Слайд 1
Формирование
универсальных учебных действий
Слайд 2Стандарт как совокупность трех систем требований
(Стандарт 3-х Т)
Требования
к
результатам
освоения ООП
Требования к
условиям
реализации ООП
Требования к
структуре
ООП
Запросы и ожидания
Слайд 3Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Результаты образования
Готовность и способность
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность
мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности
Метапредметные
Предметные
Личностные
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знаний, лежащая в основе современной научной картины мира
Слайд 4Готовность и способность
Понятие «универсальные учебные действия»:
в широком значении - умение
учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного
и активного присвоения нового социального опыта;
в более узком значении - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 5Готовность и способность
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей учащегося
самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Слайд 6Готовность и способность
Универсальный характер УУД проявляется том, что они:
носят надпредметный,
метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития
личности;
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
-лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Слайд 7Готовность и способность
Основные виды универсальных учебных действий
1. Личностные универсальные учебные
действия:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение (формируются гражданская идентичность,
этническая принадлежность);
- действие смыслообразования (формируется внутренняя позиция школьника:отношение к школе; мотивы учения, самооценка);
- действие нравственно-этической ориентации
2. Регулятивные универсальные учебные действия:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
- оценка;
- саморегуляция
Слайд 8Готовность и способность
Основные виды универсальных учебных действий:
3. Познавательные универсальные действия:
- общеучебные универсальные действия;
- логические универсальные действия;
- постановка и решение проблемы
4. Коммуникативные действия:
- планирование учебного сотрудничества;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Слайд 9
Личностные универсальные учебные действия
в экологическом воспитании школьников
Экологические понятия в начальной
школе
Слайд 10
Личностные универсальные учебные действия
в экологическом воспитании школьников
УМК «Окружающий мир» А. А. Плешакова
Два типа действий:
● смыслообразования
● нравственно-этического оценивания
для развития социальных навыков детей и формирования ценностных отношений к окружающему миру
Пример: изучение экологических связей (пищевые цепи, природное сообщество)
Слайд 11Личностные универсальные учебные действия
в экологическом воспитании школьников
УМК «Окружающий мир» А. А. Плешакова
Три уровня изучения природы
Первый уровень: объекты природы рассматриваются отдельно, без акцентирования внимания на связях между ними.
Второй уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи.
Третий уровень: рассматриваются не просто объекты, а процессы, т.е. изменения, которые с ними происходят.
Слайд 12Личностные универсальные учебные действия
в экологическом воспитании школьников
Связи
между неживой и живой природой:
• ветер служит средством распространения плодов и семян многих видов растений (семенной подрост осины, березы, ели, сосны – в 300 – 400 м от материнских растений)
Сами плоды и семена имеют приспособительные признаки: крылатка у березы, двукрылатка у клена, паппус (парашют) у одуванчика и др.
Слайд 13 Личностные универсальные учебные действия
в экологическом воспитании школьников
Связи внутри живой природы:
● связи между растениями:
деревья в лесу определяют условия для жизни растений нижних ярусов; конкуренция между растениями;
● связи между растениями и животными:
растения служат животным пищей; дают убежище
животные способствуют опылению растений; распространяют плоды и семена (у плодов имеются приспособления: яркая окраска, прицепки и др.)
Слайд 14Личностные универсальные учебные действия
в экологическом воспитании школьников
Агенты - распространители плодов
и семян
Птицы: кедровка способствует расселению лещины, кедровой сосны, сойка - дуба.
Звери: белки способствуют расселению хвойных (в тайге), дуба, лещины; бурундук – кедровой сосны; грызуны (лесная мышь, рыжая полевка, серый хомячок) – многих видов травянистых растений.
Муравьи способствую расселению фиалки, кислицы, медуницы, звездчатки и др. (около 30 видов)
Слайд 15Личностные универсальные учебные действия
в экологическом воспитании школьников
Связи внутри живой природы:
● связи
между животными разных видов – пищевые связи («насекомоядные», «хищные»)
● связи между животными одного вида: распределение охотничьей территории; забота взрослых животных о потомстве.
● связи между грибами и растениями: микориза – срастание грибницы с корнями растений
● связи между грибами и животными: белки, муравьи и др.
Слайд 16Личностные универсальные учебные действия
в экологическом воспитании школьников
Связи между неживой
и живой природой, между компонентами живой природы проявляются в лесу, на лугу, в водоеме, благодаря чему последние становятся не просто набором разных растений и животных, а природным сообществом.
Слайд 17Личностные универсальные учебные действия
в экологическом воспитании школьников
Связь между человеком и природой
● роль природы
в жизни человека
● воздействие человека на природу:
положительное (охрана природы)
отрицательное (загрязнение окружающей среды, уничтожение растений и животных и др.);
Слайд 18Личностные универсальные учебные действия
в экологическом воспитании школьников (1 класс)
Варианты заданий, способствующих формированию
экологического
сознания младших школьников
К темам: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?», «Как зимой помочь птицам?», «Как живут животные?», «Откуда берется и куда девается мусор?», «Когда мы станем взрослыми?», «Почему мы часто слышим слово экология?»
Вопросы, упражнения, дидактические игры, требующие осуществления морального выбора
Практические работы: опыты по очистке воды, изготовление кормушек для птиц, сортировать упаковки из-под продуктов и др.
Слайд 19Личностные универсальные учебные действия
в экологическом воспитании школьников (2 класс)
Варианты заданий, способствующих формированию
экологического
сознания младших школьников
Тема «Красная книга»
● Подготовить сообщение о редком растении или животном
● Выполнить творческие задания: составить ребусы, кроссворды
● Придумать и показать сценки из жизни животных и заботливых людей (подобие агитбригады, выступить перед учащимися младших классов)
● Проведение упражнения «Знатоки голосов природы»
● Составить Правила друзей природы
● Подготовить проект «Моя Красная книга»
Слайд 20Личностные универсальные учебные действия
в экологическом воспитании школьников (3 класс)
Варианты заданий, способствующих формированию
экологического
сознания младших школьников
По теме «Разнообразие растений»
• Написать от своего имени благодарственное письмо Царице Растений за ее вклад в поддержание жизни на Земле
• Предложить ребенку стать губернатором своего края и написать Программу по очистке края (города, леса)
• Придумать и представить краткие тексты-слоганы, раскрывающие важность охраны природы
Слайд 21Личностные и регулятивные универсальные учебные действия
в экологическом
воспитании школьников (4 класс)
Варианты заданий, способствующих формированию
экологического сознания младших
школьников
● Подготовить и провести конференцию о решении экологических проблем Кировской области
● Провести игру «Что? Где? Когда?», определяя объекты всемирного наследия по фотографиям, описаниям, найти их на карте
● Организовать рекламу книг о природе
● Выполнить проект по составлению экологической карты района
Слайд 22Личностные и регулятивные универсальные учебные действия
в экологическом
воспитании школьников
Важнейшее условие для формирования личностных и регулятивных универсальных учебных
действий – системно организованная деятельность
с использованием краеведческого материала,
с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления элементов содержания от 1-го к 4-му классу.
Слайд 23Познавательные универсальные учебные действия:
общеучебные и специально-предметные действия
Универсальные логические действия: анализ
объектов, синтез, классификация, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений,
выдвижение гипотез и их обоснование
Дидактическая игра
Структурные компоненты: дидактическая цель, игровое правило, игровое действие
Дидактическая цель –это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить
Слайд 24Познавательные универсальные учебные действия:
развитие логического мышления
1 класс:
«Что сначала, что потом?» (рассмотреть картинки
о зимних играх и, расставив цифры по порядку, обосновать свой выбор)
«Кто это?» (при изучении темы «Кто такие звери?»,помогает развивать умение составлять характеристику животного, выделять особенности внешнего вида и характера)
«Кто такие звери?» и «Кто такие насекомые?» (развитие мыслительной операции классификации)
«Назови минерал и его свойства»
Слайд 25Познавательные универсальные учебные действия:
формирование умения находить аналогии
Инструкция: «Вам
будут названы пары слов, они связаны между собой. В первой
паре я скажу оба слова, а во второй – только одно. Второе слово вам необходимо угадать»
Варианты аналогии:
1) Белка – орехи, собака – … (колбаса, конура, орехи);
2) Цветок – ваза, грибок – … (медвежонок, корзина, лес);
3) Вертолет – облако, корабль - … (ракушка, рыба, море).
Слайд 26Познавательные универсальные учебные действия:
формирование умения выявлять характер логических связей
Упражнение
«Кто кем был»
Педагог предлагает детям по очереди ответить на вопрос:
Кем (чем) был раньше?».
Цыпленок (яйцом) Хлеб (мукой)
Лошадь (жеребенком) Шкаф (доской)
Дуб (желудем) Велосипед (железом)
Рыба (икринкой) Рубашка (тканью)
Яблоня (семечком) Ботинки (кожей)
Лягушка (головастиком) Листок (почкой)
Бабочка (гусеницей) Собака (щенком)
Слайд 27Познавательные универсальные учебные действия:
формирование умения мыслить
Загадки (1 класс, простые):
•
Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги? (подорожник)
• Зимой
спит, летом ульи ворошит? (медведь)
• Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (осина)
• На дне реки лежит и усами шевелит (сом)
Слайд 28Познавательные универсальные учебные действия:
формирование умения мыслить
Загадки (2
класс ):
• Росли на болоте растения. Теперь это топливо и
удобрения. (Торф)
• В воде родился, а воды боится. (Соль)
• Если встретить на дороге, то увязнут сильно ноги. (Глина)
• На кухне у мамы - помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)
Слайд 29Познавательные универсальные учебные действия:
развитие логического мышления
Логические задачи (при изучении климатических
зон, 4 класс)
Могут быть выражены в виде проблемных вопросов:
●
Могут ли в пустынях жить растения, животные нашего края?
● Как они будут чувствовать себя во время песчаных бурь?
● Как растения и животные нашего края могут приспособить к жизни в Арктике? Что для этого можешь сделать ты?
● Как спасти уплывшего на льдине медведя?
● Как усовершенствовать зубы бобра, чтобы помочь ему быстрее грызть бревна?
Слайд 30Познавательные универсальные учебные действия:
развитие логического мышления
Задания при изучении климатических
зон (4 класс):
• описать экологические связи в различных климатических зонах;
•
изготовить модели питания;
• подготовить доклады о животных сообщества;
• выполнить рисунок, макет части любой из климатических зон;
• проанализировать и описать последствия вмешательства человека в климатическую зону;
• подготовить доклад на тему: «Какую работу проводят специалисты по спасению климатических зон» (по выбору);
• придумать рассказ о научной экспедиции ученых, юных экологов в одну из климатических зон.
Слайд 31Познавательные универсальные учебные действия:
общеучебные и специально-предметные действия
Философские задачи (вариант логических
задач)
Например:
С каким животным сравнивают человека, если он трусливый, упрямый, медлительный,
хитрый и т. д.
Дополни высказывания: радость – свет, а горе - …;
весна – рассвет, а осень - …;
Слайд 32Познавательные универсальные учебные действия:
специальные и общие учебные действия
Проблемное обучение
Например: составить таблицу и распределить по столбцам то, что умеют животные, а что люди. Найти сходства и различия в характере, поведении, предпочтениях в пище людей и птиц и т. д.
Слайд 33Познавательные универсальные учебные действия:
развитие логического мышления, долговременной памяти
Викторина (3
класс): «Почему растения так называются?»
1. Какие растения получили название благодаря
своему запаху?
(Например, душица)
2. Какие растения названы благодаря цвету? (Например, черника)
3. Какие растения названы по месту обитания? (Например, поручейник, подорожник, пустырник)
4. В названиях каких растений используются имена? (Например, иван-чай, любка, вероника)
5. Какие растения получили название благодаря своему поведению? (Например, телорез)
Слайд 34Познавательные универсальные учебные действия:
развитие логического мышления, долговременной памяти
6. Какие
растения названы из-за особого применения в медицине? (Например, кровохлебка)
7. Какие
растения получили название благодаря своему внешнему
виду:
― за сходство с другими предметами (например, пастушья сумка, стрелолист);
― за сходство с животными (например, вороний глаз, медвежье ухо, аистник)
Слайд 35Познавательные универсальные учебные действия:
развитие логического мышления, долговременной памяти
Викторина
(3 класс): «Почему животные так называются?»
1. Какие животные получили название
благодаря своему поведению? (Например, ленивец, трясогузка)
2. Какие животные получили название за сходство с другими животными:
― за сходство в питании (Например, морская корова, водяной ослик)
― за сходство звуков (Например, лягушка-бык)
― за сходство в движении (Например, рачок дафния – «водяная блоха»
― за сходство по внешнему виду (Например, жук носорог)
Слайд 36Познавательные универсальные учебные действия:
развитие логического мышления, долговременной памяти
3.Какие животные
получили название благодаря своим умениям:
─ светиться в темноте (Например, светляк)
―
плавать (Например, жук плавунец)
4. Какие животные названы благодаря цвету? (Например, бабочка лимонница)
5. Какие животные получили название из-за растений, которыми они питаются? (Например, бабочка капустница)
6. Какие животные получили название благодаря сходству с другими предметами? (Например, палочник)
Слайд 37Познавательные универсальные учебные действия:
обучение умению использовать знаковые системы
Упражнение: «Придумай
символичное изображение животных, растений и т. д., а затем соедини
линиями название животного с соответствующим символом , разработанным твоим одноклассником».
Птицы Насекомые Звери
Скворец, медведь, лось, муха, комар, лиса, воробей.
Слайд 38Познавательные универсальные учебные действия:
В качестве организационного момента закрепления учебного материала
использовать задания с анаграммами:
I. «Расшифруй слова и скажи, каким
общим словом их можно объединить».
1. ь,о,ч,н 2. й,е,н,и
ч,е,е,р,в д,а,р,г
у,о,р,т с,г,е,н
н,е,д,ь ь, д, д,о,ж
Слайд 39Познавательные универсальные учебные действия:
логическое мышление
II. В качестве организационного момента закрепления
учебного материала использовать задания с анаграммами: «Расшифруй слова и скажи,
на какие группы их можно разделить».
1) е,м,р,о 2) к,у,а,п 3) а,к,о,р,о,с
р,а,е,к з,я,а,ц в,л,е
ш,а,а,м,р,о,к а,и,с,л щ,а,у,к
о,о,е,з,р х,м,а,у а,а,ь,с,р,к
ь,ю,т,л,н,а,п м,й,е,в,а,у,р т,р,г,и
Слайд 40Познавательные универсальные учебные действия:
развитие дивергентного мышление
Метод «мозгового штурма»
Цели:
•
Научить детей генерировать идеи;
• Научить детей смело высказывать свои
идеи;
• Научить детей фантазировать;
• Научить детей говорить по одному, слушая других детей, не перебивая, уважать чужое мнение;
• Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая;
• Оценить общую активность детей.
Слайд 41Познавательные универсальные учебные действия:
развитие дивергентного мышление
Порядок проведения мозгового штурма:
1. Разделить
детей на две группы. Одна группа – «генераторы идей», другая
группа – «проницательные аналитики» или «эксперты».
2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, даже самые фантастические, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею – чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.
3. Поставить обеим группам задачу.
Слайд 42Познавательные универсальные учебные действия:
развитие дивергентного мышление
4. Попросить «генераторов» высказывать свои
решения, а «аналитиков» внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи.
5.
Все идеи детей надо записывать на доске или запомнить. Уместен магнитофон.
6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово «аналитикам». Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших , а также предложат свои решения.
7. Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения.
Слайд 43Познавательные универсальные учебные действия:
развитие дивергентного мышление
Тема «Вода. Свойства воды» (3
класс)
Решить с помощью метода «мозгового штурма» задачу: необходимо очень быстро
(!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.
Начать рассуждения можно с вопросов: «Что есть в условии задачи?» (Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне) – это ресурсы решения задачи.
Слайд 44Познавательные универсальные учебные действия:
развитие дивергентного мышление
Используя приемы: посредник + физический
эффект (переход тепла от горячего к холодному телу), можно прийти
к следующим решениям:
• Добавить холодную воду, заварку или молоко;
• Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску;
• Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга;
• Добавить много варенья или сахара;
• Переливать кипяток через воронку;
• Погружать холодные ложки;
• Поставить в морозильник, в кастрюлю с холодной водой, в снег.
Слайд 45Познавательные универсальные учебные действия:
развитие дивергентного мышление
Решить с помощью метода «мозгового
штурма» задачи:
• Как измерить длину все ядовитых змей в террариуме?
•
Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?
• Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?
• Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу?
• Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, а ложки нет. Что делать?
Слайд 46Познавательные универсальные учебные действия
Экскурсия
Готовиться к экскурсии по плану, составленному совместно
с детьми (формирование регулятивных действий):
1. Наметить тему (название темы должно
звучать эмоционально).
2. Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.
3. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, наметить маршрут.
4. Продумать методику проведения.
5. Спланировать организационные формы деятельности учащихся.
6. Продумать, к каким обобщениям надо подвести учащихся.