Разделы презентаций


Физиология ЦНС. Курс лекций для студентов дневного отделения ф-та психологии

Содержание

Физиология ЦНС. Курс лекций для студентов

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Физиология ЦНС.

Курс лекций для студентов
дневного отделения
ф-та психологии МГУ
Лектор: проф. Дубынин В.А.

Лекция 2. Химический состав живых организмов.
Структура и разнообразие белков.
Внутреннее строение нейронов.
Потенциал покоя нервных клеток.
Физиология ЦНС.

Слайд 2

Физиология ЦНС.

Курс лекций для студентов
дневного отделения
ф-та психологии МГУ
Лектор: проф. Дубынин В.А.

Лекция 2. Химический состав живых организмов.
Структура и разнообразие белков.
Внутреннее строение нейронов.
Потенциал покоя нервных клеток.
Физиология ЦНС.

Слайд 3Н2О – вода:
65-70% массы
тела человека,
«универсальный
растворитель»
Минеральные соли:
при растворении в

воде образуют ионы
(переносчики зарядов в
биоэлектрических процессах):
NaCl  Na+

+ Cl-

Na+ и Са2+ – активирующее действие на нервную систему
К + и Cl- – участвуют в торможении нервных клеток

Н2О – вода:65-70% массы тела человека,«универсальный растворитель»Минеральные соли:при растворении в воде образуют ионы (переносчики зарядов в биоэлектрических

Слайд 4Моносахариды:
глюкоза
(С6Н12О6)
(энергетическая
функция; 0.1% в
плазме крови)
фруктоза
рибоза
Полисахариды:
крахмал
целлюлоза
гликоген
(запасающая
функция)
УГЛЕВОДЫ:

Моносахариды:глюкоза(С6Н12О6)(энергетическаяфункция; 0.1% вплазме крови)фруктозарибозаПолисахариды:крахмалцеллюлозагликоген(запасающаяфункция)УГЛЕВОДЫ:

Слайд 5Липиды:
глицерин
+
три остатка-«угле-
водородных хвоста»
жирных кислот

Липиды:глицерин+ три остатка-«угле-водородных хвоста»жирных кислот

Слайд 6Фосфолипиды:
глицерин
+ два углеводо-родных хвоста
+ фосфорная к-та
В водном растворе
липиды и фосфолипиды


образуют капли и
двуслойные пленки.
Такие пленки – основа всех

биологических
мембран (строительная
функция + энерге-
тическая и запасающая).
Фосфолипиды:глицерин+ два углеводо-родных хвоста+ фосфорная к-таВ водном растворелипиды и фосфолипиды образуют капли и двуслойные пленки. Такие пленки

Слайд 7Белки: состоят из мономеров – аминокислот (а/к). Каждая а/к имеет

аминогруппу (-NH2), кислот-
ную группу (-COOH), радикал (R).
Всего в состав

белков входят 20 типов а/к;
они различаются лишь хим. структурой R.

Полимеризация а/к с образованием белка происходит за счет связывания СООН- предыдущей а/к с NH2- сле-дующей а/к (пептидная связь).

Итоговая цепь а/к – первичная структура белка. Радикалы не принимают участия в ее формировании. Средняя длина белков. молекулы – 300-700 а/к. У каждого белка – своя уникальная первичная структура.

Белки: состоят из мономеров – аминокислот (а/к). Каждая а/к имеет аминогруппу (-NH2), кислот-ную группу (-COOH), радикал (R).

Слайд 8Следующий этап: образование вторичной структуры белка.

Она формируется за счет присутствия

на аминогруппах довольно большого положительного заряда, на кислотных группах –

отрицательного заряда.

Взаимное притяжение таких (+) и (–) ведет к укладке белковой цепи в спи-раль (на каждом витке примерно 3 а/к; радикалы в этом вновь не участвуют).

Следующий этап: образование вторичной структуры белка.Она формируется за счет присутствия на аминогруппах довольно большого положительного заряда, на

Слайд 9Третичная структура белка –
белковый клубок, формируется
за счет взаимодействия
радикалов

(и, следовательно,
зависит от первичной структуры).
Взаимодействие радикалов может происходить благодаря:

образованию

ковалентной химической связи

притяжению неравномерно заряженных областей

контакту углеводородных участков (как в случае «хвостов» липидных молекул) и др.
Третичная структура белка – белковый клубок, формируется за счет взаимодействиярадикалов (и, следовательно,зависит от первичной структуры).Взаимодействие радикалов может

Слайд 10Третичная структура
(белковый клубок),
как правило, имеет
ямку («активный центр»). Здесь происходит

захват
молекулы-мишени
(«лиганда») по принципу «ключ-замок».
После этого белок способен выполнить с


лигандом те или иные операции.

Тип операции с лигандом = тип белка.

Третичная структура (белковый клубок),как правило, имеетямку («активный центр»). Здесь происходит захватмолекулы-мишени («лиганда») по принципу «ключ-замок».После этого белок

Слайд 123
Постоянно открытый
белок-канал: похож на цилиндр с отверстием; встроен в

мембрану клетки; через него может идти диффузия (как правило, строго

определенных мелких частиц – молекул Н2О, ионов К+, Na+ и др.).

Диффузия – движение частиц среды из области с высокой концентрацией в область с низкой концентрацией;
чем больше разность концентраций, тем
интенсивнее диффузия.

3Постоянно открытый белок-канал: похож на цилиндр с отверстием; встроен в мембрану клетки; через него может идти диффузия

Слайд 13Белок-канал со створкой: также встроен
в мембрану клетки; его отверстие перекрыто

петлей-створкой, («канал закрыт»). Створка при определенных условиях может открываться, «разрешая»

диффузию
(условия открытия: появление определенных химических веществ, электрические воздействия и др.).
Белок-канал со створкой: также встроенв мембрану клетки; его отверстие перекрыто петлей-створкой, («канал закрыт»). Створка при определенных условиях

Слайд 14Белок-насос:

1. «Чаша» белка встроена в мемб-рану клетки и открыта,

напри-мер, в сторону внешней среды;
происходит при-соединение лиганда.

Белок-насос: 1. «Чаша» белка встроена в мемб-рану клетки и открыта, напри-мер, в сторону внешней среды;происходит при-соединение лиганда.

Слайд 15Белки-рецепторы:

Встроены в мембрану клетки и выполняют информационную функцию. Лиганд

в этом случае – сигнал об определенном событии во внешней

(межклеточной) среде.

После присоединения лиганда рецептор запускает реакцию клетки, влияя на ферменты, насосы, ионные каналы и т.п.
Белки-рецепторы: Встроены в мембрану клетки и выполняют информационную функцию. Лиганд в этом случае – сигнал об определенном

Слайд 16Другие типы белков:

защитные белки (белки-антитела; захватывают лиганды-антигены – вредные

чужеродные вещества)

двигательные белки (актин и миозин; за счет их взаимодействия

происходит сокращение мышечных клеток)

строительные белки (коллаген – белок межклеточного вещества соединительной ткани; кератин – волосы и ногти)

запасающие белки (казеины молока, глютены пшеницы и др.)

антиген

анти-
тело

сеть молекул
коллагена

Другие типы белков: защитные белки (белки-антитела; захватывают лиганды-антигены – вредные чужеродные вещества)двигательные белки (актин и миозин; за

Слайд 17Нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК).

ДНК несет генетическую информацию и передает

ее потомству.

Передача потомству = репликация ДНК (размножение на молекулярном уровне).

Генетическая

информация = информация о первичной структуре белков.

Ген – фрагмент молекулы ДНК, несущий информацию о структуре определенного белка. Всего ДНК человека (23 молекулы) содержит около 20 тыс. генов. Каждая молекула ДНК (хромосома) в обычных клетках присутствует в двух экземплярах: отцовском и материнском.

РНК выполняет вспомогательную функцию, обеспечивая превращение генетической инфор-мации в конкретные белки (и-РНК – связующее звено между ДНК и рибосомами).

Нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК).ДНК несет генетическую информацию и передает ее потомству.Передача потомству = репликация ДНК (размножение

Слайд 19
Внутреннее строе-ние клеток.

2. Ядро: место хранения и репликации ДНК, образования

РНК.
и-РНК (копия того или иного гена), выходя из ядра,

вступает в контакт с рибосомами, управляя сборкой соответствующ. белка.

3. Рибосомы: комплекс РНК и белков-ферментов; здесь идет синтез белка по «инструкции» и-РНК; в нейронах очень много рибосом (признак чрезвычайно активного обмена веществ).

4. Эндоплазматическая сеть (ретикулум): ЭПС – система тонких разветвленных мембранных каналов, пронизывающая всю цитоплазму; транспортная функция.

Внутреннее строе-ние клеток.2. Ядро: место хранения и репликации ДНК, образования РНК. и-РНК (копия того или иного гена),

Слайд 205. Комплекс Гольджи: система плоских мемб-ранных цистерн; здесь происходит накопление

веществ и их упаковка в пузырьки-везикулы («почкование» везикул).
везикула
Далее везикулы

направля-ются к клеточной мембра-не и сливаются с нею. В результате происходит выброс (экзоцитоз) содержимого пузырьков в межклеточную среду.

Таким путем осуществля-ется выделение пищева-рительных ферментов, гормонов, медиаторов.

5. Комплекс Гольджи: система плоских мемб-ранных цистерн; здесь происходит накопление веществ и их упаковка в пузырьки-везикулы («почкование»

Слайд 216. Митохондрии (м/х): «электро-станции» клетки (в нейронах – боль-шое кол-во

м/х); здесь завершается окисление органических веществ (прежде всего, глюкозы); при

этом расходуется О2, выделяется СО2 и из АДФ образуется АТФ.

наружная
мембрана

внутренняя
мембрана

криста



АТФ – аденозинтрифосфорная к-та АДФ – аденозиндифосфорная к-та

АДФ + фосфорная к-та  АТФ
(реакция запасания энергии; ею управляют особые дыхательные фер-менты, расположенные на складках-кристах внутренней мембраны м/х)

АТФ  АДФ + фосфорная к-та
(реакция выделения энергии; идет в любой части клетки, где необходимо «привести в действие» белки-насосы, ферменты и т.п.)

АТФ – универсальный
внутриклеточный
переносчик энергии;
в организме человека
ежедневно синтезируется
и распадается более
50 кг этого вещества

6. Митохондрии (м/х): «электро-станции» клетки (в нейронах – боль-шое кол-во м/х); здесь завершается окисление органических веществ (прежде

Слайд 22Нейрон – клетка, имеющая вполне
типичное
внутреннее
строение.

Нейрон – клетка, имеющая вполне типичное внутреннее строение.

Слайд 23Сигнал по мембране нейрона передается в виде коротких элект-рических импульсов

– потенциалов действия (ПД).
Этот процесс можно сравнить с передачей информации

с помощью включения и выключения фонарика (ПД = «вспышка света»).

Но для того, чтобы фонарик работал, нужна батарейка – источник электрической энергии. В случае нейрона таким источником слу-жит постоянный внутриклеточный заряд –
потенциал покоя (ПП).

Электрические свойства нейронов.
Потенциал покоя и потенциал действия.

Сигнал по мембране нейрона передается в виде коротких элект-рических импульсов – потенциалов действия (ПД).Этот процесс можно сравнить

Слайд 24Потенциал покоя (ПП) нейрона – его постоянный
отрицательный заряд, равный

в среднем -70 мВ.
Измерить ПП можно с помощью тончайшей, особым

образом вытянутой стеклянной трубочки-микроэлектрода. Его кончик имеет диаметр < 1 мкм, что позволяет практически без повреждения проткнуть мембрану клетки.

Микроэлектрод (в т.ч. канал внутри кончика) заполнен раствором соли, проводящим эл. ток. Это позволяет сравнить заряд цитоплазмы нейрона с зарядом межклеточной среды).

Потенциал покоя (ПП) нейрона – его постоянный отрицательный заряд, равный в среднем -70 мВ.Измерить ПП можно с

Слайд 25Наличие ПП – результат жизнедеятельности нейрона,
совместного функционирования всех биополимеров и


органоидов клетки; погибший нейрон быстро теряет ПП.
Первопричина ПП – разность

концентраций ионов K+ и Na+
внутри и снаружи нейрона. Эту разность создает работа
особого белка-насоса Na+- K+- АТФазы (Na+-К+-насоса).
Наличие ПП – результат жизнедеятельности нейрона,совместного функционирования всех биополимеров и органоидов клетки; погибший нейрон быстро теряет ПП.Первопричина

Слайд 26В результате работы Na+-K+-АТФазы в нейроне оказывается
примерно в 10

раз меньше Na+ и в 30 раз больше К+, чем

в
межклеточной среде.

К+out : К+in = 1 : 30 Na+out : Na+in = 10 : 1

В результате работы Na+-K+-АТФазы в нейроне оказывается примерно в 10 раз меньше Na+ и в 30 раз

Слайд 27Как долго идет диффузия К+ из нейрона?
Очевидный вариант («до выравнивания

концентраций») неверен, поскольку двигаются заряженные частицы, и выход К+ сопро-вождается

накоплением в цитоплазме отрицательного заряда.

Этот отрицательный заряд мешает диф-фузии и в конце концов останавлива-ет её. Возникает состояние «динами-ческого равновесия»: число ионов К+, покинувших клетку благодаря диффузии = числу ионов К+, втянутых в клетку отрицательным за-рядом цитоплазмы.

ПП – это отрицате-льный заряд цито-плазмы, останавли-вающий диффузию ионов К+ в межкле-точную среду.

Как долго идет диффузия К+ из нейрона?Очевидный вариант («до выравнивания концентраций») неверен, поскольку двигаются заряженные частицы, и

Слайд 28ПП – это отрицате-льный заряд цито-плазмы, останавли-вающий диффузию ионов К+

в межкле-точную среду.
Вальтер Нернст
(Ноб.пр. 1921)
«Уравнение Нернста»: ПП ~ lg

( К+out / К+in )


коэффициент пропорциональности равен 61.5 мВ для Т=36.6°С;

С учетом этого ПП = -91 мВ
(«равновесный потенциал» для К+)


логарифм равен -1.48 (для соотно-
шения концентраций 1/30).

ПП – это отрицате-льный заряд цито-плазмы, останавли-вающий диффузию ионов К+ в межкле-точную среду.Вальтер Нернст(Ноб.пр. 1921)«Уравнение Нернста»:

Слайд 29ПП = -91 мВ
(«равновесный потенциал» для К+)
В реальной клетке ПП


находится ближе к нулю
(в среднем -70 мВ).
Причина: существование
небольшого количества
постоянно

открытых
каналов для ионов Na+.

Такой вход Na+ ведет к сдвигу заряда цитоплазмы вверх
и частичной потере ПП (отсюда название – «ток утечки Na+ »).

ПП = -91 мВ(«равновесный потенциал» для К+)В реальной клетке ПП находится ближе к нулю (в среднем -70

Слайд 30внутриклеточная
среда
Такой вход Na+ ведет к сдвигу заряда цитоплазмы вверх
и частичной

потере ПП (отсюда название – «ток утечки Na+ »).
В целом

ПП зависит от 3-х главных факторов:
- диффузии K+ из клетки;
- диффузии Na+ в клетку;
- работы Na+-K+-АТФазы.
внутриклеточнаясредаТакой вход Na+ ведет к сдвигу заряда цитоплазмы вверхи частичной потере ПП (отсюда название – «ток утечки

Слайд 31Такой вход Na+ ведет к сдвигу заряда цитоплазмы вверх
и частичной

потере ПП (отсюда название – «ток утечки» Na+).
В целом ПП

зависит от 3-х главных факторов:
- диффузии K+ из клетки;
- диффузии Na+ в клетку;
- работы Na+-K+-АТФазы.


Диффузия K+ из клетки определяется разностью
концентраций К+out и К+in .


Если увеличить К+out , то разность концентраций станет меньше, диффузия – слабее, и для ее остановки потребуется не столь значительный ПП (произойдет сдвиг заряда цито-
плазмы вверх до достижения новой точки равновесия).

Если снизить К+out , то раз-ность концентраций станет больше, диффузия – силь-нее, и для ее остановки по-требуется более значитель-ный ПП (сдвиг заряда цито-плазмы вниз).

Этот график можно по-лучить в эксперимен-те, но в ре-альном мозге в норме такого не происходит

Такой вход Na+ ведет к сдвигу заряда цитоплазмы вверхи частичной потере ПП (отсюда название – «ток утечки»

Слайд 32Такой вход Na+ ведет к сдвигу заряда цитоплазмы вверх
и частичной

потере ПП (отсюда название – «ток утечки» Na+).
В целом ПП

зависит от 3-х главных факторов:
- диффузии K+ из клетки;
- диффузии Na+ в клетку;
- работы Na+-K+-АТФазы.


Диффузия Na+ в клетку зависит, прежде всего, от числа постоянно открытых Na+-каналов на мембране.


Это число, в свою очередь, является стабильным свойством конкретного нейрона. Чем больше таких каналов, тем ПП ближе к нулю, чем меньше – тем ПП ближе к уровню -91 мВ.

Чем ближе ПП к нулю, тем возбудимее нейрон (такие нужны, например, в центрах бодрствования);
чем ближе ПП к уровню -91 мВ, тем ниже возбудимость
(минимальна в центрах, запускающих движения).

А: нейрон с большим числом Na+-каналов
Б: нейрон со средним числом Na+-каналов
(ПП= -70 мВ)
В: нейрон с малым числом Na+-каналов

Такой вход Na+ ведет к сдвигу заряда цитоплазмы вверхи частичной потере ПП (отсюда название – «ток утечки»

Слайд 33В целом ПП зависит от 3-х главных факторов:
- диффузии K+

из клетки;
- диффузии Na+ в клетку;
- работы Na+-K+-АТФазы.

Работа Na+-K+-АТФазы

может быть наруше-на химич. веществами, например, токсином одной из тропических лиан строфантином.

В этом случае ток утечки Na+ не будет полностью компенсироваться и ПП сместится в сторону нуля (степень смещения зависит от дозы токсина = доля заблокированных насосов).

Большая доза токсина настолько нарушает работу Na+-K+-АТФаз, что ПП теряется (происходит «разрядка батарейки фонарика»).

Аналогия: Na+-K+-насос = «за-рядное устройство» нейрона

В целом ПП зависит от 3-х главных факторов:- диффузии K+ из клетки;- диффузии Na+ в клетку; -

Слайд 34ПП
ток утечки




Заключительная аналогия: лодка на поверхности водоема.

Уровень воды

= нулевой уровень; уровень бортов лодки над
водой = ПП

(зависит от «веса лодки» = разность
концентраций К+ во внешней среде и цитоплазме).


Ток утечки Na+ = отверстия в Na+-K+-АТФаза – ковш, которым
лодке, через которые втекает вычерпываем воду, удерживая
вода и снижает абсолютное лодку на плаву («поломка ковша»
значение ПП (приближая его к 0). строфантином приведет к тому,
что лодка утонет).
ППток утечки  Заключительная аналогия: лодка на поверхности водоема.Уровень воды = нулевой уровень; уровень бортов лодки над

Слайд 35ВОПРОСЫ к лекции 2: «Химический состав живых организмов. Структура и

разнообразие белков. Внутреннее строение нейронов. Потенциал покоя нервных клеток».

Какое вещество

содержится в организме человека в наибольшем количестве?
Какие ионы оказывают на нейроны активирующее действие, а какие – участвуют в торможении нервных клеток?
Приведите примеры моно- и полисахаридов. Каковы их функции в организме человека?
Опишите химическое строение липидов (в том числе, фосфолипидов).
Как устроены клеточные мембраны?
Опишите химическое строение аминокислоты. Сколько типов аминокислот входят в состав белков нашего организма?
Что такое первичная, вторичная и третичная структура белка? За счет чего происходит их образование?
Что из себя представляет и какую функцию выполняет активный центр белка?
Охарактеризуйте два типа белков-ферментов.
Приведите пример транспортного белка крови.
В чем сходство и различие белков-каналов и белков-насосов.
Какую функцию выполняют белки-рецепторы. Приведите пример.
Приведите примеры белков, выполняющих защитную, двигательную, строительную и запасающую функции.
Что такое ген и какую информацию он несет?
Какова функция и-РНК и рибосом?
Охарактеризуйте строение и функции эндоплазматической сети (ЭПС).
Как устроен и функционирует комплекс Гольджи?
Какие группы веществ выводятся из клетки при экзоцитозе содержимого везикул?
Как устроены и функционируют митохондрии?
Какую роль в жизнедеятельности клетки играет АТФ?
С помощью какого метода можно измерить заряд цитоплазмы нейрона?
Дайте определение потенциалу покоя (ПП) нервной клетки.
Что представляет собой Na+-К+-АТФаза и как она работает?
Каково среднее соотношение концентрации ионов Na+ в межклеточной среде и цитоплазме нейрона?
Каково среднее соотношение концентрации ионов К+ в межклеточной среде и цитоплазме нейрона?
Какую роль в возникновении ПП играют постоянно открытые К+-каналы?
Что такое диффузия и от чего она зависит?
Что останавливает диффузию ионов К+ из цитоплазмы нейрона в межклеточную среду?
Чему пропорционален ПП (исходя из уравнения Нернста)?
Как изменится ПП, если увеличить концентрацию ионов К+ в межклеточной среде? Почему?
Как изменится ПП, если снизить концентрацию ионов К+ в межклеточной среде? Почему?
Какую роль в установлении ПП играют постоянно открытые Na+-каналы?
Как будет различаться ПП в нейронах с большим, средним и малым числом постоянно открытых Na+-каналов?
Каким должен быть ПП нейронов с высоким уровнем возбудимости? Для выполнение каких функций нужны такие нейроны (приведите пример)?
Каким должен быть ПП нейронов с низким уровнем возбудимости? Для выполнение каких функций нужны такие нейроны (приведите пример)?
Каким окажется уровень ПП при полном отсутствии постоянно открытых Na+-каналов?
«Ток утечки Na+ компенсируется деятельностью Na+-К+-АТФазы». Поясните эту фразу.
К каким изменения уровня ПП ведет выключение части молекул Na+-К+-АТФазы? Почему?
Приведите пример вещества, нарушающего работу Na+-К+-АТФазы. По вашему мнению, его использование в небольших количествах будет снижать или повышать возбудимость нейрона?
Какие три процесса взаимно уравновешиваются, обеспечивая ПП? Что соответствует этим процессам в аналогии
с «лодкой на поверхности водоема»?
ВОПРОСЫ к лекции 2: «Химический состав живых организмов. Структура и разнообразие белков. Внутреннее строение нейронов. Потенциал покоя

Слайд 36Литература к курсу «Физиология ЦНС».


Дубынин В.А., Каменский А.А. с
соавт.

Регуляторные системы
организма человека.

Николлс Дж. Г., Мартин А.Р. с


соавт. От нейрона к мозгу. .

Годфруа Ж. Что такое психология,
т. 1, т. 2 (приложение А).

Каменский А.А., Дубынин В.А., Сергеев И.Ю.
Биология для психологов, т. 1.

Литература к курсу «Физиология ЦНС».Дубынин В.А., Каменский А.А. с соавт. Регуляторные системы организма человека. Николлс Дж. Г.,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика