Разделы презентаций


Формирование навыков письма и чтения в системной организации мозга

Содержание

ПланСтруктуры мозга, участвующие в речевой функцииФормирование речевых навыков у детейПсихофизиологическая структура письма и чтенияНарушения процессов письма и чтенияДислексия и дисграфия при поражениях головного мозга

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Формирование навыков письма и чтения в системной организации мозга

Формирование навыков письма и чтения в системной организации мозга

Слайд 2План
Структуры мозга, участвующие в речевой функции
Формирование речевых навыков у детей
Психофизиологическая

структура письма и чтения
Нарушения процессов письма и чтения
Дислексия и дисграфия

при поражениях головного мозга



ПланСтруктуры мозга, участвующие в речевой функцииФормирование речевых навыков у детейПсихофизиологическая структура письма и чтенияНарушения процессов письма и

Слайд 3В настоящее время принято считать, что речь имеет динамическую мозговую

организацию.
Выделены и определены конкретные зоны, осуществляющие ее разные стороны,

при этом только совокупность активности всех речевых зон обеспечивает реализацию речевых процессов в целом. Однако в обеспечении отдельных видов и форм речи приоритет имеют те или иные отделы мозга.
Изначально речевые зоны мозга были выделены в результате изучения последствий локальных повреждений мозга, приводящих к тем или иным нарушениям речевой деятельности (устная, письменная речь, чтение, счет) без поражения исполнительного речевого аппарата, – так называемых афазий.
Выделяют две группы структур мозга с различными функциями речевой деятельности. Первая группа (зона Брока и добавочная двигательная область) связана с динамической организацией речи, вторая (зона Вернике и область угловой извилины) – с пониманием логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения предметов.
При назывании предметов зрительная информация сначала поступает в поле 7 коры, затем обрабатывается в полях 18 и 19 зрительных проекционных полей. Далее перцептивный образ объекта передается в заднюю речевую зону коры, в которую входит зона Вернике и поле 39 теменной коры.
Зона Вернике ответственна за процессы восприятия речи. Задняя речевая система хранит информацию о слуховых и кинестетических характеристиках фонем и их последовательностей, составляющих слова. Из зоны Вернике информация о зрительном образе слова передается в поле 22, где хранится информация о его слуховом образе (названии предмета). Из поля 22 интегрированная зрительно-слуховая информация передается в переднюю речевую зону (зона Брока), в которой хранится информация о двигательных программах речи. Зона Брока контролирует осуществление речевых реакций. Нужная программа переводится (считывается) в двигательную кору, которая инициирует артикуляционную мускулатуру и обеспечивает сложную пространственно-временную координацию работы соответствующих мышц, необходимую для того, чтобы субъект мог назвать увиденный предмет.
В настоящее время принято считать, что речь имеет динамическую мозговую организацию. Выделены и определены конкретные зоны, осуществляющие

Слайд 5Речевой процесс - круговой процесс
Речевой круг образуют три мозговых речевых

центра.
центр Брока производит речь, управляя речевой мускулатурой,
центр Вернике распознает собственную

речь и речь других людей (слуховой центр речи),
ассоциативный центр создает структуру фраз и предложений.
Речевой процесс - круговой процессРечевой круг образуют три мозговых речевых центра.центр Брока производит речь, управляя речевой мускулатурой,центр

Слайд 6Структуры мозга, участвующие в речевой функции

Структуры мозга, участвующие в речевой функции

Слайд 7Центр Вернике (задние отделы верхней височной извилины (поля 22, 37,

42 левого полушария). Задача этого центра – распознавание и хранение

устной речи, как собственной, так и чужой.
Центр Брока (задний отдел третьей лобной извилины (поле 44) чаще всего левого полушария. Задача этого центра – обеспечение двигательного компонента речи.
Центр распознавания музыкальных звуков и их сочетаний (средняя часть верхней височной извилины (поле 22))
Центр чтения письменной речи (на границе височной, теменной и затылочной долей (поле 39)).
Амнестический центр речи (поле 37) опознание зрительно-слуховых образов.

Центры речи:

Центр Вернике (задние отделы верхней височной извилины (поля 22, 37, 42 левого полушария). Задача этого центра –

Слайд 8КОРА И РЕЧЬ

КОРА И РЕЧЬ

Слайд 9Цитоархитектонические поля коры больший полушарий (по К. Бродману)

Цитоархитектонические поля коры больший полушарий (по К. Бродману)

Слайд 10Цитоархитектонические поля коры больший полушарий (по К. Бродману)

Цитоархитектонические поля коры больший полушарий (по К. Бродману)

Слайд 11Становление устной речи по А.Р. Лурия

Становление устной речи по А.Р. Лурия

Слайд 12Формирование речевых навыков у детей
Слово как интегратор первого порядка
Слово как

интегратор второго порядка
Слово как интегратор третьего порядка
Непосредственный раздражитель - непосредственная

реакция Н-Н (первая половина первого года жизни);
Словесный раздражитель - непосредственная реакция С-Н (вторая половина первого года жизни);
Непосредственный раздражитель - словесная реакция Н-С;
Словесный раздражитель - словесная реакция С-С.
Формирование речевых навыков у детейСлово как интегратор первого порядкаСлово как интегратор второго порядкаСлово как интегратор третьего порядкаНепосредственный

Слайд 13Психофизиологическая структура
1- овладение звуко-буквенными обозначениями
2- послоговое чтение
3- становление синтетических приёмов

чтения
4- синтетическое чтение

Психофизиологическая структура1- овладение звуко-буквенными обозначениями2- послоговое чтение3- становление синтетических приёмов чтения4- синтетическое чтение

Слайд 14Письменная речь
письмо

чтение



Звуко-буквенный анализ, удержание информации, предвидение, смысловые догадки, сличение, момент выделения смысла, его понимания. Высшие формы интеллектуальной деятельности.

Письменная речь        письмо

Слайд 15Латерализация головного мозга.
В проблеме нарушений письменной речи играет существенную роль


понимание значения пространства и времени.
Различение человеком пространства

формируется на основе восприятия им
«схемы тела».
Возникающая в ходе развития работы головного мозга функциональная ассиметрия в работе анализаторных систем – показатель нормальной деятельности обоих полушарий головного мозга (латерализация головного мозга).
Латерализация головного мозга — указывает на функциональную асимметрию двух полушарий головного мозга. То есть, хотя две половины головного мозга и работают в согласованном единстве, в осуществлении многих функций одно из полушарий принимает большее участие, чем другое. Наиболее заметным проявлением асимметрии, связанной с работой головного мозга, является преимущественное пользование правой или левой рукой, которое часто соотносят с латерализацией других функций. У правшей управление речевыми функциями осуществляется почти всегда преимущественно левым полушарием. Хотя это правило выполняется и для большинства левшей, у последних чаще, чем у правшей, управление речевыми функциями либо осуществляется преимущественно правым полушарием, либо распределено между обоими полушариями. У левшей, по-видимому, наблюдается меньшая функциональная асимметрия, чем у правшей.
Повреждение, нанесенное левому полушарию, часто становятся причиной затруднений в собственной устной и письменной речи, наименовании объектов или понимании чужой речи. Функции, чаще всего находящиеся под контролем преимущественно правого полушария, включают в себя визуально-пространственное мышление и память, тактильное и зрительное распознавание форм, музыкальные способности, а также копирование и изображение геометрических фигур.

Латерализация головного мозга.В проблеме нарушений письменной речи играет существенную роль    понимание значения пространства и

Слайд 16Дислексия– это специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся и

стойких ошибках при чтении, обусловленное несформированностью или нарушением тех психических

функций, которые обеспечивают процесс чтения, при сохранном слухе, зрении и регулярном обучении (педагогическое определение).
Дислексия - это вид специфического нарушения обучения, имеющий неврологическую природу. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения (определение Международной ассоциации дислексии).
Дисграфия- это специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся и стойких ошибках при письме, обусловленное несформированностью (нарушением) тех психических функций, которые обеспечивают процесс письма, при сохранном слухе, зрении и регулярном обучении.
Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.
Дислексия входит в МКБ 10 шифр F81.0 Специфическое расстройство чтения.
F81.1 Специфическое расстройство спеллингования (нарушения письма, связанные с нарушением высших психических функций).
F80.82 Задержка речевого развития, сочетающиеся с задержкой интеллектуального развития и специфическими расстройствами учебных навыков.

Нарушения процессов письма и чтения

Дислексия– это специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся и стойких ошибках при чтении, обусловленное несформированностью или

Слайд 17Анатомо-физиологические структуры мозга координирующие письмо (по А.Р.Лурия, Р.Е. Левиной, Ж.И.

Шиф, С.М. Блинковой и др.)
Височные области левого полушария головного мозга

связаны со слуховым анализом в процессе письма: их поражение больше всего вызывает нарушение процесса письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании.
Заднецентральные области левого полушария, синтезирующие кинетические ощущения, также связаны с процессами письма – именно управлением движений через артикуляционные системы речи.
Затылочно-теменная область связана со зрительной организацией процесса письма. Ее поражение ведет к пространственным нарушениям процесса письма.
Соблюдение чередования и последовательности наружной повторности букв связано с премоторной областью коры и сохранением моторного образа слова.
Левые лобные доли – моторный центр речи – больше всего связаны с сохранностью замысла при письме. Их поражение вызывает невозможность последовательного письма.

Анатомо-физиологические структуры мозга координирующие письмо (по А.Р.Лурия, Р.Е. Левиной, Ж.И. Шиф, С.М. Блинковой и др.)Височные области левого

Слайд 18Дислексия и дисграфия при поражениях головного мозга
нижние отделы левой постцентральной

области (нарушение кинестетической основы речевого акта. Ошибки при написании и

чтении звуков, близких по артикуляции (например, д, л, н) и слабоартикулируемых звуков (гласных).
нижние отделы левой премоторной области (нарушения динамической организации речевого акта. Страдает общая "кинетическая мелодия" письма. Правильно записывая отдельные буквы и даже слоги, затрудняются при написании целого слова: возникают персеверации, трудности переключения с одного слога на другой, что нарушает весь процесс письма и чтения.
теменно-затылочные отделы левого полушария (Пространственно ориентированные элементы букв искажаются и пишутся зеркально. Эти дефекты проявляются и в самостоятельном письме, и в письме под диктовку, и при списывании текста.)
Дислексия и дисграфия при поражениях головного мозганижние отделы левой постцентральной области (нарушение кинестетической основы речевого акта. Ошибки

Слайд 19Дислексия и дисграфия при поражениях головного мозга
затылочно-височные отделы у правшей

(зрительные образы букв распадаются; изображенные буквы отличаются от образца. (оптическая

дисграфия)
лобные доли мозга (нарушается самостоятельное активное письмо вследствие дефектов замысла, программирования письма и контроля за процессом написания бук)
затылочные доли (неузнавание отдельных букв (литеральная оптическая дислексия), либо в виде неузнавания целых слов (вербальная оптическая алексия), нарушение зрительного восприятия букв или слов. Возможна односторонняя оптическая алексия, когда не видят половину текста (чаще левую) и не замечают своего дефекта. Подобная форма алексии, как правило, возникает при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария мозга.)
Дислексия и дисграфия при поражениях головного мозгазатылочно-височные отделы у правшей (зрительные образы букв распадаются; изображенные буквы отличаются

Слайд 20Дислексия и дисграфия при поражениях головного мозга
височная область левого полушария

(возникает слуховая дислексия, алексия как одно из проявлений сенсорной афазии,

нарушения фонематического слуха, звуко-буквенного анализа слов.)
нижние отделы постцентральной области коры левого полушария .(Чтение становится дезавтоматизированным, появляются трудности перешифровки букв в соответствующие артикулемы.)
нижние отделы премоторной области коры левого полушария. (нарушается процесс слияния букв в слоги или слогов в слово, страдает процесс переключения от одного слога или слогов в слово, страдает процесс переключения от одного слога или слова к другому, возникают речевые персеверации.)
лобных долей мозга (нарушения целенаправленного характера чтения, отключения внимания.)
Дислексия и дисграфия при поражениях головного мозгависочная область левого полушария (возникает слуховая дислексия, алексия как одно из

Слайд 21Список литературы
Безруких М.М. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка./Под

ред.Д.А. Фарбер,М.М. Безрукиз.-М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж:Издательство НПО «Модек»,

2009, с.203
Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения./Т.Г. Егоров.- М.:Изд-во АПН РСФСР, 1953.- 264с.
Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов пед. институтов / Р.И. Лалаева. – М. : Просвещение, 1983. – 136 с.
Лурия А.Р. Язык и сознание./А.р. Лурия.-М.Ростов-на-Дону:Феникс,1998.-412с.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. – СПб. : МиМ, 1997. – 286 с.
Соколова Л.В. Психофизиологические основы формирования навыка чтения. Д/дисс. Архангельск, 2005, с.14.
Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление/ Л.С. Цветкова.-М.:Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2000.-с. 149-246
Список литературыБезруких М.М. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка./Под ред.Д.А. Фарбер,М.М. Безрукиз.-М.: Издательство Московского психолого-социального института;

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика