Разделы презентаций


Философия Просвещения в XVIII в. Философия Просвещения во Франции. Философия

Содержание

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления: - деистическое;- атеистическо-материалистическое;- утопическо-социалистическое.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Философия Просвещения в XVIII в.
Философия Просвещения во Франции.
Философия Просвещения

в России.

Философия Просвещения в XVIII в.Философия Просвещения во Франции. Философия Просвещения в России.

Слайд 2 В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:
- деистическое;
-

атеистическо-материалистическое;
- утопическо-социалистическое.

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления: - деистическое;- атеистическо-материалистическое;- утопическо-социалистическое.

Слайд 3Деизм - направление в философии, сторонники которого:
отвергали идею личного Бога;
не

соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);
видели в Боге первоначало,

причину всего сущего (но не более);
отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.
К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо.
Деизм - направление в философии, сторонники которого:отвергали идею личного Бога;не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);видели

Слайд 4Другим направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое.
Атеисты отвергали саму идею

существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека

с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.
Представителями атеистическо-материалистической философии были Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
Другим направлением философии французского Просвещения было  атеистическо-материалистическое.Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли

Слайд 5Утопическо-социалистическое направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в

середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой

французской революции 1789 - 1794 гг. и после ее завершения.

Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
К числу французских социалистов-утопистов принадлежали Оуэн, Сен-Симон.

Утопическо-социалистическое направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило

Слайд 6Понятие «материи»
материя – это то, что находится вне нас и

вызывает ощущения;
существенный атрибут материи – движение;
движение – перемещение материальных тел

в пространстве и движение частиц внутри тел;
движущая сила, внутреннее присуща любому телу, даже когда оно покоится (Ламетри);
все явления природы сводимы к разным формам движения материальных частиц, который образуют вечную природу (Гольбах);
понятие материи отождествили с понятием вещества.

Понятие «материи»материя – это то, что находится вне нас и вызывает ощущения;существенный атрибут материи – движение;движение –

Слайд 7Материализм - направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного)

начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий

мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук. Не уяснив диалектического взаимодействия необходимости и свободы, французские материалисты вынуждены были прийти к выводу о том, что никакой свободы нет и быть не может, поскольку в мире господствует только необходимость.
Материализм - направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира

Слайд 8Вольтер (Аруэ) Франсуа (1694 - 1778)
страстно выступал против религии, особенно

католицизма;
считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего;
в отношении

познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;
склонялся к признанию детерминированности естественных и общественных явлений;
человек является разумным животным, обладающим интеллектом;
Вольтер (Аруэ) Франсуа (1694 - 1778)страстно выступал против религии, особенно католицизма;считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом

Слайд 9выдвинул идею «просвещенного абсолютизма», а также вел переписку с рядом

«просвещенных» монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II)

и давал практические рекомендации по обустройству государства;
выступал за свободы печати, слова, совести;
требовал равенства перед законом;
считал неизбежным социальное неравенство: просвещенье не для портных и сапожников.

выдвинул идею «просвещенного абсолютизма», а также вел переписку с рядом «просвещенных» монархов (в числе которых была императрица

Слайд 10ввел термин «философия истории», под которым понимал прогрессивное развитие человечества;


исторический прогресс связывал с развитием и распространением идей, творчеством передовых

мыслителей;
отмечал немаловажную роль просвещенных монархов в истории;
важную роль в обществе он отводил торговле, науке, технике, росту народонаселения.

ввел термин «философия истории», под которым понимал прогрессивное развитие человечества; исторический прогресс связывал с развитием и распространением

Слайд 11Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755)

видел влияние климата и

географии на устройство общества (южные страны с жарким климатом обычно

тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом - к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот);
Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) видел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны с

Слайд 12Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества,

философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство современных

демократических государств:

идея приоритета (верховенство) закона;
идея «разделения властей» на законодательную, исполнительную и судебную.

Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых

Слайд 13Жан Жак Руссо (1712 - 1778)
Основное внимание уделял социально-политической

философии, выступал с позиций революционной демократии.
Причины неравенства он усматривал

в возникновении частной собственности при переходе от «естественного состояния» к «гражданскому обществу».
Жан Жак Руссо (1712 - 1778) Основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии. Причины

Слайд 14Основные положения философии Руссо:
выступал против религии как таковой,

против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации

религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии – «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т. д.;
выступал против «цивилизации неравенства», показывая, что её плоды недоступны для «третьего сословия».
Основные положения философии Руссо: выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в

Слайд 15был сторонником эмпирического (опытного) познания;
обосновал право народа на восстание (угнетенное,

лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство

и властителя и создать общество по собственному усмотрению);
разрешение противоречий существующей цивилизации Руссо усматривал главным образом в применении новых методов обучения. В знаменитом трактате «Эмиль, или о воспитании» он показывает процесс развития личности, свободной от всякого насилия.

был сторонником эмпирического (опытного) познания;обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право

Слайд 16 Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и

во время Великой французской революции.
Ее видными представителями являлись Ламетри, Дидро,

Гельвеций, Гольбах.
Французский материализм данного периода – это механистический материализм.
Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции.		Ее видными представителями

Слайд 17Поль Анри Тири Гольбах (1723 – 1789)
Наиболее полно учение

о материи и движении дано в его работе « Система

природы», которую современники называли библией материализма.
материя есть причина всего и самой себя;
вне движения невозможно представить её существование;
все явления природы сводимы к различным формам движения материальных частиц, которые в своей совокупности образуют вечную природу.
Поль Анри Тири Гольбах (1723 – 1789) 		Наиболее полно учение о материи и движении дано в его

Слайд 18Жюльен Офре де Ламетри (1709 – 1751)

Подчеркивал, что способность

вызывать движение – неотъемлемый атрибут материи. В ней всегда заключена

движущая сила, внутренне присущая любому телу, даже когда оно покоится.
Жюльен Офре де Ламетри (1709 – 1751) 		Подчеркивал, что способность вызывать движение – неотъемлемый атрибут материи. В

Слайд 19Дени Дидро (1713 – 1784)

Называя движение существенным свойством материи,

он считал, что абсолютный покой есть абстрактное понятие, которое в

природе не существует. Движение есть такое же реальное свойство, как длина, ширина, глубина.
Дени Дидро (1713 – 1784) 		Называя движение существенным свойством материи, он считал, что абсолютный покой есть абстрактное

Слайд 20


Французские материалисты понятие материи отождествляли с понятием вещества и утверждали,

что все материальные тела состоят из неизменных и неделимых атомов

и молекул.

Французские материалисты понятие материи отождествляли с понятием вещества и утверждали, что все материальные тела состоят из неизменных

Слайд 21 В учении о познании (гносеологии) французские материалисты последовательно развивали сенсуализм.

Источником знаний они считали ощущения, возникающие в результате воздействия внешних

материальных тел на органы чувств человека.
Духовную деятельность – воображение, желание, мышление они обычно выводили из ощущений.
В учении о познании (гносеологии) французские материалисты последовательно развивали сенсуализм. Источником знаний они считали ощущения, возникающие в

Слайд 22 Понимая познание как отражение внешнего мира в мозгу человека, французские

материалисты разработали учение об истине.
Истина – это связь наших

идей и понятий, которая соответствует связи вещей.
Однако они не сумели раскрыть познание в его историческом развитии, хотя и делали попытки в этом направлении. К тому же, в учении о познании человек выступал у них как пассивный созерцатель.
Поэтому их материализм имеет созерцательный, пассивный характер.
Понимая познание как отражение внешнего мира в мозгу человека, французские материалисты разработали учение об истине. 		Истина –

Слайд 23 В учении об обществе французские материалисты исходили из понятий «человеческая

природа» и «естественный человек», основой жизнедеятельности которого являются потребности и

интересы.
Первичные потребности – это еда, одежда, жилище и т.п., вторичные – гордость, зависть, честолюбие, скупость и т.п.
«Закон интереса» находит свое выражение в «разумном эгоизме».
В учении об обществе французские материалисты исходили из понятий «человеческая природа» и «естественный человек», основой жизнедеятельности которого

Слайд 24 Французские материалисты стремились прежде всего дать философское обоснование атеизма.
Если

