Разделы презентаций


Филиал СПбГИЭУ в г. Череповце

Содержание

Содержание лекцииМышление как объект познания логики. Чувственное познание. Мышление – высшая по отношению к чувственному познанию форма отражения бытия. Относительная самостоятельность мышления. Типы мышления. Предмет науки логики: формы мышления, законы мышления,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Филиал СПбГИЭУ в г. Череповце
Логика


С.В Бойко

Тема 1. Логика как наука
Лекция


Череповец,

2011

Филиал СПбГИЭУ в г. ЧереповцеЛогика С.В БойкоТема 1.	Логика как наукаЛекцияЧереповец, 2011

Слайд 2Содержание лекции
Мышление как объект познания логики. Чувственное познание. Мышление –

высшая по отношению к чувственному познанию форма отражения бытия. Относительная

самостоятельность мышления. Типы мышления.
Предмет науки логики: формы мышления, законы мышления, логическое доказательство. Понятия, суждения и умозаключения как основные формы мышления. Формальная логика как наука о законах мышления. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Особенности мышления экономиста.
Соотношение языка и мышления. Единство и различие мышления, языка и речи. Воздействует мышления на язык экономиста. Влияние языка на мышление.
Соотношение языка и мышления. Формальная логика – важнейшая составляющая духовной культуры субъекта. Логика как орудие истины, средство разоблачения лжи, заблуждений и дезинформации. Содержание культуры познавательного процесса. Основы формально-логической культуры мышления экономистов. Значение формальной логики для экономической теории и практики.
Основные этапы развития логики. Древняя Греция, Средневековье, Возрождение, Новое время. Логика в современную эпоху.

Вопросы лекции
1. Мышление как объект изучения логики
2. Предмет науки логики
3. Соотношение языка и мышления
4. Роль формальной логики в формировании логической культуры экономиста
5. Основные этапы развития логики

Содержание лекцииМышление как объект познания логики. Чувственное познание. Мышление – высшая по отношению к чувственному познанию форма

Слайд 3Структура лекции


Мышление как объект
изучения логики

2. Предмет науки логики

3. Соотношение языка

и мышления

4. Роль формальной логики в формировании
логической культуры экономиста

5. Основные

этапы развития логики

Структура лекцииМышление как объектизучения логики2. Предмет науки логики3. Соотношение языка и мышления4. Роль формальной логики в формированиилогической

Слайд 4Словарь
Пользуясь

текстом лекции и

глоссарием по логике
записать в словарь
основные категории
данной темы и дать их
определение
Словарь  Пользуясь        текстом лекции и

Слайд 5Введение
Определение предмета логики, истории ее возникновения и развития имеет не

только теоретическое, но и большое практическое значение, поскольку означает освоение

прикладного характера логики, ее нормативных требований, а также превращение их в норму собственной мыслительной деятельности будущих экономистов.

Слово «логика» в современном его употреблении – это многозначное слово. Оно происходит от древнегреческого «логос», которое имеет также множество различных значений: слово, мысль, речь, разум, понятие, рассуждение.

Под словом «логика» часто также понимают сами законы логики (так называемые законы правильного мышления): правильное сочетание мыслей в рассуждении, когда, например, говорят: «где у вас логика», «в его рассуждении нет логики».
Слово «логика» также употребляют, когда имеют в виду связи, отношения, законы развития вещей и явлений материального мира: «логика вещей», «логика событий».

Но в рамках науки логики следует употреблять ее в следующем понятии: логика (др.-греч. λογική – раздел философского знания, «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος – «речь», «рассуждение», «мысль») – наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений.
ВведениеОпределение предмета логики, истории ее возникновения и развития имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение,

Слайд 6Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания

опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных

ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

Современная логика применяется в методологии наук, вычислительной технике, программировании, информатике, философии математики и логическом анализе естественных языков.

Знание логики является неотъемлемой частью экономического образования. Это обусловлено спецификой работы экономиста, которая заключается в постоянном применении особых логических приемов и методов (определений, классификаций, аргументаций, опровержений).

Знание логики помогает экономисту правильно строить аргументацию, доказательства в диалоге с сотрудниками и оппонентами, не допускать ошибок при составлении официальных документов: решений и постановлений, докладных и объяснительных записок, протоколов совещаний, рапортов и т.д.

Задачи лекции
1. Понять роль мышления в деятельности личности.
2. Определить предметную область формальной логики.
3. Уяснить единство и различие мышления, языка и речи.
4. Показать роль формальной логики в формировании логической культуры экономиста.
5. Раскрыть основные этапы развития логики.
Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а

Слайд 71. Мышление как объект изучения логики

1. Мышление как объект изучения логики

Слайд 81. Мышление как объект изучения логики
Человек, обладая сознанием, отражает действительность,

приобретает знания о природе, обществе и самом себе. Цель познания

заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых при соблюдении ряда условий приводит к верным результатам. Под истиной понимается такое знание, которое адекватно отражает в сознании человека явления и процессы действительности.
Знания, истинность которых видна непосредственно, есть знания о фактах действительности. Они познаются в процессе непосредственного чувственного познания. Их истинность самоочевидна. Чувственное познание осуществляется и закрепляется в сознании в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Мышление – это высшая по отношению к чувственному познанию форма отражения бытия, состоящая в целенаправленном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.
Систематизируя имеющиеся знания, люди посредством мышления открывают законы природы, общества и познания, проникают в сущность явлений, определяют закономерную связь между ними. Только опосредованно могут быть познаны все те события, которые совершаются или совершались в наше отсутствие. Например, знание о финансовой отчетности предприятия аудитором формируется на основе документов, которые были составлены ранее. Возникает знание о событиях (составлении документации), которые аудитором непосредственно не наблюдались. При этом опосредованное знание доказывается или опровергается, приобретает формы достоверного или сомнительного знания.
1. Мышление как объект изучения логикиЧеловек, обладая сознанием, отражает действительность, приобретает знания о природе, обществе и самом

Слайд 91. Мышление как объект изучения логики
Мышление производно от бытия, от

окружающей действительности; оно является продуктом деятельности человеческого мозга. В содержании

нашего мышления нет ничего, чего бы не было в реальной картине мира.
Порядок и связь реальных вещей определяют содержание, порядок и связь наших мыслей. То есть важнейшей стороной действительности является необходимость, которая существует вне и независимо от человеческого сознания и, будучи отраженной в мышлении, выступает в качестве логической необходимости. Вот почему мышление логично от природы. В своих рассуждениях человек, как правило, непроизвольно, стихийно следует законам природы.
1. Мышление как объект изучения логикиМышление производно от бытия, от окружающей действительности; оно является продуктом деятельности человеческого

Слайд 101. Мышление как объект изучения логики
Являясь производным от бытия, мышление,

вместе с тем, обладает относительной самостоятельностью, которая может иметь как

позитивную, так и негативную направленность.














В конечном итоге самостоятельность мышления заключается в том, что оно само является объектом познания. Мышление познается человеком так же, как и любой предмет физической реальности, отражаемый мышлением. Мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Но чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Поэтому логику часто называют наукой о правильном мышлении. Таким образом, объектом логики как науки является мышление.
1. Мышление как объект изучения логикиЯвляясь производным от бытия, мышление, вместе с тем, обладает относительной самостоятельностью, которая

Слайд 111. Мышление как объект изучения логики
Главной особенность мышления как объекта

в том, что он идеален. Пояснение различия между материальным и

идеальным дал русский философ А.Ф. Лосев. Он пояснял, что действительную палку можно строгать, ломать и даже совсем сжечь. Но идею палки нельзя ни строгать, ни ломать, ни жечь. Воздухом можно дышать, и хлеб можно есть, но идеей воздуха нельзя дышать, и идею хлеба нельзя есть. Мышление, его образы и формы не обладают физическими признаками.
Материальное существует в пространстве и во времени, обладает атрибутивными свойствами, доступно человеку как нечто такое, что воздействует на его органы чувств. У идеального ничего этого нет.

Мышление – сложный, многосторонний процесс. И логику в нем интересует отнюдь не всё.

Философия изучает происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию.
Физиология интересуется тем, как мышление зависит от состояний мозга – материального субстрата мысли.
Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды.
Генетика старается раскрыть тайны наследования людьми способностей к какой-либо мыслительной деятельности.
Языкознание интересует сущность слова и знака, языка и речи в целом как инструментов мыслительной деятельности человека.
Кибернетика изучает технические возможности моделирования мозга и человеческого мышления.
Логика исследует общезначимые формы и средства мысли, необходимые для рационального познания бытия и его конкретных видов.
1. Мышление как объект изучения логикиГлавной особенность мышления как объекта в том, что он идеален. Пояснение различия

Слайд 121. Мышление как объект изучения логики
Человеку присущи различные типы мышления,















Основное различие между теоретическим и практическим видами мышления состоит в

том, что они по-разному связаны с практикой.
Так, практическое мышление в основном направлено на разрешение частных конкретных задач жизнедеятельности людей,
Теоретическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей познаваемой действительности.
1. Мышление как объект изучения логикиЧеловеку присущи различные типы мышления, Основное различие между теоретическим и практическим видами

Слайд 132. Предмет науки логики
Логика исследует понятийное (или абстрактно-логическое) мышление.
Абстрактное

мышление – это процесс рационального отражения объективного мира в

понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности, творчески преобразовывать ее сначала в теории, а затем и на практике.

Все предметы, явления и процессы имеют как содержание, так и форму. Наши мысли не являются исключением из этого правила. Содержание мыслей человека бесконечно разнообразно: мы можем думать и рассуждать о политике и искусстве, о любви и ненависти, об экономической реформе и смысле жизни. При этом вполне очевидно, что в содержательном плане мысли экономиста отличаются от мыслей юриста, музыкант думает об искусстве, а бизнесмен о финансовой деятельности и прибыли. Ученый использует в своих рассуждениях такие понятия и термины, которые, как правило, не употребляются в повседневном мышлении и разговорном языке.

Деятельность экономиста сопряжена, в первую очередь, с мышлением, имеющим экономический характер. Экономическое мышление, в каких бы областях оно ни проявлялось (в нормотворчестве, в теоретической деятельности, в хозяйственной практике, в управлении), обладает рядом устойчивых общих характеристик, содержание которых определяется особенностями профессиональной деятельности экономиста:
нормативная регламентация профессиональной активности (поведения, общения и деятельности) и принимаемых решений в сфере экономики;
экстремальный характер активности многих экономистов, особенно тех, кто принимает ответственные решения в нестандартной ситуации;
креативный, творческий характер труда экономиста;
персональная ответственность экономистов за принятое решение и его реализацию.
2. Предмет науки логикиЛогика исследует понятийное (или абстрактно-логическое) мышление. Абстрактное мышление – это процесс рационального  отражения

Слайд 142. Предмет науки логики
Основанием для выделения экономического мышления в отдельный

вид является сам характер хозяйственной деятельности как важнейшей сферы функционирования

общества. Экономическое мышление не просто отражает экономические явления, а через них и многие другие виды отношений людей, но и конструирует своеобразную картину социального бытия. Связность этой картины также обеспечивается логическими средствами.

В различных по содержанию мыслях можно обнаружить нечто существенно общее. Оно характеризуется не конкретным содержанием этих мыслей, а типичностью, схемой, способом построения. При этом все содержательное многообразие укладывается в сравнительно небольшое число мыслительных форм.
Логический строй мышления человека обладает очень важным свойством – какую бы словесную оболочку ни принимали наши мысли, на каком бы языке ни излагались, они обязательно должны принять общечеловеческие формы. Без этого невозможно осуществить обмен мыслями людей разных поколений и профессий, а также взаимопонимание представителей различных стран и народов.

Наши знания о форме достаточно многообразны.
Говорят, например, о форме ведения протокола совещания, о форме должностных инструкций.
Различают форму правления, форму территориально-государственного устройства, форму политического режима, которые в совокупности составляют форму государства. Форма государства – это способ организации государственной власти, порядок образования органов государства, их структура и взаимоотношения в едином механизме.
В приведенных примерах форма, таким образом, отражает способ связи содержательных частей.
2. Предмет науки логикиОснованием для выделения экономического мышления в отдельный вид является сам характер хозяйственной деятельности как

Слайд 152. Предмет науки логики (логическая форма)
Многообразно понимается и логическая форма.

Наши мысли слагаются из некоторых содержательных частей. Способ их связи

и выражения представляет собой форму мысли. употребляются в повседневном мышлении и разговорном языке.

Различные предметы отражаются в абстрактном мышлении типично – как факт их существования или не существования, как связь их существенных признаков или отношений – в форме понятий.
В форме суждений выражаются завершенные мысли о предметах.
Возможности и способы получения новых знаний на основе известных истинных суждений закреплены в таких формах мышления, как умозаключения.
Следовательно, каждая из основных форм абстрактного мышления имеет нечто общее, что не зависит от конкретного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли (признаков – в понятии, понятий – в суждении, суждений – в умозаключении). Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, каждая из которых имеет при этом свою специфическую структуру и логические правила образования.

Возьмем, к примеру, два высказывания: «Некоторые экономисты – менеджеры» и «Некоторые кредиты предназначены для оплаты населением потребительских товаров и услуг». Заменим все их содержательные компоненты символами. Скажем, то, о чем мыслим, – латинской буквой S (субъект), а то, что мыслится об S, – латинской буквой Р (предикат). В итоге получим в обоих случаях одни и те же элементы мысли: Некоторые S есть Р . Это и есть логическая форма выражения приведенных суждений. Она получена в результате отвлечения от конкретного содержания.

Таким образом, логическая форма, или форма абстрактного мышления, – это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
2. Предмет науки логики (логическая форма)Многообразно понимается и логическая форма. Наши мысли слагаются из некоторых содержательных частей.

Слайд 162. Предмет науки логики (форма и содержание)
В реальном процессе мышления

содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет чистого,

лишенного формы содержания, нет чистых, бессодержательных логических форм. Например, приведенная выше логическая форма суждений «Некоторые S есть Р» имеет все-таки свое содержание. Из нее мы узнаем, что у всякого предмета мысли, обозначаемого буквой S, есть признак, обозначаемый буквой Р. Причем слово «некоторые» показывает, что признак Р принадлежит только части элементов, составляющих предмет мысли. Это и есть «формальное содержание».

В целях специального анализа можно отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики. Отсюда и ее название – формальная логика.

Формальная логика, исследуя формы мышления, не игнорирует его содержание.
Формы наполнены конкретным содержанием, связаны с совершенно определенной, специфической, предметной областью. Вне этого конкретного содержания форма существовать не может и сама по себе ничего не определяет с практической точки зрения.
Форма всегда содержательна, а содержание всегда оформлено.

С этими сторонами мышления и связано различение его истинности и правильности, а также понимание законов логического мышления. Истинность относится к содержанию мыслей, а правильность – к их форме.
2. Предмет науки логики (форма и содержание)В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном

Слайд 172. Предмет науки логики (истина и ложь)
Рассматривая истинность мышления, формальная

(двузначная – когда учитывается правило о том, что любое высказывание

может быть или истинным, или ложным. Третьего варианта не может быть) логика исходит из того, что под истиной понимается такое содержание мысли, которое соответствует самой действительности.

Понятие «истина» тесно связано с понятием «правда». Правдивое – это не только истинное, но и логически правильное, а также честное и справедливое. Если же мысль по своему содержанию не соответствует действительности, то она является ложной. Отсюда истинность мышления – это его коренное свойство, проявляющееся в способности воспроизводить действительность такой, какова она есть, соответствовать ей по своему содержанию. А ложность – свойство мышления искажать это содержание, извращать его.

Дезинформация – это предложение ложного знания как истинного, когда истинное знание известно дезинформатору, но скрывается. Например: «Ответственный источник заявил, что сбербанк России прекратит свою деятельность в 2020 году».
Заблуждение представляет собой непреднамеренное ложное объяснение действительности в понятиях, суждениях и умозаключениях. Например: «Космос заполнен эфиром» или «Земля – центр Вселенной».
Клеветой называется распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство конкретного субъекта, подрывающих его репутацию. Например: «Глава Алтайского края М. Евдокимов окружил себя подхалимами и коррупционерами, развалил систему управления краем и преследовал бизнесменов». Клевета характерна только для человеческих отношений. Она не распространяется на природу.
2. Предмет науки логики (истина и ложь)Рассматривая истинность мышления, формальная (двузначная – когда учитывается правило о том,

Слайд 182. Предмет науки логики (истинность и правильность мышления)

2. Предмет науки логики (истинность и правильность мышления)

Слайд 192. Предмет науки логики (истинность и правильность мышления)

2. Предмет науки логики (истинность и правильность мышления)

Слайд 202. Предмет науки логики (логические законы и принципы)
Логическая правильность рассуждений

обусловлена законами абстрактного мышления. Нарушение вытекающих из них требований ведет

к логическим ошибкам.
Закон мышления – это необходимая, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь мыслей в процессе рассуждения.
Данные законы
► одинаковы для всех людей независимо от их социальной и национальной принадлежности,
► действуют независимо от воли людей,
► не созданы по их желанию
► являются отражением связей вещей объективного мира.
Изучению основных законов логики будет посвящена отдельная тема лекции.

Познание законов логики, определение их объективной основы позволяет выдвинуть и сформулировать ее принципы. Принцип (лат. principum - начало, основа, происхождение, первопричина) – основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям.
Основные методологические принципы формальной логики, вытекающие из ее законов:
● тождества,
● непротиворечия,
● исключенного третьего,
● достаточного основания.
Они выражают наиболее общие требования, которым должны удовлетворять наши рассуждения и логические операции с мыслями, если мы ставим перед собой цель достигать истину рациональными методами.

2. Предмет науки логики (логические законы и принципы)Логическая правильность рассуждений обусловлена законами абстрактного мышления. Нарушение вытекающих из

Слайд 212. Предмет науки логики
Формальная логика, чтобы быть средством обнаружения истины,

должна на основе изучения формальных структур абстрактного мышления сохранять и

учитывать логическую правильность рассуждений, обусловленную логическими законами.

Аспекты абстрактного мышления изучаемого формальной логикой:
Во-первых, она рассматривает абстрактное мышление как инструмент познания мира, как средство получения формально-истинных знаний.
Во-вторых, ее интересует практическая результативность и правильность опосредованного (выводного) знания, полученного на основе ранее установленных и проверенных истин без обращения к опыту, а только в результате учета формально-логических законов и применения соответствующих правил абстрактного мышления.
В-третьих, абстрактное мышление рассматривается как формальный процесс, имеющий свою особую структуру, отличающуюся от структуры объективно-истинного содержания мышления.

Формальная логика позволяет отвлекаться от содержания объекта и сосредоточивать внимание только на формах, в которых протекает тот или иной мыслительный процесс. Эти аспекты взаимозависимости логики и мышления определяют особенности формальной логики как науки.

Формальная логика – это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания бытия и его конкретных видов.
К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения и умозаключения и др.
Общезначимыми средствами мысли являются правила (принципы), логические операции, приемы и процедуры, формально-логические законы, лежащие в их основе, т.е. все то, что служит целям осуществления правильного и истинного абстрактного мышления.
2. Предмет науки логикиФормальная логика, чтобы быть средством обнаружения истины, должна на основе изучения формальных структур абстрактного

Слайд 222. Предмет науки логики

2. Предмет науки логики

Слайд 233. Соотношение языка и мышления

















3. Соотношение языка и мышления

Слайд 243. Соотношение языка и мышления

3. Соотношение языка и мышления

Слайд 253. Соотношение языка и мышления
Язык и мышление, находясь в противоречивом

единстве,
оказывают друг на друга взаимное влияние.

3. Соотношение языка и мышленияЯзык и мышление, находясь в противоречивом единстве, оказывают друг на друга взаимное влияние.

Слайд 263. Соотношение языка и мышления



Таким образом, соотношение языка и мышления

разнообразно и существенно: они находятся в единстве, имеют определенные различия

и оказывают влияние друг на друга.

Главное в этом соотношении: как для мышления необходим язык, так и для языка необходимо мышление.

Формы и средства мышления, являясь идеальными образованиями, материализуются в языке и могут анализироваться только с использованием речевых средств.

Между общими структурами мышления и структурами языкового выражения существует тесная взаимосвязь: каждой мыслительной структуре адекватна определенная языковая структура и наоборот.
3. Соотношение языка и мышленияТаким образом, соотношение языка и мышления разнообразно и существенно: они находятся в единстве,

Слайд 274. Роль формальной логики в формировании логической культуры экономиста
Формальная логика

– важнейшая составляющая духовной культуры общества и личности. Ее достижения

используются при осмыслении различных областей человеческой деятельности, широко применяются в психологии и лингвистике, теории управления и педагогике, экономике и других науках. Разделы логики составляют теоретическую основу вычислительной математики, программирования, теории информации, а также методологическую основу познания и общения.

Вместе с тем существует обыденное мнение, принижающее значение логики. Некоторые люди считают, будто бы логическое знание несущественно, так как человек может мыслить правильно и без специальных знаний. Возражая против такого подхода, приведем ряд принципиальных соображений.

Люди способны мыслить логично, не зная логики и ее законов, подобно тому, как они могут правильно говорить, не зная правил грамматики. Это связано с тем, что мир, который отражается в нашем сознании, логичен сам по себе.
4. Роль формальной логики в формировании логической культуры экономистаФормальная логика – важнейшая составляющая духовной культуры общества и

Слайд 284. Роль формальной логики в формировании логической культуры экономиста
Следует избегать

традиционного заблуждения, которое проявляется в утверждении, что логика учит человека

мыслить.
Это не так. Мышление – такой же объективный процесс, как и дыхание, например. Поэтому любой нормальный человек может мыслить, не изучая логики.
Однако в сложных практических сферах, где мышление является инструментом профессиональной деятельности, для специалиста важно умение не просто мыслить, а правильно мыслить, точно так же, как в областях, в которых инструментом профессиональной деятельности является дыхание (плавание, бег, пение, ораторское искусство и т.п.), важно умение правильно дышать.
Формальная логика учит человека правильно мыслить, тем самым усиливая и развивая его мыслительные способности. Да и можно ли без логики ответить на вопрос: правильно или неправильно наше мышление? Научиться правильно мыслить можно только в процессе специальной подготовки – при последовательном и углубленном изучении науки логики.
В результате формируется логическая культура современного специалиста.
Стихийное логическое мышление становится управляемым логическим мышлением, если специалисту известны и применяются правила логики.
Сознательно использовать правила логики – значит мыслить более точно и гибко, лучше овладевать методами мышления и применять их.
Особенно это необходимо при получении выводного знания, истинность которого не обеспечивается стихийной правильностью рассуждения.
Такую процедуру экономистам приходится выполнять постоянно.
4. Роль формальной логики в формировании логической культуры экономистаСледует избегать традиционного заблуждения, которое проявляется в утверждении, что

Слайд 294. Роль формальной логики в формировании логической культуры экономиста
Во первых,

логическая форма оказывает большое влияние на содержание экономического мышления. Разнообразные

способы логического рассуждения обнаруживаются и в практике доказывания, и в составлении документов, в теоретическом анализе экономических процессов и явлений.

Во вторых, сами содержательно-нормативные характеристики экономического мышления во многом определяют особенности его логической формы. Оно протекает в тех же логических формах и подчинено тем же законам, что и познание в любой области знания.

Следует иметь в виду, что процедуры исследования в экономической сфере специфичны, потому что они строго и детально регламентированы социально-экономическими нормами. Правовая норма, например, устанавливает границы и правила экономической деятельности. Известный русский философ и правовед И.А. Ильин, обосновывая необходимость предметного логического и нормативного мышления, подчеркивал: «... вся сила логического комментирования должна быть направлена на то, чтобы иметь в виду, разуметь и отличать смысл, данный в законе, от всякого добавления, из каких бы благородных соображений оно ни проистекало».

Смысл и значение мышления, состоит в получении нового знания, в выявлении неизвестного, которое не дано человеку в непосредственном познании, но которое может быть установлено опосредованно путем определения соотношения между известными данными, их взаимозависимости или взаимовлияния.

Это связано с деятельностью человека, практическими задачами, решение которых требует установления сущности, закономерных связей действительности и конструирования на этой основе модели практического преодоления возникшей проблемной ситуации.
4. Роль формальной логики в формировании логической культуры экономистаВо первых, логическая форма оказывает большое влияние на содержание

Слайд 304. Роль формальной логики в формировании логической культуры экономиста
Логику считают

орудием постижения истины и незаменимым средством разоблачения лжи, заблуждения и

дезинформации.
Большое значение в этом процессе приобретают правила, или нормы, которые определяют правильность мышления. В этом смысле формальная логика является наукой нормативной, потому что она указывает те правила (нормы), которым мышление должно подчиняться.
Ее главное значение для человека состоит в том, что она усиливает его мыслительные способности и делает мышление более развитым и гибким. Важно также отметить, что мышление человека в его духовном мире распространяется не только на сознание, его уровни и формы, но и на мировоззрение, а также на качества личности.
В мышлении речь идет в первую очередь о культуре познавательного процесса, в котором культура мышления занимает основные позиции.

Содержание культуры познавательного процесса

4. Роль формальной логики в формировании логической культуры экономистаЛогику считают орудием постижения истины и незаменимым средством разоблачения

Слайд 314. Роль формальной логики в формировании логической культуры экономиста
Содержательную основу

формально-логической культуры мышления экономистов, которая образуется и развивается средствами формальной

логики, составляет знание следующих компонентов:
формально-логических принципов, служащих исходным пунктом не только познания собственно логической проблематики, но и реализации требований логики в экономической практике: принципа отражения действительности абстрактным мышлением, принципа познаваемости логических связей, принципа однозначности, принципа предметности и др.;
основных и неосновных формально-логических законов;
форм абстрактного мышления: понятий, суждений, умозаключений, гипотез, теорий и др.;
методов познания и выявления логических связей, имеющих формально-логическую природу: дедукции, индукции, аналогии, сравнения, анализа, синтеза и т.д.;
логических операций с формами мышления применительно к экономической деятельности;
правил оперирования формами и законами мышления;
средств, приемов и способов обеспечения доказательности и убедительности экономической теории и практики, профессиональной речи;
знание возможных логических ошибок преднамеренного (софистического) или непреднамеренного (паралогического) характера: «подмена тезиса», «мнимое следование», «после этого, значит по причине этого», «от сказанного с условием к сказанному безусловно», «поспешность обобщения» и их недопущение в мыслительной деятельности.
4. Роль формальной логики в формировании логической культуры экономистаСодержательную основу формально-логической культуры мышления экономистов, которая образуется и

Слайд 324. Роль формальной логики в формировании логической культуры экономиста

4. Роль формальной логики в формировании логической культуры экономиста

Слайд 334. Роль формальной логики в формировании логической культуры экономиста
Знание формальной

логики помогает экономисту:
1) Сознательно пользоваться исходными принципами правильного мышления, формировать

навыки четкого формулирования стройной и убедительной мысли, обеспечивать самостоятельность в ходе рассуждения, развивать и дисциплинировать умственные способности, совершенствовать формальный аппарат мышления;
2) Развивать логически стройную и аргументированную профессиональную речь, обеспечивать ее научную убедительность.
3) Понимать самому и объяснять другим сложные социально-политические и экономические явления и процессы, конкретные документы, актуальные ситуации, общественные причинно-следственные связи и т.д.
4) Вскрывать противоречия в полемике с оппонентами.
5) Опровергать необоснованные доводы своих оппонентов.
6) Разрабатывать тактику и стратегию организаций.
7) Составлять логически выдержанную структуру управления и организации производственных процессов.
8) Логически правильно составлять официальные документы: протоколы, акты, заключения, обзоры, приказы, директивы и т.п.
9) Принимать обоснованные решения по актуальным вопросам экономики и управления;
10) Предвидеть последствия своих и чужих высказываний, действий и поступков.
11) Вырабатывать умение защищать свои убеждения, использовать возможность логических средств в аргументированном отстаивании мировоззренческих позиций и методологических установок.
12) Преодолевать инертность, косность мышления, которая довольно часто не позволяет взглянуть на ситуацию без предвзятости и увидеть ее такой, какова она есть в реальности, и т.п.
4. Роль формальной логики в формировании логической культуры экономистаЗнание формальной логики помогает экономисту:1) Сознательно пользоваться исходными принципами

Слайд 344. Роль формальной логики в формировании логической культуры экономиста

Роль и

значение учебной дисциплины «Логика» состоит в развитии логического мышления современного

специалиста, в формировании способности четко мыслить, принимать правильное решение на основании анализа сложившейся ситуации, умении использовать весь арсенал логических знаний и способов убеждения.

Основная цель учебной дисциплины «Логика» заключается в формировании у студентов логической культуры принятия решений, ведения диалога с собеседниками и с аудиторией, а также логических навыков подготовки и обработки документации.

Содержание программы учебной дисциплины «Логика»:
► основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения, вопросно-ответные логические формы;
► основные и неосновные законы логического мышления;
► использование форм и законов мышления в устной и письменной аргументации;
► логическое доказательство и его роль в аргументационном процессе и формировании развитого мышления экономического специалиста.
4. Роль формальной логики в формировании логической культуры экономистаРоль и значение учебной дисциплины «Логика» состоит в развитии

Слайд 354.Роль формальной логики в формировании логической культуры экономиста
В результате освоения

дисциплины студент должен:

Иметь представления:
- об основных этапах развития логики и

ее состояния на современном этапе научного знания.
Знать:
- теоретический материал логики, способы решения логических задач, весь арсенал логических знаний и способов убеждения.
Уметь:
- использовать в практической работе логические операции с логическими формами;
- находить логические формы, законы в изучаемой по другим дисциплинам литературе, выявлять логическую структуру рассуждения авторов и давать им логическую оценку.
Владеть:
- навыками практической работы с логическими формами.
Иметь опыт (навык):
- корректного, логически грамотного ведения диспутов, полемики, дискуссий.
Уметь демонстрировать:
- умение эффективно вести диалоги, критически воспринимать аргументацию оппонентов, привычку и вкус к логически корректному поиску информации, построению аналитических справок, рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ.
4.Роль формальной логики в формировании логической культуры экономистаВ результате освоения дисциплины студент должен:Иметь представления:- об основных этапах

Слайд 364. Роль формальной логики в формировании логической культуры экономиста
Изучение дисциплины

«Логика» способствует формированию следующих общекультурных компетенций выпускника (ОК):

владение культурой мышления,

способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, владение высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).
4. Роль формальной логики в формировании логической культуры экономистаИзучение дисциплины «Логика» способствует формированию следующих общекультурных компетенций выпускника

Слайд 375. Основные этапы развития логики. Древний мир
Логика как самостоятельная наука

начинала формироваться в древних обществах Индии, Китая, Греции. На начальных

этапах ее развития в Древней Индии большое внимание уделялось теории умозаключения, которое отождествлялось с доказательством. В Древнем Китае большинство логических рассуждений было включено в трактаты, которые посвящались вопросам философии, этики, политики и естествознания.

Наиболее обстоятельно теоретические проблемы логики были разработаны и систематизированы в Древней Греции.

Одним из ее видных представителей был известный философ Демокрит (460-370 гг. до н.э.). Он считается создателем варианта логики, который был изложен в трактате «О логике, или Каноны», состоявшем из трех книг. Название «Каноны» означало «правила», «критерии». Свою логику Демокрит строил на эмпирической основе, поэтому он признается одним из основателей индуктивной логики.

Проблемами логики занимались также Сократ (около 470-399 гг. до н.э.) и его ученик Платон (427-348 гг. до н.э.).

Сократ, например, считал, что любой предмет может быть познан лишь в том случае, если его можно свести к общему понятию, и судить о нем необходимо на основе этого понятия.

Платон значительное место отводил в своих взглядах вопросам теории познания и логики. Он стремился обосновывать понятия, а затем осуществить деление понятия на его виды. Излюбленным логическим приемом Платона была дихотомия, т.е. изучение понятий А и не-А или В и не-В (например, торговля делится на государственную и негосударственную, есть люди добродетельные и недобродетельные).
5. Основные этапы развития логики. Древний мирЛогика как самостоятельная наука начинала формироваться в древних обществах Индии, Китая,

Слайд 385. Основные этапы развития логики. Древний мир

Одним из великих философов

Древней Греции был Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он дал

систематическое изложение логики как науки.
Аристотель обнаружил, что знания, каков бы ни был их источник, выражаются в языке. Чтобы их исследовать, нужно рассмотреть формальную, т.е. логическую структуру предложений и основных типов понятий, которые выражают и формулируют знания.
Оказалось, что при всем многообразии знаний можно выделить некоторое конечное число выражающих их формально-логических структур.
Аристотель впервые стал рассматривать научные знания как последовательность высказываний, связанных между собой логическими отношениями и выводимых друг из друга по правилам логики. В своих трудах «Первая аналитика» и «Вторая аналитика» он рассмотрел теорию силлогизма, определение и деление понятий, теорию доказательства. Впоследствии шесть его логических трактатов были объединены под общим наименованием «Органон».
Заслуга Аристотеля заключается также в том, что он открыл и сформулировал такие законы правильного мышления, как закон тождества, закон непротиворечия и закон исключенного третьего.
Аристотель впервые в истории античной философии занялся специальным изучением внутренней структуры человеческого мышления и стремился вывести логические формы из реального содержания мысли. Законы и правила логики, на его взгляд, не произвольны, а имеют объективную основу в отношениях предметного мира.
5. Основные этапы развития логики. Древний мирОдним из великих философов Древней Греции был Аристотель (384-322 гг. до

Слайд 395. Основные этапы развития логики. Средневековье и Возрождение
В средние века

(VI-XIV вв.) логика в значительной мере была подчинена интересам богословия.

В этот период теоретический поиск в логике развернулся вокруг проблемы объяснения природы общих понятий.
Так, представители реализма того периода, поддерживая взгляды Платона, утверждали, что общие понятия существуют реально вне единичных предметов, составляя некую сверхъестественную сущность последних. Подобной точки зрения придерживались, например, Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Фома Аквинский (1225-1274).
Представители же номинализма, напротив, полагали, что реально существуют только единичные предметы, а общие понятия – лишь имена, названия для них. Такой позиции придерживались Иоанн Росцелин (1050-1120), Уильям Оккам (1285-1349) и др. Однако в итоге этих схоластических споров как одна, так и другая сторона принижали роль логического знания.
Сирийский математик Аль-Фараби (870-950), прокомментировавший весь аристотелевский «Органон», считается основателем арабоязычной логики. Его идеи в области логики направлены на анализ научного мышления. Аль-Фараби выделял в логике две ступени: одна охватывает представления и понятия; другая – теорию суждений, выводов и доказательств.
Развивает логику в этот период известный таджикский мыслитель Ибн Сина (Авиценна) (980-1037). В работе «Логика» он стремился обобщить аристотелевскую силлогистику, установил зависимость между категорическими и условными суждениями.
В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) происходит активизация эмпирических тенденций в логике и методологии научного знания. В этот период происходит бурное развитие естественных наук, они сближаются с практикой. Ведущее место среди других наук начинает занимать математика и математические рассуждения.
5. Основные этапы развития логики.  Средневековье и ВозрождениеВ средние века (VI-XIV вв.) логика в значительной мере

Слайд 405. Основные этапы развития логики. Новое время
Успехи опытного естествознания конца

XVI и всего XVII веков характеризовались, прежде всего, развитием математики

и механики, теории земных и небесных тел. Ограниченность научного познания того времени привела к установлению метафизического взгляда на природу как на застывшую и неизменную систему. Метафизический способ мышления впоследствии сказался на понимании предмета формальной логики. Ее законам придали абсолютный характер, т.е. распространили их сферу действия не только на мышление, но и на окружающий человека природный мир.

В развитии логики в Новое время (XVII-XIX вв.) большую роль сыграл английский философ Ф. Бэкон (1561-1626). Он разработал основы индуктивной логики в своем труде «Новый Органон», который, по мысли автора, должен был заменить старый аристотелевский «Органон». Если прежние философы рассматривали логику только как средство проверки и обоснования истины, то Ф. Бэкон предложил использовать логику в качестве эффективного орудия для осуществления научных открытий. Задача логики, согласно взглядам Ф. Бэкона, состоит в обосновании индуктивных выводов, в которых рассуждения человека идут от частного знания к знанию общему. Он также обосновал индуктивные методы определения причинно-следственных связей между явлениями: 1) метод сходства, 2) метод различия, 3) соединенный метод сходства и различия, 4) метод сопутствующих изменений, 5) метод остатков.

Весомый вклад в развитие логики этого периода внесли французские исследователи, прежде всего Р. Декарт (1596-1650). Он сформулировал четыре основных правила любого научного исследования: 1) считать истинным лишь то, что познано, проверено и доказано, 2) расчленять сложное на простое; 3) восходить от простого к сложному, от более очевидного к менее очевидному; 4) исследовать предмет во всех деталях.

Последователи Декарта А. Арно и П. Николь в 1662 г. написали книгу «Логика, или Искусство мыслить», где обосновали задачу освобождения логики Аристотеля от внесенных в нее последующими представителями логической науки схоластических ошибок.
5. Основные этапы развития логики. Новое времяУспехи опытного естествознания конца XVI и всего XVII веков характеризовались, прежде

Слайд 415. Основные этапы развития логики. Кант и Гегель
Немалая заслуга в

развитии логики принадлежит представителям немецкой классической философии, особенно И. Канту

(1724-1804) и Г. Гегелю (1770-1831).

И. Кант выступил, в частности, против абсолютизации законов логики.
По взглядам И. Канта, логика представляет собой науку о необходимых законах, правилах рассудка вообще. Вот почему логика, по его мнению, должна изучать форму мышления в отрыве от его содержания (в «чистом виде»), т.е. независимо от объекта мышления.
Он утверждал, что логика отвлекается от всякого содержания, а следовательно, и от самих вещей.
Позитивным вкладом в логику является то, что немецкий ученый отличал логическое основание и логическое следствие от реальной причины и реального следствия.
Кант признавал также существование «чисто формальной» логики, которая имеет дело с «чистыми» формами мышления.

Обстоятельную критику взглядам И. Канта на сущность формальной логики дал Г. Гегель.
Свое отношение к этой науке как «метафизической» он строил, исходя из объективно-идеалистической идеи о тождестве законов мышления и бытия абсолютной идеи.
Критику законов формальной логики Г. Гегель дал во второй книге своей работы «Наука логики», в разделе «Учение о сущности».
По мнению Г. Гегеля, законы логики носят всеобщий характер, распространяются на все сферы действительности.
Однако такой универсальной логикой должна стать не формальная логика, а диалектика саморазвития, «инобытием» которого является внешний мир.
5. Основные этапы развития логики. Кант и ГегельНемалая заслуга в развитии логики принадлежит представителям немецкой классической философии,

Слайд 425. Основные этапы развития логики. Современность
Крупными русскими исследователями в области

логики были М.И. Каринский (1840-1917) и Л.В. Рутковский (1859-1920).

Так,

М.И. Каринский внес значительный вклад в разработку классификации умозаключений. Основной замысел его логической теории характеризуется стремлением построить аксиоматико-дедуктивную систему логики, исходя из основного отношения равенства (т.е. «тождества»), описать в ней дедуктивные и индуктивные умозаключения.
Л.В. Рутковский – автор труда «Основные типы умозаключений» (1888). Если М.И. Каринский строил теорию выводов, используя лишь отношения тождества, то Л.В. Рутковский считал возможным признать равноправными с отношениями тождества и отношения сходства, сосуществования и др.

С начала XX столетия формальная логика получает дальнейшее развитие. Возникла математическая логика, применившая метод математической формализации и специальный аппарат символов к определенному кругу логических операций. Представляют математическую логику Г. Фреге (1848-1925), Б. Рассел (1872-1970), Б. Аккерман (1896-1962) и другие мыслители.

Формализация и предельное абстрагирование от конкретного содержания высказываний позволили решить ряд трудных логических задач в области математики и нашли применение в электронно-вычислительной технике, теории программирования и т.д. Значительный вклад в разработку современной математической логики внесли отечественные ученые-математики: А.П. Колмогоров, А.А. Марков, П.С. Новиков, М.В. Келдыш и др.
Однако математическая логика не охватывает всех проблем естественной логики мышления. За формальной традиционной логикой остается ее познавательная функция и методологическая роль как науки о законах и формах правильной мысли, ведущей к утверждению истины.
5. Основные этапы развития логики. СовременностьКрупными русскими исследователями в области логики были М.И. Каринский (1840-1917) и Л.В.

Слайд 43Заключение
Содержательную основу формально-логической культуры мышления экономистов, которая образуется и

развивается средствами формальной логики, составляет знание следующих компонентов:
формально-логических принципов, служащих

исходным пунктом не только познания собственно логической проблематики, но и реализации требований логики в экономической практике: принципа отражения действительности абстрактным мышлением, принципа познаваемости логических связей, принципа однозначности, принципа предметности и др.;
основных и неосновных формально-логических законов;
форм абстрактного мышления: понятий, суждений, умозаключений, гипотез, теорий и др.;
методов познания и выявления логических связей, имеющих формально-логическую природу: дедукции, индукции, аналогии, сравнения, анализа, синтеза и т.д.;
логических операций с формами мышления применительно к экономической деятельности;
правил оперирования формами и законами мышления;
средств, приемов и способов обеспечения доказательности и убедительности экономической теории и практики, профессиональной речи;
знание возможных логических ошибок преднамеренного (софистического) или непреднамеренного (паралогического) характера: «подмена тезиса», «мнимое следование», «после этого, значит по причине этого», «от сказанного с условием к сказанному безусловно», «поспешность обобщения» и их недопущение в мыслительной деятельности.
Заключение Содержательную основу формально-логической культуры мышления экономистов, которая образуется и развивается средствами формальной логики, составляет знание следующих

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика