Слайд 1Елена Обидина,
преподаватель УдГУ и РАНХГС,
консультант по рекламе и
PR,
заслуженный журналист ур. член РАСО.
Европейская и российская практика использования произведений
кинематографа в образовательном процессе.
Слайд 2Медиа-образование
Так называется специальное направление в педагогике, выступающее за изучение детьми/школьниками/студентами
закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео). Основные его
задачи: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, научить молодого человека понимать получаемую из масс-медиа информацию и осознавать последствия её воздействия на психику.
Слайд 3Европа
Россия (СССР)
Рубеж 40-50 гг. ХХ в.
-ученические киноклубы,
-общие просмотры,
-кружки любителей кино.
Рубеж
20-30 гг. ХХ в.
-киноликбез,
-общие просмотры,
-кружки любителей кино,
-юнкоры газет и радио,
-детские
издания,
-теория кинообразования (И. В. Вайсфельд,
Ю. Н. Усов и др.).
Начало медиа-образования:
Слайд 4Развитие западного
медиа-образования:
Рубеж 60-70 гг. ХХ в. – формирование научной
концепции медиа-образования, «критическое» (Европа) и «визуальное» (США и Канада) направления.
1973
г. - Международный совет по кино и телевидению предложил ввести курс по теории масс-медиа в средней и высшей школах.
Рубеж 80-90 гг. ХХ в. – объединение в один школьный курс основ медиа- и компьютерной грамотности, медиа-образование принято в 40 странах мира.
2000-е гг. - реализацией медиа-образования активно занялись в странах Латинской Америки и Ближнего Востока.
Слайд 5Теоретики медиа-образования:
Т. А. Бауэр (Австрия),
А. Г. Дал (Норвегия),
Дж.
Дебс (США),
Р. Квин и Б. МакМахон (Австралия),
Л. Мастерман
(Великобритания),
С. Минкинен (Финляндия),
Ж. Гонне, М. Тарди (Франция),
Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.В. Шариков (Россия),
З. Хаддот, З. Ш. Искави (Иран).
Слайд 6Эволюция медиа-образования
в Великобритании:
1957 г. – начал работу отдел образования
при Британском киноинституте (BFI – British Film Institute).
1959 г. –
создано Общество кинопедагогов (SEFT – Society for Education in Film and Television), стали выходить издания «Кинопедагог», «Экранное образование» .
60-е гг. – при 3 университетах созданы крупные научно-исследовательские центры по медиа-образованию (Лидс, Бирмингем, Лестер).
Слайд 7Эволюция медиа-образования
в Великобритании:
Конец 70-х гг. - в 20 вузах
появились программы на получение учёной степени по изучению медиа-культуры и
средств массовой коммуникации.
1988 г. - в рамках образовательной реформы медиа-образование включили в Национальный учебный план Англии и Уэльса.
1988-1991 гг. - введена школьная учебная программа по медиа-образованию для начальной и средней ступени обучения.
Слайд 8Эволюция медиа-образования
в Великобритании:
1995 г. - созданы 3 крупных центра
по подготовке специалистов в области медиа-образования на базе университетов (Лондон,
Ноттингем, Саутгэмптон).
2000 г. – создана национальная программа поддержки медиа-образования с участием Британского киноинститута, Региональной ассоциации искусства (Regional Arts Association), Шотландского совета образовательных технологий (Scottish Council for Educational Technology), Ассоциации образовательного телевидения (Educational Television Association) и ЮНЕСКО.
Слайд 9Направления западного
медиа-образования:
Школьное медиа-образование (изучение в курсе традиционных предметов, отдельным
предметом, факультативы и кружки),
Вузовское медиа-образование (изучение отдельной дисциплиной, программа подготовки
педагогических кадров),
Общественное медиа-образование (клубы, лагеря, проекты, конкурсы).
Слайд 10Направления
западного медиа-образования:
Слайд 11Эволюция отечественного
медиа-образования:
Кинообразование:
Разработка теории,
Создание экспериментальных курсов для школы,
Просветительская работа при
киносети,
Создание специальных программ подготовки в творческих и педагогических вузах,
Принятие факультативной
программы для средней школы (Топ-100).
Детская журналистика:
Создание корпуса детских изданий в XIX в.,
Создание юнкоровской сети для СМИП в ХХ в.,
Кружки, клубы и секции журналистики при ОУ всех типов,
Разработка теории,
Специализация на факультетах журналистики,
Создание детских СМИ,
Создание факультативной программы для 8-11 кл.
Слайд 12Сопредельные проекты:
Online Кинотренинг Veranda", В. Ивановской https://artpsychology.ru/kak-eto-rabotaet.html;
Кинотренинги И. Мирошниченко
на сайте «100 уроков женского счастья» http://www.100hwl.com/kinotreningi ;
Кино-клуб «25-й кадр»
студенческого бизнес-центра КФУ https://vk.com/25kadr_kino;
Кинотрениг «Камера, мотор, начали!» Студии театрального мастерства «Скаена» http://teatr.scaena.ru/kino-trening.html.
Слайд 13Медиа-образование в вузах России:
Исследование д.п.н., проф. А.В. Фёдорова в рамках
аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008)
минобрнауки РФ:
Программа «История кино» (ВГИК),
Программа «Выразительные средства экрана» (журфак МГУ),
Программы «Основы киноискусства» , «Введение в кинопедагогику» (филфак педагогического вуза, факультет педагогики и психологии университета).
Слайд 14Региональная практика
медиа-образования:
Школьное медиа-образование (Школа телевизионного и киномастерства Медиа-центра МВЕУ;
Первое городское школьное телевидение ТНТ-НР; региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший
урок письма» по номинаций «Мое любимое кино» - проект гимназии № 24, кинотеатра «Дружба» и Почты России;
Общественное медиа-образование (проект «Фильмы с комментариями» Ю. Михалевой https://vk.com/film_s_kommentariyami);
Вузовское медиа-образование (УдГУ: кинолекции В.Л. Круткина –ИИиС, киноклуб и кинолекции Е.Ю. Обидиной – ИСК).
Слайд 15Кредо киноклуба ИСК «CineMessage» :
Клуб открыт для студентов ИСК всех
отделений, специальностей и направлений, преподавателей, выпускников и просто всех желающих.
Представленные
клубом фильмы являются произведениями западного и отечественного киноискусства и не относятся к прокатным.
Задача клуба – артикулировать «кинопослания» известных режиссёров, актёров и операторов, проанализировать их именно как социальные коммуникации.
В роли ведущих киноклуба выступают как преподаватели, так и студенты.
Слайд 16Лучшие заседания клуба:
05.10.2009. Послания композитора В. А. Моцарта и режиссера
М. Формана: фильм «Амадеус».
16.11.2009. Послания писателя П. Мериме, хореографа А.
Гадеса и режиссера К. Сауры: фильм «Кармен».
07.05.2010. Послания разных режиссеров о войне. Фильм Р. Бениньи «Жизнь прекрасна».
16.12.2010. Послание восточной философии: слайд-класс И.А. Латыпова «Буддийская философия повседневности», фильм М. Махмальбафа «Крики муравьев».
Слайд 17Лучшие заседания клуба:
02.03 и 04.03.2011. Двойное послание: фильмы В. Вендерса
«Небо над Берлином» (1987) и Б. Силберлинга «Город ангелов» (1998).
12.11.2012.
Послание «Чужие/родные люди»: Фильм Х. Хант «Так она нашла меня».
16.05.2013. Послания известных операторов «Визуальное искусство»: фильм Ю. Кары и В. Семёновых «Завтра была война».
14.05.2014. Послания актёра и режиссера Н.С. Михалкова. Фильм «12».
Слайд 18Кинолекции для студентов (СО, Р, РиСО):
В рамках курсов «Теория и
практика PR», «СМИ и массовые коммуникации в практике рекламы и
PR», «Реклама и массовая культура» и др. - комментированный просмотр + сам. работы (эссе).
Профессия журналиста («Газета», «Близко к сердцу», «Львы для ягнят»);
Профессия рекламиста («Виктор Фогель – король рекламы», «Чего хотят женщины»);
Профессия PR-специалиста («Плутовство», «Проект Ельцин», «Здесь курят», «Нужные люди», «Девушка из Джерси»).
Слайд 19Отрывки из лучших эссе:
«Бесконечное полупаническое состояние и долгожданное умиротворение в
финале…Это пугающе и в то же время восхитительно! Этим и
влечёт к себе журналистская деятельность. Она непредсказуема и порой даже взбалмошна, но в этом таится вся её прелесть… Уже к середине фильма у меня появилось ощущение, что я сопричастна происходящему, сопричастна героям фильма. У меня внутри начиналась необъяснимая паника, когда их труды оказывались на грани провала: "НУ! И ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ?!» (Александра Бородкина).
«Мне лично жаль, что наша суровая реальность такова, что стареющий, некогда талантливый специалист, уже не нужен». (Михаил Лавров).
«Уф, сколько вопросов, и я думаю ответить на большинство из них возможно лишь пройдя все эти ситуации и прожив их от начала до конца,…как и в жизни». (Алина Юсупова).
Слайд 20Отрывки из лучших эссе:
«Раньше я тоже хотела стать PR-специалистом в
политической сфере, но после просмотра фильма я поняла, что это
очень сложно, и не каждый человек выдержит такое давление. Для этой профессии нужно обладать очень многими качествами, некоторые приобретаются со временем, а некоторые даны нам с рождения. Я считаю, что эту профессию не каждый человек сможет постичь до конца». (Даша Тихонова)
«Путь информации, пусть длиною всего в 24 часа, невероятно сложен и способен изменить чью-то жизнь, а может даже и несколько. Я согласна с тем, что новость можно сравнить с рождением ребенка и началом новой жизни…Честно говоря, этот фильм в какой-то мере перевернул мою жизнь. Я стала писать, говорить и даже вести себя более свободно. Оказывается, спорить, излагать свои мысли, думать, в конце концов, - не так страшно, как говорили в школе. Спасибо за прекрасную возможность осознать это!» (Анна Серебренникова)