в мире нет ничего, кроме материи, находящейся в непрерывном движении,

которое есть ее неотъемлемый атрибут, то не останется места ни для бога, ни для бессмертия души.
Французские материалисты стремились прежде всего дать философское обоснование атеизма. 		Если в мире нет ничего, кроме материи, находящейся

Слайд 25Клод Анри де Сен-Симон (1760 - 1825)
В качестве лучшего Сен-Симон видел

так называемое «промышленное общество», которое будет построено по иерархическому принципу,

причем критерием нахождения на той или иной ступени социальной лестницы будут исключительно способности человека (так называемая «иерархия способностей»).
Клод Анри де Сен-Симон  (1760 - 1825) 		В качестве лучшего Сен-Симон видел так называемое «промышленное общество», которое будет

Слайд 26
2. Философия Просвещения в России.

2. Философия Просвещения в России.

Слайд 27Особенности русского Просвещения:
было инициировано сверху. Русская императрица Екатерина Великая, воодушевленная

просветительским движением во Франции, поощряла и направляла просветительскую деятельность и

в своей стране;
не носило атеистического характера, не содержало принципиальной критики религии и церкви;
выразителями его идей была не зарождавшаяся буржуазия, как на Западе, а дворянство, которое стояло на защите самодержавия;
не затронуло народные массы, а ограничилось просвещением привилегированных слоев.
в России не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но, напротив, они были встречены крайне настороженно.
Особенности русского Просвещения:было инициировано сверху. Русская императрица Екатерина Великая, воодушевленная просветительским движением во Франции, поощряла и направляла

Слайд 28Ломоносов Михаил Васильевич (1711 - 1765)
основатель материалистической традиции в

русской философии;
сторонник механистического материализма;
обосновывал тезис о единстве эмпирических и теоретических

исследований;
значительное внимание проблемам логики, которую он ставил в связь с риторикой;
уделяется большая роль этике, морали, нравственности.
Ломоносов Михаил Васильевич (1711 - 1765) основатель материалистической традиции в русской философии;сторонник механистического материализма;обосновывал тезис о единстве

Слайд 29Из письма фавориту императрицы Елизаветы Петровны, меценату графу В.В.Шувалову (1

ноября 1761 года)
«…полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского

народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей»;
выступал против обычая неравенство в супружестве: «где любви нет, ненадежно и плодородие»;
«по нужде и четвертый и пятый брак должен быть дозволен»;
запрет на принятие монашеского чина мужчинам до 50 лет, а женщинам до 45;


Из письма фавориту императрицы Елизаветы Петровны, меценату графу В.В.Шувалову  (1 ноября 1761 года)«…полагаю самым главным делом:

Слайд 30крестить детей только в теплой воде: «…упрямых попов, кои хотят

насильно крестить холодною водою, почитаю я палачами…»;
перенести пост на лето:

«Расположите, как разумные люди, по вашему климату, употребите на пост другое способнейшее время…».

крестить детей только в теплой воде: «…упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодною водою, почитаю я палачами…»;перенести

Слайд 31Радищев Александр Николаевич (1749 -1802)
критикует крепостное право и самодержавие;
приходит

к выводу, что самодержавие не способно облегчить положение народа;
выдвигает идеи

о необходимости революционного просвещения народа;
показывает зависимость духовной жизни человека от тела и приходит к выводу, что смерть тела неминуемо влечет смерть души (материалистическая традиция);
считает, что человек - верхняя ступень лестницы совершенствования живых существ. Он отличается творческим характером своей природы, тем, что сам себя создает.
Радищев Александр Николаевич (1749 -1802) критикует крепостное право и самодержавие;приходит к выводу, что самодержавие не способно облегчить

Слайд 32Историческое значение идей Просвещения:
Идеи Просвещения имели колоссальное значение в организации

общественной жизни. Философы Просвещения сформулировали те основополагающие принципы, которые до

сих пор лежат в основе современных цивилизованных обществ.
Это принципы:
суверенитета народа, общественного договора, разделения властей;
участия всех граждан в осуществлении власти и основных прав и свобод человека.
Историческое значение идей Просвещения:		Идеи Просвещения имели колоссальное значение в организации общественной жизни. 	Философы Просвещения сформулировали те основополагающие

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика