Слайд 1ФГБОУ ВО КубГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ
КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ №1
Тема лекции
«Комплексная оценка состояния здоровья детей в организованных коллективах с использованием
современных технологий»
Слайд 2Комплексная оценка состояния здоровья детей в организованных коллективах с использованием
современных технологий
Последние годы отмечается тенденция к ухудшению здоровья детей, увеличивается
распространенность хронической патологии. Острыми респираторными заболеваниями чаще болеют дети, посещающие организованные коллективы, где одновременно находится значительное число детей, что существенно увеличивает риск перекрестного инфицирования.
Широкое и не всегда обоснованное применение
иммунокорректоров, адаптогенов, биологически активных добавок, антибиотиков
и других препаратов в лечении и профилактике респираторных заболеваний у детей не только не приводит к положительным результатам, но зачастую наносит значительный вред здоровью ребенка. Сохраняющаяся тенденция к росту
числа часто и длительно болеющих детей требует проведения современных реабилитационных мероприятий и разработки новых подходов к
их оздоровлению.
Слайд 3Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и группами риска в дошкольном
и школьном возрасте
Диспансеризация – комплекс активных мероприятий, обеспечивающий систематическое наблюдение
за здоровыми и больными детьми с проведением соответствующих профилактических мер, предупреждающих возникновение и прогрессирование заболеваний, отклонений в развитии ребенка. Диспансеризация предполагает раннее выявление заболевания и лечение его до полного выздоровления или восстановления функции пораженного органа или системы, включает в себя мероприятия по широкому оздоровлению окружающей среды и улучшению условий быта ребенка.
Целью диспансеризации является основанная на комплексной оценке состояния здоровья разработка и реализация системы активных мероприятий, направленных на формирование оптимального уровня здоровья. В настоящее время в отношении диспансеризации здоровых детей прослеживаются два направления: - расширение возрастного контингента здоровых детей, подлежащих диспансеризации с участием специалистов; - привлечение к диспансеризации все расширяющейся группы специалистов детских поликлиник.
Слайд 4На каждого ребенка заполняется История развития ребенка на обложке которой
проводят цветную маркировку, на организованных детей – Медицинская карта ребенка
для образовательных учреждений на детей, воспитываемых в домах ребенка – Медицинская карта ребенка, воспитывающегося в доме ребенка .
Основным документом диспансерного наблюдения является карта учета диспансеризации ребенка .Контроль эффективности диспансеризации проводится заведующим поликлиническим отделением, результаты проверок заслушиваются на медицинских советах лечебно-профилактических учреждений. Детей, достигших 18-летнего возраста, передают под наблюдение врача взрослой поликлиники посредством переводного эпикриза
Слайд 5Медицинское обеспечение воспитанников
детских дошкольных образовательных
Медицинское обеспечение воспитанников
детских дошкольных образовательных
учреждений осуществляют
врачи, состоящие в
штате детской поликлиники и средний
медицинский персонал, состоящий в
штате ДДУ,
которые наряду с администрацией учреждения несут ответственность за здоровье, физическое
развитие детей, проведение лечебно-
профилактических мероприятий, соблюдение
санитарно-гигиенических норм, режима дня и
качество питания. Заведующие отделениями
организации помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях осуществляют
руководство работой этих учреждений по всем
разделам охраны здоровья детей, в том числе и
по диспансеризации, в соответствии с
имеющимися инструктивными материалами.
Слайд 6Врачом составляется график работы в ДДУ, который согласовывается с заведующей
ДДУ и
утверждается главным врачом детской
поликлиники. Ежедневная работа по поддержанию здоровья
детей
в ДДУ складывается из периодического
личного контроля за санитарно-
противоэпидемическим режимом,
гигиеническими и закаливающими
мероприятиями, осмотра всех вновь поступивших детей и вернувшихся после
болезни, распределение детей по группам с
назначением им режима дня с учетом возраста и
здоровья, своевременного проведения
профилактических прививок, контроля питания
с составлением и внедрением 10-дневного меню, индивидуального для различных групп
детей с учетом здоровья и возраста, ведение
образовательных программ для родителей.
Слайд 7Основные приказы по организации медицинского обеспечения воспитанников ДОЦ
Основными направлениями деятельности
детского сада по сохранению и укреплению здоровья воспитанников являются: медицинское
обслуживание детей реализация оздоровительных программ, передовых медицинских технологий; проведение углубленных осмотров детей, профилактических и оздоровительных мероприятий; контроль соблюдения санитарно-гигиенических условий, регламента учебных занятий, режима дня; организация и обеспечение полноценного питания воспитанников;
совершенствование физического воспитания детей;
динамический контроль здоровья каждогоребенка, проведение ранней коррекции
отклонений в развитии;консультирование педагогов и родителей по
вопросам укрепления здоровья, социальной адаптации детей. Для реализации всех направленийдеятельности дошкольном образовательном
учреждении необходимо: обеспечить постоянное повышение профессионального уровня медицинского и педагогического персонала дошкольного образовательного
учреждения; использовать более эффективные организационные формы медицинского
обслуживания детей; повысить качество профилактических осмотров; обеспечить
соблюдение требований законодательства,
регламентирующего вопросы медицинского обслуживания детей.
Слайд 8Типы ДОУ
На сегодняшний
день можно говорить о существовании
следующих типов образовательных учреждений:
• дошкольные;
• общеобразовательные (начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего
образования);
• начального профессионального образования;
• среднего профессионального образования;
• высшего профессионального образования;
• послевузовского профессионального
образования;
• дополнительного образования взрослых;
• дополнительного образования детей;
• для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей (законных
представителей);
• специальные (коррекционные) (для
обучающихся, воспитанников с отклонениями
в развитии); • другие учреждения, осуществляющие
образовательный процесс
Слайд 9Функциональные обязанности медицинского персонала ДОУ (медицинские сестры ,педиатры)
Функциональные обязанности медицинских
работников
ДДОУ и школы определены приказом МЗ и МО РФ №
186/272 от 30.06.92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях». Медицинская сестра – представитель среднего медицинского звена. Это помощник врача в лечебно-профилактических, детских дошкольных и школьных учреждениях. На должность медицинской сестры назначают лиц, окончивших медицинские училища со сроком обучения не менее 2 лет и получивших свидетельство о присвоении им квалификации медицинской сестры. Медицинскими сестрами могут работать студенты медицинского института, успешно закончившие три курса дневного обучения. Обязанности медицинской сестры детских образовательных учреждений сложны и разнообразны, поэтому они требуют серьезных профессиональных навыков Медицинская сестра принимает вновь поступающих в учреждение детей, проводит осмотр кожи и волосистой части головы ребенка для исключения инфекционных заболеваний и педикулеза. В ее обязанности входит ознакомление вновь поступивших детей с правилами внутреннего распорядка,
режимом дня и правилами личной гигиены.
Слайд 10Функциональные обязанности педиатра ДОУ
Документально контроль за течение мадаптации оформляется следующим
образом. При поступлении ребенка в ДДОУ делается запись с комплексной
оценкой состояния здоровья и планом мероприятий по облегчению адаптации, с учетом адаптации, который определяется участковым педиатром.
Убедить родителей продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачами – педиатром, гастроэнтерологом после выписки из стационара с целью контроля состояния, своевременного назначения и проведения сезонного противорецидивного лечения, так как язвенная болезнь, не излеченная в детском возрасте, может привести к развитию осложнений, опасных для жизни, а также
формированию атрофических процессов в слизистой оболочке и железах желудка, которые в дальнейшем могут послужить причиной онкологических заболеваний.
Слайд 11Адаптация детей к дошкольному
учреждению
Контроль за течением адаптации осуществляется с первых
дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении с целью ранней диагностики
отклонений в состоянии здоровья и своевременной их коррекции.
Поскольку эмоционально-поведенческие реакции являются показателем выраженности адаптационного синдрома и наиболее
доступны при массовом наблюдении за детьми, они могут быть использованы в качестве критерия оценки течения адаптации. Наиболее
точной является количественная их оценка с помощью шкал, составленных отдельно для детей раннего и дошкольного возраста. Документально контроль за течением адаптации оформляется следующим образом.
При поступлении ребенка в ДДОУ делается запись с комплексной оценкой состояния здоровья и планом мероприятий по
облегчению адаптации, с учетом адаптации, который определяется участковым педиатром
Слайд 12Оценка течения адаптации к ДДУ
При завершении адаптации в форме небольшого
резюме пишется заключение о
типе, течении, стадии и степени тяжести адаптации
у данного ребенка (согласно
классификации) и прилагается (вклеивается в карту) лист адаптации. Критериями завершения адаптации являются: отсутствие заболеваний и других отклонений в
состоянии здоровья, стойкая стабилизация эмоционально – поведенческих реакций на достаточно высоком позитивном уровне, хорошая работоспособность и успеваемость, успешное выполнение ребенком социальных
функций, присущих его возрасту. При отсутствии этих критериев адаптация не должна считаться законченной, а детям необходимо
проводить корригирующие педагогические и медицинские мероприятия. Все случаи возникновения у детей в период адаптации острых заболеваний и выраженных невротических расстройств должны расцениваться как ее срыв
Слайд 13Классификация адаптации
По типу: Функциональные нарушения центральной нервной системы (отклонения в
поведении и
соматовегетативные отклонения). Снижение резистентности (острые повторные заболевания и соматовегетативные
отклонения). Смешанный тип (отклонения в поведении,
повторные острые заболевания, соматовегетативные отклонения). По течению: Острое (до 32 дней). Подострое (32 – 100 дней). Рецидивирующее (в течение года отмечаются периоды улучшения, чередующиеся с возобновлением прежней клинической симптоматики). Стадии: Выраженных клинических проявлений (острый период). Обратного развития симптомов. Адаптированность. По степени тяжести: Легкая – незначительные отклонения в поведении; отсутствуют острые заболевания
или редкие без осложнений; соматовегетативные отклонения отсутствуют. Средней тяжести – выраженные отклонения в поведении, но не требующие медикаментозной
коррекции; повторные острые заболевания без осложнений,; небольшие
соматовегетативные отклонения. Тяжелая – выраженные отклонения в поведении, требующие медикаментозной коррекции консультации психоневролога;
частые острые заболевания с осложнениями, выраженные
соматовегетативные отклонения.
Слайд 14На основе использования современных подходов к комплексной оценке состояния здоровья
школьников изучаются критерии, определяющие уровень здоровья детей в зависимости от
степени адаптированности и адаптационных резервов организма, учитывающих конституциональные особенности