капитолии; там хранятся голова и ступня, длина которой 2 м.

Базилика Максенция и КонстантинаБазилика Максенция и Константина – самое крупное здание, когда-либо в истории построенное на Римском

Слайд 9В основу храма положен план трехнефной базилики (рис. на стр.

38). Боковые нефы имеют по два этажа; средний, более широкий

и высокий, перекрыт посередине куполом. Таким образом, перед архитекторами встала сложнейшая задача сооружения круглого купола над базиликой, имеющей прямолинейные очертания. ЭТУ задачу они решили с гениальной смелостью и новаторством. Купол был возведен на четырех столбах при помощи парусов (треугольных изогнутых сводов, напоминающих надутые паруса): между столбами переброшены арки, на верхние точки которых опирается основание купола, а в промежутках между этими четырьмя точками тяжесть свода принимают на себя паруса, своими нижними углами упирающиеся в столбы. Огромное давление, приходящееся на столбы, передается при помощи арок на боковые стены. Особенно точно и вместе с тем поразительно эффектно была решена задача укрепления купола с восточной (алтарной) и с западной стороны (со стороны входа).

 Храм св. Софии в Константинополе. Продольный разрез. Реконструкция

Храм св. Софии в Константинополе. План

.Базилика

В основу храма положен план трехнефной базилики (рис. на стр. 38). Боковые нефы имеют по два этажа;

Слайд 10Трёхнефная базилика
Базилика Святого Вита (Мёнхенгладбах) — Базилика Базилика Святого Вита
Базилика Святого

Квирина — Базилика Базилика Святого Квиринуса
Базилика Святого Антония — Базилика Базилика Святого

Антония
Базилика в базилике — Базилика в базилике
Анчисхати — Базилика Анчисхати, восточный фасад, современный вид
Церковь Святого Людгера (Эссен) — Собор Церковь Святого Людгера
Церковь Святого Свитберта (Дюссельдорф) — Собор Церковь Святого Свитберта
Православный храм — Церковь Св. Иоанна Богослова в Канео типичный крестовокупольный православный храм средневизантийского периода Храм в православии  православное богослужебное религиозное сооружение, имеющее алтарь, престол, купол …
Санти-Куаттро-Коронати — Монастырь Санти Куаттро Коронати
Санта-Прасседе — Католическая базилика Базилика святой Пракседы

Трёхнефная базиликаБазилика Святого Вита (Мёнхенгладбах) — Базилика Базилика Святого ВитаБазилика Святого Квирина — Базилика Базилика Святого КвиринусаБазилика Святого Антония —

Слайд 11Простой центрический тип
Центрический план в его круговом или многоугольном вариантах

широко использовался в византийской архитектуре. Более простая форма (баптистерий собора

св. Софии в Константинополе) происходит от римских мавзолеев или круглых в плане помещений в римских термах. Более сложный вариант, церковь св. Сергия и Вакха в Константинополе (ок. 527), имеет сходство с Минерва Медика и Сан Стефано Ротондо в Риме, а также с храмом Гроба Господня в Иерусалиме (освящен в 335). Церковь Сан Витале в Равенне (526-547), с ее расходящимися из центра по радиусам апсидой и семью экседрами, сыграла существенную роль в становлении преимущественно купольного характера византийской архитектуры, хотя ни в ней, ни в церкви св. Сергия и Вакха не применялись
Простой центрический типЦентрический план в его круговом или многоугольном вариантах широко использовался в византийской архитектуре. Более простая

Слайд 12Восемь подкупольных опор соединялись тройными аркадами на двух уровнях. Интерьер

оживляли расширяющиеся и сужающиеся хоры, охватывающие внутреннее пространство. Как и

в храме Святой Софии, ажурная резьба украшала пилоны и капители аркадных колонн, поддерживающих хоры. Роскошные мозаики VI в. покрывали внутренние стены; ныне они скрыты под толстым слоем штукатурки и побелки. С середины VI в. в храме Святых Сергия и Вакха и в смежном базиликальном храме Святых Петра и Павла размещалось представительство папы римского в Константинополе

Храм Святых Сергия и Вакха

Восемь подкупольных опор соединялись тройными аркадами на двух уровнях. Интерьер оживляли расширяющиеся и сужающиеся хоры, охватывающие внутреннее

Слайд 13Данный тип отличается менее вытянутым главным нефом, перекрытым куполом без

трансепта. Боковые нефы той же длины, что и главный, и

имеют второй ярус для женщин. Наиболее классическим примером здания данного типа является собор св. Софии в Константинополе. Храм, в котором размеры главного нефа существенно выросли, создавал идеальные условия для богослужения. Церкви св. Ирины (532, с переделками 8 в. ) и монастыря Хора (527, с переделками 7, 9 и 11 вв.) , обе в Константинополе, также служат примерами этого ведущего типа 

Тип купольной базилики

Церковь Святой Ирины представляет собой двукупольную базилику (110 м х 32 м) с тремя нефами, в которой над более широким средним нефом возвышается огромный купол (диаметр 15 м, высота 35), с двадцатью окнами в барабане. К западу от него располагается второй купол, несколько меньшего размера. Оба опираются на массивные кирпичные столбы. В полукруглой апсиде (алтарном выступе, ориентированном на восток) пять рядов сидений для духовенства во время литургии. Свод над ними украшает мозаичный крест на золотистом фоне. Во внутреннем дворе в задней части церкви помещали порфировые саркофаги усопших византийских императоров.

Данный тип отличается менее вытянутым главным нефом, перекрытым куполом без трансепта. Боковые нефы той же длины, что

Слайд 14Будучи признанным византийским типом, крестокупольные церкви тем не менее не

получили широкого распространения. Для них характерен четкий крестообразный план, образованный

нефом и пересекающим его широким трансептом. Средокрестье и все четыре ветви креста увенчаны куполами, которые опираются на столбы, стоящие группами, между которыми проходят боковые нефы (собор Сан Марко в Венеции) . 

Крестокупольный тип.

Собор построен в форме греческого креста и является типичной византийской крестовокупольной базиликой, построенной по образу константинопольской церкви Святых Апостолов но не является его точным повторением. В конце XII века к базилике был пристроен просторный нартекс, а в последующие века ряд других помещений (несколько капелл, баптистерий, сакристия). За исключением алтарной части, заканчивающейся апсидой, рукава креста разделены аркадами на три нефа, хоры (второй этаж боковых нефов) отсутствуют. Размеры базилики составляют 76,5 (длина вместе с алтарной частью) на 62,5 метров. Высота базилики (по центральному куполу) составляет 43 метра.

Будучи признанным византийским типом, крестокупольные церкви тем не менее не получили широкого распространения. Для них характерен четкий

Слайд 15. Применявшийся главным образом в небольших церквах, этот тип был

широко распространен. Отличительные его особенности: вписанный в квадрат крест в

плане и пять куполов, один над средокрестием и четыре по обратным углам креста. Соответственно совершенно иначе, чем в крестокупольной церкви, размещаются вертикально нарастающие массы и показаны эффекты симметричности форм относительно вертикальной и горизонтальной осей плана. Несомненно, эта схема развилась из типа купольной базилики. Первый известный пример этого типа - церковь Неа в Константинополе, сооруженная при Василии I в период с 867 по 886 (не сохранилась) . Другие примеры: церковь Богоматери Диакониссы (9 в. ) и св. Петра и Марка (9 в.) , обе в Константинополе, малая церковь монастыря св. Луки в Фокиде (11 в.) , церковь св. Федора в Костантинополе (12 в. ) и церковь в местечке Фереджик в Македонии (13 в. )

Квадратнокупольный тип.

Внутренняя часть церкви – с единственным нефом, в форме латинского креста (82 метра в длину и 15 метров в ширину, при высоте купола 85 метров). На каждой стороне нефа – по пять боковых капелл с алтарями. Между капеллами - исповедальни и двери из орехового дерева, которые предоставляют доступ к внутреннему дворику и к другим помещениям бывшего монастыря. Основная часть живописного оформления (стены нефа, купола и потолка) – продукт перестройки 18 века, работы Доменико Стаджи и Джузеппе Ромеи.

. Применявшийся главным образом в небольших церквах, этот тип был широко распространен. Отличительные его особенности: вписанный в

Слайд 16О далеком времени Средневековья красноречивее и нагляднее всего говорят

произведения архитектуры. Когда в огне бесчисленных войн и пожаров безжалостно

погибали деревянные постройки, целыми и невредимыми оставались хорошо укрепленные замки феодалов и величественные храмы. Чаще всего храм был единственным общественным зданием, куда приходили не только для молитвы, но и чтобы узнать последние новости. Возведение храмов на городских площадях, добыча и транспортировка камня, возведение строительных лесов становилось важным явлением в жизни средневекового города. Одним из самых распространенных сооружений X – XII вв. становится античная римская базилика, положившая начало так называемому романскому стилю.
О далеком времени   Средневековья красноречивее и нагляднее всего говорят произведения архитектуры. Когда в огне бесчисленных

Слайд 17Романский стиль архитектуры
Романская архитектура может быть суровой и грозной, давящей

на человека своей каменной тяжестью, и в то же время

– стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной.
Ее характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проемов.
Спокойно и уверенно поднимаются к небесам складные, крепкие, прочно стоящие на земле каменные храмы, созданные простыми объемами и формам.

Мариенкирхе Лаахе. Середина XII в. Германия. Вестверк.

Романский стиль архитектурыРоманская архитектура может быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью, и в

Слайд 18В основе готического собора – несколько упрощенная в плане романская

базилика, преобразованная в новые архитектурные формы и очертания. Для большей

вместимости и создания ощущения простора требовалось расширить внутреннее пространство храма.
В готической конструкции сочетались три главных элемента: свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы, система аркбутанов – связующих открытых полуарок, передающие распор свода на мощные контрфорсы – вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен, увеличивающие их устойчивость. Невидимая изнутри, эта система снимала нагрузку со стен, что давало возможность покрывать поверхность стен оконными проемами.
В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей, стало более светлым.

В основе готического собора – несколько упрощенная в плане романская базилика, преобразованная в новые архитектурные формы и

Слайд 19базилики западноевропейская
Романская базилика
Начало романской эпохи было ознаменовано бурным развитием церковной

архитектуры. Господствующий тип храма – вытянутая в плане базилика, символизирующая

главную идею католической церкви идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов.
базилики западноевропейскаяРоманская базиликаНачало романской эпохи было ознаменовано бурным развитием церковной архитектуры. Господствующий тип храма – вытянутая в

Слайд 20Романская базилика а — восточные башни; в — сакристия; г — трансепт; д —

южный неф; е — круговые хоры; ж —  средокрестие; з — главный неф; и

— западные башни;

Романская базилика а — северная башня; б — южная башня; в — башня средокрестия; г — звуковая аркада башни; д — ствол башни; е — фронтон хора; ж — карнизы апсиды; з — карликовая галерея; и — декоративная аркада восточной (центральной) апсиды; л — декоративная аркада нижнего яруса апсид; м — цоколь; о — южная апсидиола.

Романский портал в — дуги архивольта перспективного портала; г — архивольты с орнаментальными и скульптурными украшениями; д — люнет или тимпан; е — карниз импоста; ж,л — колонны портала; з — колонна с венчающей скульптурой в уступах; и — ступени портала; к — двери портала; н — цоколь.

Романская базилика а — восточные башни; в — сакристия; г — трансепт; д — южный неф; е

Слайд 21Западный фасад базилики, с двумя башнями (северная башня, к сожалению,

обрушилась в 1837 году), тремя украшенными скульптурой порталами и высоким

окном «Витражная роза Сен-Дени», стал прекрасным примером для строительства других церквей в готическом стиле.

Базилика Сен-Дени 

Король Людовик и Мария-Антуанетту

Западный фасад базилики, с двумя башнями (северная башня, к сожалению, обрушилась в 1837 году), тремя украшенными скульптурой

Слайд 22Пизанский собор, 11 – 12 веках, Италия
Пизанский собор представляет собой

пятинефную базилику. В центральной части находится купол. Поверхность стен украшена

белым и черным мрамором, аркадами колонн. В рядом стоящей башне 6 ярусов таких же аркадных колонн.
Пизанский собор, 11 – 12 веках, ИталияПизанский собор представляет собой пятинефную базилику. В центральной части находится купол.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика