Слайд 1Формирование предпосылок учебной деятельности. Особенности и уровни развития учебной деятельности
у дошкольника. Формирование познавательных интересов и способностей.
Выполнила:
учащаяся 4
«Б» группы
«Дошкольное образование»
специальности 2-010101
Маскевич Екатерина
Слайд 2
Формирование предпосылок учебной деятельности.
Слайд 3 Учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение.
Важно с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы,
так как именно они являются важными мотивами человеческой деятельности.
Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными, так как доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, остаются мертвым грузом, не пригодным к применению. Таким образом, воспитание познавательных интересов и потребностей является первой предпосылкой формирования учебной деятельности.
Слайд 4Развитие учебной деятельности возможно прежде всего на основе осознанного вычленения
ребенком способа действий. Поэтому второй предпосылкой учебной деятельности в ее
развитом виде выступает овладение детьми общими способами действий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения.
Учебная деятельность — вид познавательной деятельности самого ребенка.
Слайд 5. Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей является
самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Дети начинают
осмысливать свои действия и их результаты, т. е. осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.
Слайд 6Четвертой предпосылкой учебной деятельности, которая должна быть сформирована у детей,
является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Поскольку
учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления реально производимого ребенком действия с образцом, т. е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.
Слайд 7Итак, рассмотрев вопрос об основных предпосылках учебной деятельности детей, можно
назвать основные компоненты этой деятельности: принятие задачи; выбор путей и
средств для ее осуществления и следование им; контроль, самоконтроль и самопроверка; личностный (мотивационный) компонент. Сюда относятся мотивы, побуждающие детей овладевать учебной деятельностью, включая познавательные интересы.
Слайд 8Особенности и уровни развития учебной деятельности у дошкольника.
Слайд 9А. П. Усова (1981) выделила 3 уровня, характеризующие различную степень
развития учебной деятельности.
I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех
процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности.
Слайд 10 II уровень — более слабый. Все признаки овладения учебной
деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут
обучаться, хотя и возможны всякие отклонения.
III уровень — начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии.
Слайд 11Формирование познавательных интересов и способностей.
Слайд 12
Познавательные интересы формируются в процессе:
1.Содержания обучения;
2.Познавательной активности ребёнка;
3.Усвоения
материала в форме дидактической игры;
4.Понимания ребенком характера вопросов.
Именно познавательные интересы
являются важными мотивами деятельности, выражают направленность личности, активизируют способности.
Слайд 13Взрослому для развития познавательных интересов дошкольника необходимо:
• создавать условия
ребенку для его активных действий;
• вовлекать в процесс самостоятельного
поиска;
• ставить вопросы проблемного характера;
• разнообразить учебную деятельность;
• показывать ребенку нужность, важность учебного материала («личностный смысл»);
• предлагать задания трудные, но посильные;
• планировать достижение результата, положительно оценивать;
• предлагать эмоциональный учебный материал.
Воспитание познавательных интересов — важная составная часть воспитания личности ребенка.
Слайд 14На основе этого багажа ребенок становится способным решать различные задачи.
Это умение является важнейшим критерием успешности учебной деятельности детей и
должно быть сформировано к концу дошкольного детства.
Таким образом, полноценное развитие учебной деятельности детей позволяет осуществлять формирование у них психологической готовности к школе, и в частности к школьному обучению.