Слайд 1Презентация
Тема: «Формирование буквенного гнозиса»
Учитель-логопед: Храмцова М.Г.
Слайд 2 Оптическая дислексия и дисграфия заключается в неузнавании букв
как обобщённых графических знаков соответствующих фонем, т.е. буквы не осознаются
как графемы. Ребёнок может видеть, списывать буквы, но не узнаёт их, т.е. не соотносит их с определенными звуками. Основной причиной неузнавания букв является неточное, нечёткое восприятие их, неустойчивость представлений о них, т.е. оптическая дислексия и дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис.
Слайд 3 Обучение ребёнка букве идет по направлению от звука
к букве, то есть сначала ребёнка знакомят с определённым звуком,
учат правильно его произносить, дифференцировать на слух и в произношении, и только потом знакомят с буквой, которой обозначается этот звук на письме. Иначе говоря, необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом.
Каждая буква должна быть тщательно и всесторонне изучена, что предполагает:
восприятие общей формы буквы;
изучение состава буквы (её элементов и их расположения);
сравнение буквы с другими уже знакомыми детям графемами.
Слайд 4Игры и упражнения
для профилактики оптической дисграфии
и дислексии
Слайд 5«Учим буквы в стихах»
Ребёнку предлагаются графические изображения букв, обыгранные в стихах и представленные через простейшие ассоциации: зрительные, слуховые, тактильные.
Данные стихи дают целостное описание зрительного образа буквы.
Буква А
Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква «А».
Буква М
Длинные палочки крепко дружили,
Их две короткие соединили.
Мы эту букву всегда узнаём,
«Мама» - писать с этой буквы начнём.
Слайд 8Игра «Сложи букву»
Выложить букву из спичек, счётных палочек, пуговиц, камешков,
мозаики и других мелких предметов.
«Нарисовать» букву горсткой песка или крупы,
высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулёчка.
Слепить букву из пластилина, солёного теста.
Сделать букву из проволоки.
Выложить букву с помощью верёвочки на бархатной бумаге – «ниткография».
Слайд 10Упражнение «Тело-буква»
Ребёнок изображает букву с помощью своего тела.
Слайд 11Игра «Нарисуй букву»
В небольшой поднос с бортиками
насыпать песок или любую мелкую крупу. Ребёнок рисует пальчиком буквы
на сыпучем материале. Можно предложить ребёнку во время прогулки нарисовать заданную букву веточкой на песке, снегу.
Игра «Буквенный след»
Взрослый «рисует» пальцем на спине у ребёнка букву, которую нужно отгадать. Если буква отгадана верно, взрослый и ребёнок меняются местами.
Другой вариант этой игры: ребёнок с закрытыми глазами отгадывает букву, которую пишет взрослый на его ладони обратной стороной ручки или карандаша.
Слайд 16Игра «Разрезные буквы»
Ребёнку предлагается собрать буквы, предъявляя части разными способами:
-
части одной буквы;
- части одной буквы + одну часть от
другой буквы;
- части 2-3 букв одновременно.
Слайд 17Игра «Половинки»
Необходимо дорисовать недостающие половинки.
Слайд 18Игра «Кольчуга»
В древних кольчугах потемнели колечки и проступили буквы. Назови
их.
Слайд 19Игра «Коврики»
Ребёнку предлагается посмотреть и назвать, какие буквы он видит.
Игра «Пуговки»
Какие буквы можно получить, если по
разному пришить пуговицы?
Слайд 20Игра «Найди такую же»
Необходимо найти в ряду букв
такую же, как слева, и подчеркнуть.
Игра «Продолжи ряд»
Слайд 21Игра «Полубуковка»
Нужно дорисовать недостающие элементы так, чтобы получилась буква.
Слайд 22
Игра «Фокусы с буквами»
Цель: профилактика зеркальных ошибок на письме при
обучение грамоте.
Слайд 23Игра «Узор из букв»
Цель: профилактика
пространственных ошибок
в написании букв, развитие
пространственного
и
образного мышления.
Слайд 24Игра «Какая буква выглянула в окошко?»
Ребёнка просят узнать букву «в
окошке»
(по её фрагменту).
Одну и ту же букву можно загадывать
многократно, изменяя предъявляемый фрагмент "в окошке".
Слайд 25Игра «Буквы-сестрички»
Найди все одинаковые буквы. О — обведи в кружок,
У — в квадрат, И — подчеркни.
Игра «От какой буквы
деталь?»
Слайд 26Игра «Буквопрятки"
Необходимо найти в узоре две спрятавшиеся буквы.
Слайд 27Игра «Исправь буквы»
Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы… Какие
это были буквы? Назови их и исправь.
Слайд 28Игра «Превращение буквы»
Нужно из одной буквы получить другую, при этом
можно убрать (добавить или изменить) только один элемент.
Игра «Какая буква
написана правильно?»
ы - ь - в - з т - г - п - н - и
Слайд 30Игра «Найди и закрась буквы»
Найди и закрась гласные красным цветом.
Найди
и закрась согласные: одну половинку — синим, другую — зелёным.
Слайд 31Найди и закрась всегда твёрдые согласные синим цветом.
Найди и закрась
всегда мягкие согласные зелёным цветом.
Слайд 33Найди и закрась буквы, которые есть
в словах кот, дым.
Слайд 34Игра «Разгляди буквы»
Этот вид задания аналогичен предыдущему, только графические изображения
накладываются друг на друга с совпадением общих элементов.
Слайд 35Нахождение «спрятавшихся букв»
Нужно определить, сколько и каких букв «спряталось»
в
каждой из фигур.
Слайд 36Игра «Неправильная буква»
Исправь одну букву и прочти слово.
Слайд 37Игра «Бусы»
Необходимо проследить глазами по ниточке и собрать слова из
бусинок.
Слайд 38Игра «Фотограф»
Игра «Волшебные точки»
Внимательно посмотри и запомни, какие буквы и
где написаны в левом квадрате. Закрой его и напиши так
же в правом квадрате.
Соедини точки по порядку. Какие буквы получились?
Слайд 40Игра «Пляшущие буковки»
Подчеркни «правильные» буквы и прочти слово.
Игра «Верни букву
на место»
Соедини линией букву с той клеточкой, где она должна
стоять, чтобы получилось название картинки.
Слайд 41Игра «Пирамидки»
Переложи кольца пирамидки так, чтобы образовалось новое слово.
Слайд 44Игра «Прочитай слова»
Буквы в слове уменьшаются
Слайд 45Игра «Прочитай слова»
Буквы в слове увеличиваются
Слайд 46Игра «Разнобуквица»
Необходимо прочитать слова, соединив буквы одинакового цвета и размера.
Слайд 47Игра «Найди слова»
Каждое слово написано своим шрифтом, найди и прочитай
слова.
Игра «Отражения»
Найди неправильные отражения и составь из них слово.
Слайд 48Игра «Найди животных»
Найди буквы среди цифр и прочитай слова.
Слайд 49Игра «Большие и маленькие»
Необходимо составить из этих букв два
слова: одно из больших, другое из маленьких букв.
Слайд 51Игра «Назови буквы»
Назови только те буквы, которые расположены посередине. Составь
из них слово.
Назови только те буквы, которые расположены слева. Составь
из них слово.
Назови только те буквы, которые расположены справа. Составь из них слово.
Соедини получившиеся слова с картинками.
Слайд 52Игра «Напиши и прочитай»
Напиши букву С (в клетке с точкой),
потом — О,
в конце—К.
Напиши букву О (в клетке с
точкой), перед ней — С,
после неё — М.
Напиши букву Р (в клетке с точкой), перед ней — О,
перед О — Б.
В слове 4 буквы. Первая — О, последняя — А, перед А — Ц, после О — В.
Слайд 53Игра «Безгласные» кроссворды
Необходимо вставить в пропущенные клетки гласные.
У каждого
кроссворда — свой гласный.
Слайд 55Игра «Крестики»
Напиши в центре букву О, справа — М, слева
— Д, сверху — С, снизу — М. Прочти слова
по горизонтали и по вертикали.
Напиши слева букву Ч, справа Ж, сверху букву Л, снизу — С, а в центре букву И. Прочти слова по горизонтали и по вертикали.
Слайд 56Игра «Распутай слоги»
Ребёнку предлагается вписать слоги в клетки и прочитать
слова, которые получились.
Слайд 57Игра «Кодовый замок»
В каждой цифре замка закодирован слог.
Какие слова получатся,
если выбрать разные коды?
Ключ:
1 2
3 4 5 6 7 8 9 0
КО КА ДА ЛИ РО СО ЗА СА ВА РА
Коды: