Слайд 1ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
1. Содержание финансового контроля
2. Отрасли, виды, формы и методы
финансового контроля
3. Органы финансового контроля, их задачи
и полномочия
Слайд 21.Содержание финансового контроля Финансовый контроль
Представляет собой деятельность субъектов
управления, направленную на выявление отклонений от принятых норм финансового права,
от запланированных параметров финансовых планов в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, а также на принятие мер по устранению выявленных нарушений и отклонений.
Слайд 3ЦЕЛЬ
своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой
политики на макро- и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие
своевременных мер по их устранению (предотвращению) и недопущению.
Слайд 6ОТРАСЛЬ И ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
государственный
(муниципальный)
финансовый
контроль
бюджетный
внебюджетный
налоговый
таможенный
денежно-кредитный
страховой
инвестиционный
Слайд 7ОТРАСЛЬ И ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
негосударственный
финансовый
контроль
аудиторский
внутрихозяйственный
общественный
Слайд 8ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
предварительный
текущий (оперативный)
последующий
внешний
внутренний
камеральный
выездной
Слайд 9ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ
Слайд 10ОБЪЕКТЫ
органы власти, организации и физические лица, деятельность которых подлежит контролю
со стороны контролирующих органов и лиц;
Слайд 11ПРЕДМЕТ
количественные и качественные показатели, характеризующие входящие и исходящие потоки финансовых
ресурсов на макро- и микроуровне.
Слайд 13МЕТОДЫ
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
представляют собой конкретные способы проведения контрольных действий
надзор
мониторинг
обследование
проверка
ревизия
Слайд 14 СТАНДАРТЫ
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
это утвержденная уполномоченными органами совокупность правил и
норм осуществления контрольной деятельности, разъясняющие способы и приемы осуществления контрольных
процедур.
Слайд 15ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И МЕРЫ
ВОЗДЕЙСТВИЯ
Ответственность субъектов контроля реализуется через систему мер воздействия
(предупреждения и принуждения) в виде финансовых санкций, лишения или ограничения
права заниматься профессиональной деятельностью, лишения физических лиц свободы, снятия работников с должности, ареста имущества и др.
Слайд 16ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
законность
объективность
независимость
прозрачность
разграничение функций и
полномочий
Слайд 17ЭТАПЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
планирование
проведение контроля
оценка и систематизация результатов контроля и
принятие по ним решений
исполнение результатов контроля и решений
Слайд 182. Отрасли, виды, формы и методы финансового
контроля
Слайд 19ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ФИНАНСОВОЙ КОНТРОЛЬ
КЛАССИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
В зависимости от институциональной
структуры публичной власти
финансовый контроль, осуществляемый: органами законодатель-ной (представительной) власти;
главой
государства (субъекта федерации, муниципального образования);
органами исполнитель-ной власти.
Слайд 20КЛАССИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
В зависимости от уровня публичной власти
федеральный
региональный
муниципальный
Слайд 21КЛАССИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
В зависимости от объекта финансового контроля
денежно-кредитный
валютный
бюджетный, в
т.ч.(налоговый, таможенный, внебюджетный)
страховой
банковский
антимонопольный
Слайд 22ВИДЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
аудиторский
внутрихозяйственный
общественный
Слайд 23АУДИТОРСКИЙ КОНТРОЛЬ
представляет собой контрольную дея-тельность, осуществляемую аудиторскими организациями
или отдельными аудиторами путем проведения независимых проверок отражения фактов финансово-хозяйственной
деятельности в бухгалтерском учете и составления финансовой отчетности организациями.
Слайд 24ЦЕЛИ АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ
составление независимого квалифицированного мнения о правильности и законности
совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность субъекта и ее конечные
результаты, и о достоверности его финансовой (бухгалтерской) отчетности.
разработка рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности.
Слайд 27ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
контрольные действия осуществляют работники хозяйствующего субъекта.
отсутствует единая
нормативно-правовая база контрольной деятельности.
контрольная деятельность имеет постоянный характер.
Слайд 28ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель – защита финансовых интересов граждан.
Слайд 29ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
предварительный
текущий (оперативный)
последующий
внешний
внутренний
камеральный
выездной
Слайд 30КЛАССИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
ФОРМ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
от времени проведения контрольных действий: предварительный, текущий
и последующий контроль.
места проведения контрольных действий: камеральный и выездной контроль.
отношения
друг к другу контролирующего и контролируемого субъектов: внешний и внутренний контроль.
Слайд 31КЛАССИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
ФОРМ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
полноты и масштаба охвата объектов контрольными действиями:
сплошной и выборочный (комплексный и тематический контроль).
периодичности проведения контроль-ных действий:
систематический, периодический и разовый контроль.
Слайд 32МЕТОДЫ
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
проверка
ревизия
обследование
надзор
мониторинг
учет налогоплательщиков и
объектов налогообложения
Слайд 33ФИНАНСОВЫЕ ПРОВЕРКИ
представляют собой разовые или систематические
контрольные действия в виде проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и
налоговых расчетов, соблюдения законности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Слайд 35РЕВИЗИЯ
комплекс разновидностей проверок (документальных (инвентаризационных)) финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта
и действий его должностных лиц.
Слайд 37ОБСЛЕДОВАНИЕ
представляет собой контрольную деятельность по сбору, обработке и анализу финансовой
информации с целью определения целесообразности проведения проверки.
Слайд 38НАДЗОР
представляющий собой совокупность контрольных действий в виде периодического наблюдения за
соблюдением организациями условий осуществления лицензируемых видов деятельности.
Слайд 39МОНИТОРИНГ
представляет собой совокупность действий, приемов и способов постоянного, систематического наблюдения
за финансовой деятельностью или отдельными финансовыми операциями с целью определения
текущих изменений и оперативного выявления слабых мест.
Слайд 403. Органы финансового контроля, их задачи и полномочия
Слайд 41Органы государственного финансового контроля законодательной (представительной) власти
Счетная палата РФ
Счетные
палаты субъектов РФ
Слайд 42 Счетная палата РФ
осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества,
в том числе:
контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов;
оценку эффективности
и результативности расходования государственных средств, использования федеральной собственности и имущества;
оперативный контроль исполнения федерального бюджета;
проводит комплексные ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, обследование бюджетного процесса и т.д.
Слайд 43Органы государственного финансового контроля исполнительной власти
Контрольное управление Президента РФ
Министерство финансов
РФ (надзорные органы)
Федеральная служба по финансовым рынкам
Федеральная служба по финансовому
мониторингу
Федеральная таможенная служба
Слайд 44Контрольное управление Президента РФ
осуществляет контроль (включая проверки) исполнения федеральными органами
исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ,
его указов и распоряжений,
контроль реализации Бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию.
Слайд 45Министерство финансов РФ
разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государственного
финансового контроля;
осуществляет общее руководство, координацию и контроль входящих в
его структур: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федерального казначейства.
Слайд 46Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения
осуществляют налоговый контроль, в
т.ч.
контроль соблюдения налогового законодательства;
учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества;
камеральные
и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов;
разрабатывает и контролирует реализацию налоговой политики РФ;
осуществляет контроль выполнения плановых налоговых назначений (плана сбора налоговых платежей) и собираемости налогов по стране в целом и через свои территориальные управления.
Слайд 47Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
выполняет функции по надзору и контролю в
финансово-бюджетной сфере и в области валютных отношений, в т.ч.
осуществляет
проверки и ревизии законности и эффективности использования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и имущества;
надзор за соблюдением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органов публичной власти;
проводит контроль валютных операций (за исключением операций, проводимых кредитными организациями и валютными биржами) и соблюдения норм валютного регулирования и контроля;
формирует единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и др.
Слайд 48Федеральное казначейство
исполнение федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
кассовое обслуживание территориальных
бюджетов;
осуществляет предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей,
распорядителей и получателей бюджетных средств других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;
право приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств.
Слайд 49Главные распорядители и распорядители бюджетных средств
осуществляют контроль целевого использования средств,
своевременного возврата бюджетных кредитов и предоставления отчетности об использовании бюджетных
средств бюджетополучателями.
выступают инициаторами проведения финансовых проверок подведомственных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Слайд 50Федеральная служба по финансовым рынкам
осуществляет контроль и надзор за деятельностью
профессиональных участников рынка ценных бумаг в процессе выдачи, продления или
отзыва лицензий, в т.ч.
контроль соблюдения участниками рынка специального законодательства (о ценных бумагах, операциях с ними, деятельности участников фондового рынка и т.д.),
надзор за соблюдением установленных правил торговли ценными бумагами, требований, норм и нормативов к капиталу, страховым резервам, уровню страхового риска и т.д.;
мониторинг финансовой устойчивости и платежеспособности профессиональных участников рынка ценных бумаг и др.
Слайд 51Федеральная служба по финансовому мониторингу
занимается надзором за выполнением организациями и
физическими лицами законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма;
отслеживанием крупных единовременных расходов населения с целью противодействия коррупции и терроризму.
Мониторингу подлежат крупные банковские операции и покупки граждан, их операции с недвижимостью и другим ценным имуществом на сумму более 600 тыс. руб.
Слайд 52Федеральная таможенная служба
осуществляет проведение таможенного контроля, в т.ч.
контроль исполнения таможенного
законодатель-ства;
контроль перемещения товаров, транспортных средств и валюты через таможенную границу
РФ;
контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ (НДС и акцизов).
Слайд 53Органы негосударственного финансового контроля
профессиональные аудиторские организации (фирмы, компании)
индивидуальные аудиторы, функционирующие
без образования юридического лица.
Слайд 54Органами внутрихозяйственного финансового контроля
органы управления субъекта хозяйствования (дирекция, совет директоров
и т.д.)
администрация организации
специализированные контролирующие службы, отделы или работники (например, отделы
внутреннего контроля или аудита)
ревизионные комиссии (являются обязательными для акционерных обществ и некоторых некоммерческих организаций.
Слайд 55Органы общественного контроля
Общественная палата РФ
отраслевые профессиональные союзы
попечительские советы (например, в
сфере образования)
Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений
и др.
Слайд 56
Направления развития системы финансового контроля
В области государственного финансового контроля:
совершенствование законодательной
и нормативно-правовой базы;
разработка результативной оценки эффективности деятельности контролирующих органов и
ее увязка с системой оплаты труда их работников;
создание и внедрение системы контроля результативности государственных доходов и расходов:
четкое определение и правовое закрепление оснований, по которым трактуется нецелевое использование государственных средств.
Слайд 57обеспечение результативности методов финансового контроля;
исключение дублирования в деятельности различных органов
государственного контроля;
использование современных информационных технологий в системе налогового контроля;
завершение перевода
исполнения внебюджетных фондов РФ через органы Федерального казначейства.
Слайд 58В области негосударственного финансового контроля:
освоение аудиторскими организациями новых контрольных технологий;
расширение
контрольных полномочий аудиторских организаций, а также перечня объектов аудиторских проверок;
создание
полноценной системы внутрихозяйст-венного финансового контроля в организациях, разработка и законодательное закрепление его основ (форм, методов и т.д.);
Слайд 59встройка внутреннего контроля в систему общественного финансового контроля;
создание условий для
формирования действительно независимых профсоюзов;
обеспечение гласности результатов общественного финансового контроля и
доступа его органов к государственным информационным ресурсам.