Слайд 1ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ СЛЕДСТВЕННОГО
КОМИТЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Дисциплина «Конституционное право России»
Вид занятия – лекция
Тема № 3. «Конституция Российской Федерации 1993 г.: сущность, юридические свойства, функции»
Подготовил:
к.ю.н., Сазин С.Т.
Слайд 2Учебные вопросы:
Понятие и сущность Конституции как основного закона государства
Основные
черты и юридические свойства Конституции Российской Федерации, её функции
Правовая
охрана Конституции Российской Федерации. Содержание и формы конституционного контроля.
Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации, внесения поправок и изменений. Конституционное Собрание, его конституционно-правовой статус.
Слайд 3Учебная литература:
1.Багмет А.М., Бычкова Е.И. Конституционное право России. Учебник. Гриф
УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. М.: Юнити,
2015. 431 с.
2. Павликов С.Г. Конституционное право: учебное пособие / С.Г. Павликов, И.А. Умнова. М.: Альфа-М: Инфра-М, 2015. 576 с.
3.Конституционное право России: учебник / под ред. Б.С.Эбзеева, А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
Сайт электронной библиотеки:
Электронная Библиотека Элайбрэри. URL: http://elibrary.rsl.ru/ (дата обращения (10.12.2016).
ЭБС «Проспект». URL: http://ebs.prospekt.org (дата обращения (10.12.2016).
Слайд 4Вопрос 1.
Понятие и сущность Конституции как основного закона
государства
Слайд 5 Под конституцией в юридической науке понимается основной закон (система
законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя
и государственного устройства, взаимоотношений государства и личности, организации и деятельности системы государственных органов и органов местного самоуправления.
Конституция имеет несколько отличий от других законодательных актов:
• Закрепляет государственный строй, основные обязанности и права (свободы), определяет форму государства и систему высших органов государственной власти,
• Обладает высшей юридической силой,
• Отличается относительной стабильностью,
• Является базой для текущего законодательства,
• Отличается особым порядком принятия и изменения,
• Является нормативным актом прямого действия,
• Обладает верховенством на всей территории государства.
Слайд 6 Юридическая наука классифицирует существующие конституции по различным критериям:
По
форме — на писаные и неписаные.
Под писаной конституцией обычно
понимают единый основной закон, кодифицирующий правовые нормы, закрепляющие важнейшие общественные и государственные институты и изложенные по определенной системе.
Неписаная конституция представляет собой совокупность нескольких законов, конституционных обычаев и традиций.
Слайд 7В зависимости от формы государственного устройства — на федеративные, унитарные
и конфедеративные;
По закрепленному политическому режиму — на демократические,
авторитарные и тоталитарные.
Как правило, конституционные акты включают в себя следующие положения:
• Определение организации государственной власти, права и полномочия органов власти и её отношения к гражданам.
• Обязанности и основные права граждан — гражданские свободы.
Слайд 8Вывод по первому вопросу
Конститу́ция (от лат. constitutio — устройство,
установление, сложение) — основной закон государства, особый нормативный правовой акт,
имеющий высшую юридическую силу.
Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.
Конститу́ция — учредительный документ государства, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путём референдума.
Слайд 9Вопрос 2
Основные черты и юридические свойства Конституции Российской
Федерации, её функции.
Слайд 10 Под принципами Конституции в юридической науке понимаются основополагающие идеи и
положения, определяющие наиболее существенные черты, качественные свойства Конституции.
Конституция РФ
регулирует наиболее важные общественные отношения, ее нормы являются исходными для всех иных отраслей правовой системы.
Поэтому и конституционные принципы относятся к основополагающим принципам для всех отраслей права.
Основные принципы Конституции 1993 г.: демократизм и полновластие народа.
Слайд 11
Законность. Провозглашение Российской Федерации правовым государством предполагает закрепление
в Конституции принципа законности — строгого соблюдения требований законодательства. Этот
принцип нашел отражение в ст. 15 Конституции, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Принцип законности закреплен и в нормах гл. 7 Конституции, устанавливающей систему органов власти, принципы их организации и деятельности.
Равноправие и полноправие граждан.
Слайд 12
Гарантированность прав и свобод. Этот принцип состоит в
признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Статья 19
Конституции устанавливает: «Все равны перед законом и судом».
И далее подчеркивается, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Слайд 13
Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение
имеет принцип государственного единства. Этот принцип нашел закрепление в Преамбуле
и ст. 4 Конституции, где установлено, что суверенитет РФ и верховенство Конституции распространяются на всю территорию РФ. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Разделение властей как принцип закреплен в ст. 10 и ст. 11 Конституции. Его суть состоит в том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Закреплено идеологическое многообразие, многопартийность.
Слайд 14
Первым среди основных юридических свойств Конституции является ее
верховенство в системе законодательных актов государства.
Именно верховенство определяет и
все другие ее юридические свойства. Статья 15 Конституции устанавливает, что «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
В связи с федеративным устройством России важным юридическим свойством Конституции является прямое ее действие на всей территории РФ.
Слайд 15
Принятие и изменение Конституции, контроль за ее исполнением
находится в введении РФ, т. е. относится к ее исключительной
компетенции (ст. 71). К совместному ведению РФ и ее субъектов, согласно ст. 72 Конституции, относится обеспечение соответствия конституций и законов республик Конституции.
Юридическим свойством Конституции считается и то, что на ее нормах и принципах базируется все текущее законодательство — как Российской Федерации, так и ее субъектов. Принятие новой Конституции влечет за собой коренную переработку всех отраслей законодательства.
К важным юридическим свойством относится особый порядок ее принятия и изменения.
Юридическим свойством Конституции является также то, что ее правовая охрана обеспечивается с помощью конституционного контроля.
Слайд 16
Под функциями конституции следует понимать различные проявления ее
назначения.
Они отражают роль основного закона в политике, жизни общества
и граждан, осуществлении задач государства, поэтому любой конституции, независимо от социальной системы, свойственны определенные основные функции
В науке конституционного права, несмотря на большой разброс во взглядах на понимание функций конституции, выделяют следующие основные функции конституции: учредительную, политическую, идеологическую, юридическую.
Слайд 17
Вывод по второму вопросу:
Конституционализм - это и наличие процессуальных
механизмов защиты прав и свобод граждан, деятельности государственных органов, органов
местного самоуправления, создания и участия в государственно-политических делах общественных объединений.
Конституционализм есть и общественное сознание, построенное на убежденности в необходимости и пользе институтов власти и государственных законов, их оформляющих, возможности достижения социальной справедливости и защиты обоснованных интересов посредством своих действий и шагов властей, основанных на нормах права.
Слайд 18Вопрос 3
Правовая охрана
Конституции Российской Федерации.
Содержание и формы конституционного
контроля.
Слайд 19
Прочность конституционного строя в решающей степени зависит от соблюдения
конституции и прямо пропорциональна законопослушности граждан.
Однако в любом обществе
есть люди и организации, цели и деятельность которых представляют угрозу для конституции.
Угроза также исходит от превышения полномочий или злоупотреблений со стороны должностных лиц и органов государства.
Слайд 20
Целям охраны Конституции служит положение ч. 5 ст. 13:
«Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых
направлены на насильственное изменение основ конституционного строя...» Тем самым гарантируется деятельность только тех объединений, которые признают конституционные порядки.
Конкретные требования соблюдать конституцию, обращенные к отдельным гражданам, могут показаться не столь значительными.
В Конституции РФ, например, отдельно установлены всего три основные конституционные обязанности граждан (платить налоги, охранять природу, защищать Отечество — ст. 57—59), в то время как она закрепляет десятки прав и свобод граждан.
Слайд 21
Главная ответственность за соблюдение и охрану конституции ложится
на должностных лиц государства.
Особая правовая охрана Конституции РФ установлена
законодательством в целях обеспечения неизменности и постоянства основополагающих принципов организации российского общества: верховенства Конституции как Основного Закона государства, сущности и гарантий прав и свобод человека и гражданина, политического, религиозного и идеологического плюрализма, разделения властей, парламентаризма, всеобщего избирательного права, федеративного устройства и других демократических принципов
Слайд 22
Президент РФ является гарантом Конституции РФ, обеспечения и соблюдения
прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также
суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.
Федеральное Собрание РФ принимает федеральные законы во исполнение Конституции РФ, заслушивает отчеты Правительства РФ об их исполнении и соблюдении конституционных норм в РФ, осуществляет иные полномочия по обеспечению соблюдения Конституции РФ всеми субъектами правоотношений.
Правительство РФ осуществляет контроль за соблюдением Конституции РФ и конституционных прав и свобод федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов.
Слайд 23
Особое место в охране конституционных норм принадлежит Конституционному Суду
РФ.
Он осуществляет следующие полномочия по контролю за соблюдением Конституции
РФ:
1) издает акты официального толкования конституционных положений;
2) проверяет принимаемые законы и подзаконные акты различных органов власти на соответствие их Конституции РФ;
3) в случае обнаружения несоответствия нормативных актов федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ признает этот акт не соответствующим Конституции РФ и отменяет его действие;
4) проверяет международные договоры РФ на соответствие нормам Конституции РФ и признает их соответствующими или не соответствующими Конституции РФ, причем в последнем случае такие международные договоры не подлежат ратификации, а значит, не подлежат применению на территории РФ.
Слайд 24Вывод по третьему вопросу
Конституционный контроль-надзор может быть предварительным или последующим.
Предварительные проверки конституционности осуществляются в отношении законов, еще не вступивших
в силу; поданных, но не принятых к рассмотрению законодательных инициатив; заключённых, но не ратифицированных международных договоров и т. п.
Последующему контролю подвергаются законы и акты, уже облеченные юридической силой. Государственные органы, правомочные принимать политические решения, свободны, делать это по своему усмотрению. Но в таком случае парламент, президент подвергают себя риску выйти за границы конституционности, и тогда принятые ими решения дадут ничтожные результаты, утратят силу.
Слайд 25Вопрос 4
Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации, внесения поправок и изменений.
Конституционное Собрание, его конституционно-правовой статус.
Слайд 26
Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре
положений Конституции РФ перечислены в статье134.
Это:
• Президент РФ;
• Совет Федерации;
• Государственная Дума;
• Правительство РФ;
• законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
• группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Слайд 27
Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре
положений Конституции РФ перечислены в статье134.
Это:
• Президент РФ;
• Совет Федерации;
• Государственная Дума;
• Правительство РФ;
• законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
• группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Слайд 28
Для созыва Конституционного Собрания, которое единственное имеет право
пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ, требуется наличие
двух условий:
1) внесение предложения надлежащим органом;
2) поддержка этого предложения Советом Федерации и Государственной Думой.
Слайд 29
Иной, более облегченный порядок изменения Конституции касается федеративного устройства,
механизма государственной власти и местного самоуправления (гл. 3—8).
Поправки к
гл. 3—8. Конституция РФ (ст. 136) определяет, что поправки к гл. 3—8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
Слайд 30Вывод по четвертому вопросу
Соблюдение Конституции, ее охрана обеспечиваются конституционно-правовой ответственностью
– отрицательной оценкой государственной деятельности гражданина, государственного органа, должностного лица,
а также мерой принуждения, реализацией санкции правовой нормы.
К числу мер конституционно-правовой ответственности относятся: досрочное прекращение деятельности различных органов и должностных лиц (отставка, отзыв и др.); отмена или приостановление действий нормативно-правовых актов или их части; аннулирование правовых результатов (отмена решения о приеме в гражданство, признании выборов несостоявшимися и др.)
Слайд 31Задание на самостоятельную подготовку:
Изучить материалы темы № 3 по учебнику
Оформить примеры правовой охраны Конституции РФ как отдельную самостоятельную
работу по теме.
Слайд 32Задание на семинар
Подготовиться по учебным вопросам и подготовить
доклады
по теме:
Особенности правовой охраны Конституции РФ.
Слайд 33 Вопросы для самостоятельного изучения:
Значение Конституции Российской Федерации для построения
в России демократического правового государства и формирования гражданского общества.
Структура Конституции, особенности и значение ее преамбулы, заключительных и переходных положений.
Верховенство и высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации, их правовое закрепление и гарантии.
Конституция Российской Федерации – ядро российской правовой системы. Особенности действия конституционных норм.
Толкование Конституции.
Способы и гарантии реализации Конституции Российской Федерации, ее прямое действие.
Роль текущего законодательства в реализации Конституции Российской Федерации.
Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций республик, уставов других субъектов Российской Федерации.