Слайд 1Формирование новых когнитивных инструментов
Слайд 2Когнитивные инструменты
Когнитивные инструменты – приемы моделирования объектов и процессов и
базовые прием по их формированию и преобразованию.
Моделирование: образное, лингвистическое, формальное:
Образ
– языковый конструкт – формализм.
Основные КИ: операции матлогики (конъюнкция («и»), отрицания («не»), дизъюнкция («или»), импликация («если, то») и теории множеств (включение, пересечение и т.д.)
Недопущение логических противоречий и тавтологий.
Слайд 3Нерешаемые и игнорируемые задачи
Компактизация знаний.
Разработка приемов компактизации знаний ведет
к новым методам обучения –непосредственной передаче навыков и знаний.
Проблема
работы с контекстами.
Управление организмическими процессами:
Трансформации живых организмов»: «как превратить кошку в собаку». Отдаленная задача: адаптация организма к условиям космических объектов.
Управление биосферными процессами: как создать самоподдерживающуюся локальную биосферу
Проблема: отсутствие холистических КИ.
Управление сложными организмическми системами, частью которых является управляющая система:
Управление цивилизационным процессом: как создать самоподдерживающуюся культуру
Проблема: акт управления ведет к непрогнозируемому изменение управляющей системы.
Слайд 4Холизм и редукционизм
Идеальный целостный объект – объект, который задается круговой
процедурой взаимоопределения его элементов
Слайд 5Холистические инструменты
Целостность: проблема первого акта описания целостностей: выделение из целостности
ее элемента изменяет его.
Проистекающая отсюда проблема акта воздействия на всю
систему: выбор точки воздействия и характера воздействия.
Отсюда: целостность рождается из целостности.
Можно ли построить рациональную модель целостности? Какие для этого нужны когнитивные инструменты?
Слайд 6Сложные системы и сложное мышление
Сложная система — система, которая имеет
два или более неперекрывающихся описания. В предельном случае речь идет
о о бесконечном числе равным образом допустимых, непересекающихся проекций, потенциально противоречащих друг другу представлениях сложной системы
Слайд 7Контрафлексия
Контрафлексия – одновременное восприятие явления с нескольких несовместимых позиций
Примеры перцептивной
и языковой многозначности:
Слайд 8Контрафлексия
Примеры несовместимых позиций:
Слайд 9Состояния высокой неопределенности
Амерический акты
Слайд 10Языковые ограничения и их преодоление
Искусственные языки: перевод паралингвистического сопровождения в
языковые формы.
Ифкуиль:
Слайд 11Ифкуиль: пример описания
Марсель Дюшан: "Обнажённая, спускающаяся по лестнице, No.2"
"Aukkras êqutta
ogvëuļa tnou’elkwa pal-lši augwaikštülnàmbu"
"Сюрреальное отображение обнажённой женщины, спускающейся по лестнице
серией нескольких шагов - непроницаемо соединённых между собой телодвижений, оставляя за собой трёхмерный след, формируя вневременное независимое целое, воспринимаемое интеллектуально, эмоционально и эстетически."
Слайд 12Эйдографика
Базовая процедура эйдографики:
Примеры эйдограмм:
Слайд 13Процедуры формирования группового эйдографического языка:
созданию участником собственной эйдограммы, отражающей то
или иное понятие (аналог проставления «крестик» в матрице 1-го порядка);
созданию им эйдограмм, которые, по его мнению, создадут другие участники в отношении этого понятия (аналог определения матрицы второго порядка, в которую попадет крестик партнера, проставляющего свой крестик в матрице 1-го порядка);
созданию эйдограмм, которые по мнению участника создадут другие участники, пытаясь воспроизвести его собственную эйдограмму.
Слайд 14Графические языки
RN-язык Р. Михайлова
Слайд 15Уроки аутизма
Синдром саванта
Таммет: мгновенные вычисления. Два разных числа обладают разной
формой и разным цветом, когда Таммет их складывает — он
видит, как эти две формы меняются, сливаются воедино, рождая нечто новое — иной формы и оттенков. «Это — как чистая математика, отделимая от сознания человека» – математика в визуальной форме.
Слайд 16Многозначные языки и языки высокой плотности
Многозначные языки:«Янус-космологии». «Где пила?» «РОТ»
Язык
высокой плотности позволяет построить текст, в котором сдвиг на одну
букву в порождает новые осмысленные слова. Пример:
Текст «Охрамы», который при последовательном сдвиге на одну букву читается как «Охра – храм Рамы».
Язык высокой плотности, состоящий из десятибуквенных слов: текст, состоящий из двадцати букв, содержит в себе не два слова, а десять (уплотнение в 5 раз), из тридцати не три слова, а двадцать, стремясь при удлинении текста к 10-кратному уплотнению.
Слайд 17Замкнутые языки:
языки, любое сочетание букв которых порождает связный текст
«Буквица»
Слайд 18Когерентные игры
Схема игры:
Две стратегии: редукционисткая и холистическая
Слайд 19Психотехническое обеспечение
Последовательный переход от предметного к фоновому и смысловому слою
Методы:
деконцентрация внимания
- расщепление внимания на несколько потоков восприятия и
одновременное удержание
нескольких противоречивых
изображений одного объекта
выделение смысловых составляющих в различных объектах
и их свертка и развертка в других субмодальных средах
выделение смысловой составляющей и операции со смыслами;
формирование смыслов без чувственных референтов
- перенос разученных техник на интеллектуальные задачи
Слайд 20Последовательность работы
Амодальные смыслы
Операции по переходу в смысловой слой: свертывание образов
до смыслового переживания
Операции по развертыванию смыслов в новой модальной или
субмодальной среде
Формирование необычных объектов
Формирование необычных операций
Слайд 21Цифровизация и компенсирующие процессы: от цифры к смыслу.
Процесс:
Смысл (понимание)
– слово (описание) -
Число (количество+качество) – цифра
(однородное количество)
Контрпроцесс: восстановление
доминирования смысла