Слайд 1Форма сбора данных
(Контрольный листок)
Для нахождения правильного пути достижения поставленной
цели или решения возникшей проблемы, первое, что необходимо сделать -
собрать необходимую информацию, которая послужит основой для дальнейшего анализа. Желательно, чтобы собранные данные были представлены в структурированной и удобной для обработки форме. Для этого, а также для уменьшения вероятности возникновения ошибок при сборе данных применяют контрольный листок.
Слайд 2Контрольный листок – форма, предназначенная для сбора данных и их
автоматического упорядочивания, что позволяет облегчить дальнейшее использование собранной информации.
По своей
сути контрольный листок - бумажный бланк, на котором напечатаны контролируемые параметры, в соответствии с которыми, при помощи пометок или простых символов, в листок заносятся необходимые и достаточные данные.
То есть контрольный листок – средство регистрации данных
Форма контрольного листка зависит от поставленной задачи и может быть очень разнообразной.
Слайд 31 тип – Контрольный листок для регистрации распределения измеряемого параметра
в ходе производственного процесса
Слайд 42 тип - контрольный листок для регистрации видов дефектов
Слайд 53 тип - контрольный листок причин дефектов
Слайд 64 тип - контрольный листок локализации дефектов
Слайд 7Процедура составления формы сбора данных делится на следующие этапы:
1) Установите
конкретную цель сбора этих данных (решаемые вопросы);
2) Идентифицируйте данные, необходимые
для достижения цели (решения вопроса);
3) Определите, как и кем будут анализироваться данные (посредством статистических средств);
4) Составьте форму для регистрации данных. Оставьте место для записи следующей информации:
кто собрал данные;
где, когда и как они были собраны.
5) Перепроверьте форму путем сбора и регистрации некоторых данных;
6)Проанализируйте и пересмотрите форму, если это необходимо;
7) Утвердите разработанную форму нормативным документом.
Слайд 8Более подробно:
http://www.tools-quality.ru/index.php/examples/control-leaf-example
Слайд 10Ремонтный участок занимается ремонтом электровозов – определением и заменой неисправных
узлов, проводки и т.д. При этом сами узлы ремонтируются и
восстанавливаются на заводе. Для ремонта электровозов принято производить месячный заказ заводу 10 (15%) узлов от эксплуатируемого количества, установленного на электровозах. При этом возникают ситуации, когда для ремонта электровозов одних узлов не хватает по причине их частой поломки, при этом другие пылятся на складе по нескольку месяцев (что тоже плохо: во-первых, занимают место; во-вторых, завод дает гарантию на узлы на год (полгода) вне зависимости от того используются они или нет).
Слайд 11Было принято решение исправить ситуацию и заняться планированием месячного заказа
заводу узлов, достаточных для резерва.
Цель – добиться более оптимального месячного
заказа заводу узлов для ремонта. Для этого нам нужно выяснить количество узлов выходящих из строя за месяц.
Слайд 12В качестве анализа полученных данных и выбора количества заказываемых узлов
будут использоваться сводные таблицы. Основой для принятия решений будет максимальное
среднемесячное количество неисправных узлов за рассмотренный период. Это позволит резко снизить вероятность возникновения ситуации, когда для ремонта электровозов нет необходимых узлов.
Слайд 13 Для принятия первоочередных мер, решаем собрать данные за
месяц и использовать их для следующего заказа. Для нормальной достоверности
данных назначаем срок 6 месяцев, в течение которых будут собираться данные. Количество заказываемых узлов будет уточняться каждый месяц, в зависимости от полученных данных и количества узлов, оставшихся на складе.
Слайд 14В связи с тем, что работа ведется в четыре смены
(по 12ч. в смене), назначим:
ответственными за регистрацию данных бригадиров
участка (начальников смен).
Ответственность за подведение итогов за месяц на мастера ремонтного участка.
- Окончательную обработку данных и сам заказ будет осуществлять завхоз.
Слайд 15Разработаем
форму
контрольного
листка.
Слайд 16Разработаем
сводную
таблицу
за месяц.
Слайд 18Инструкция бригадиру по заполнению контрольного листка.
В первую смену месяца бригадир
обязан завести новый бланк контрольного листка.
При использовании нового контрольного листка
вначале заполняются графы: «предприятие», «подразделение», «время», «бригада». В графе «бригадир» проставляются фамилия, имя, отчество ответственного лица за ведение контрольного листка.
Возникновение неисправного узла заносится в контрольный листок при его постановке в отстойник. Указание неисправного узла производится в графе (3) напротив названия неисправного узла ремонтируемого электровоза. Обозначение производится с помощью условных знаков указанных в контрольном листке.
В свою последнюю смену бригадиром производится подсчет неисправных узлов в графе (3). Полученный результат проставляется в графе (4).
В конце последней смены контрольный листок подписывается бригадиром и сдается мастеру участка.
Слайд 19Инструкция мастеру участка по заполнению бланка сводной таблицы.
01 числа месяца
мастер участка собирает контрольные листки смен и до 12.00 часов
местного времени заполняет бланк сводной таблицы.
Вначале заполняются графы: «предприятие», «подразделение», «время», «период сбора информации». В графе «мастер» проставляются фамилия, имя, отчество ответственного лица за заполнение сводной таблицы.
В графы (3), (4), (5), (6) сводной таблицы заносятся данные из (4) графы контрольных листков смен № 1, 2, 3, 4 соответственно. В графе (7) сводной таблицы проставляется количество неисправных узлов электровозов на ремонтном участке за месяц, определяемое путем суммирования значений граф (3), (4), (5), (6). В графу (8) сводной таблицы заносятся данные из графы (9) сводной таблицы за предыдущий месяц. В графу (9) проставляется максимальное среднемесячное число отказавших узлов электровозов за исследованный период путем выбора наибольшего числа из граф (7) и (8).
01 числа месяца в 12.00 часов местного времени мастер участка ставит роспись на заполненном бланке сводной таблицы и передает ее заведующему хозяйством.
Слайд 20Инструкция заведующему хозяйством по заполнению бланка таблицы для заказа.
01 числа
месяца заведующий хозяйством до 15.00 часов местного времени заполняет бланк
таблицы для заказа.
Вначале заполняются графы: «предприятие», «подразделение», «заказ на». В графе «заведующий хозяйством» проставляются фамилия, имя, отчество ответственного лица за заполнение таблицы для заказа.
До 12.00 часов местного времени заведующий хозяйством должен проверить количество исправных узлов на складе и заполнить (4) графу таблицы для заказа.
При получении бланка сводной таблицы от мастера участка заведующий хозяйством заполняет графу (3) таблицы для заказа путем переноса данных из графы (9) сводной таблицы. Графа (5) заполняется построчно методом вычитания из числа, проставленного в графе (3) значения, внесенного в графу (4).
01 числа месяца в 15.00 часов местного времени заведующий хозяйством ставит роспись на заполненном бланке таблицы для заказа и на основе данных графы (5) делает заказ заводу на поставку необходимого количества узлов.
По окончанию оформления заказа заведующий хозяйством помещает бланки сводной таблицы и таблицы для заказа в отведенное место для хранения.
Слайд 21
Важно:
Определяем время и место для обучения бригадиров, мастера участка и
завхоза, а также замещающих их работников. Раздаем инструкции, на примерах
рассматриваем заполнение контрольных листков и сводных таблиц, обсуждаем и объясняем, что непонятно.
Слайд 22Если вы не смогли создать условий для добросовестной регистрации данных,
то периодической проверкой вы сможете только обнаружить, что система не
действует и нужно принимать дополнительные меры или пересматривать стратегию. Если система для добросовестного сбора информации действуют хорошо, то периодическая проверка может помочь найти непреднамеренные ошибки при заполнении контрольных листков и сводных таблиц.
Слайд 23Примечание: В данном примере контрольный листок можно сделать как в бумажном
так и в электронном виде, а сводные таблицы лучше сделать
электронные, т.к. это позволит производить подсчеты автоматически. Если требуется, чтобы бланк был с подписью, то таблицу с результирующими данными можно распечатать и поставить подпись ответственного лица.