Слайд 1Современный газетный дизайн
С.Б. Головко, 2008
Слайд 2Фотоиллюстрация – современный подход
Слайд 3Средства и приемы фотокомпозиции
Линия и тон
В любом фотографическом снимке легко
обнаруживаются два основных элемента, из которых состоит изображение. Это –
тона и линии, выступающие в самых различных соотношениях. Линия на фотографии не является первичным элементом, а возникает как производная от тона. Она представляет на снимке лишь раздел двух тонов, иногда ясный и четкий, иногда мягкий, а порой и вовсе расплывчатый
Слайд 4Контраст
К специфическим контрастам фотокомпозиции относятся:
- контраст света и тени;
- контраст
сюжетного центра и фона;
- контраст прямых и округлых, плавных и
ломаных линий;
- контраст близкого и далёкого;
- логические, смысловые контрасты;
- тональные контрасты;
- контраст состояний, положений;
- контраст характеров, эмоций, психологические контрасты;
- сюжетные контрасты, образующие причинно-следственную связь;
- контраст сцены и мизансцены;
- временной контраст;
- контрасты стиля.
Слайд 5Баланс
Формула идеального баланса следующая: 1/2 средне-серых тонов, 1/4 светло-серых и
1/4 черных.
Идеальный баланс бывает востребован редко. Гораздо лучший эффект
дает затемненное фотоизображение
Слайд 6Центры золотого сечения
По вертикали и горизонтали кадр условно делится на
три неравные части двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями в
соотношении 3/8:2/8:3/8
Слайд 7Сегодня в теории и практике фотографии есть более интересные и
разносторонние решения. К ним стоит отнести «метод диагоналей» Э. Вестхоффа,
который основан на представлении кадра как двух перекрывающихся квадратов
Слайд 8Кадрирование
В кадре, в направлении происходящего в нем движения, либо поворота,
жеста, взгляда человека в снимках портретного жанра оставляется некоторое свободное
пространство
Часто во время съемки фотограф определяет границы кадра лишь приблизительно, с расчетом более точно кадрировать снимок впоследствии. Однако эти возможности не следует переоценивать. В процессе печати может быть лишь несколько уточнена общая композиция снимка, задуманная автором и уже почти полностью осуществленная при съемке.
При печати уже не могут быть выправлены ошибки, связанные с неправильным определением высоты точки съемки или смещения ее по горизонтальной плоскости.
Слайд 9Центр композиции
Для точного и выразительного построения рисунка изображения, фотограф
должен иметь четкое представление о смысловом центре своей композиции, на
который и будет сделан акцент в его фотографии.
Смысловыми центрами являются лица людей, которые для восприятия значат больше, чем все остальное содержание снимка.
Более сильным смысловым центром изображения является любое действие, происходящее в кадре. Еще более сильным – ярко выраженная эмоция – смех, крик, плач, гримаса – которая также мгновенно становится центром композиции и внимания зрителя, независимо оттого, что еще изображено на снимке.
Слайд 10 Приемы выделения смыслового
и изобразительного центров:
размещение главного сюжетного мотива в
центральной части картинной плоскости;
правильный выбор крупности плана;
тональная организация кадра;
сопоставление объекта
и фона по степени резкости;
световой рисунок кадра;
сопоставление объекта и фона по тональному контрасту.
Слайд 11Линейная перспектива
Линейная перспектива возникает, когда мысленно проведенные через смысловые координаты
объекта линии как бы сходятся в одной или нескольких «точках
пересечения».
Чем резче схождение линий, тем сильнее впечатление трехмерности.
Иногда точки пересечения попадают в кадр, но чаще они оказываются в воображаемом пространстве за кадром
Слайд 12Высота точки съемки
С помощью нижней точки съемки можно освободить кадр
от пестрого, загруженного деталями фона и спроецировать фигуры или предметы,
составляющие сюжетный центр картины, на спокойный фон неба и тем оттенить и выделить их в кадре. А в некоторых случаях нижняя точка съемки сообщает изображению эмоциональную приподнятость.
При верхней точке съемки фигуры и предметы проецируются на фон земли, а это подсказывает зрителю, что они, как бы прижатые к земле, потеряли свою высоту, принижены
Слайд 13Ракурс
Точки съемки – верхние или нижние и одновременно близкие к
объекту съемки дают особый перспективный рисунок кадра, необычную перспективу –
ракурс.
Изменение характера перспективного рисунка изображения при ракурсной съемке происходит потому, что здесь начинает сказываться близость расстояний от объектива съемочного аппарата до снимаемого объекта.
В результате знакомые пропорции объектов съемки – здания, фигуры людей и пр. – в ракурсном изображении изменяются
Слайд 14Тональная (воздушная) перспектива
Четкость и ясность очертаний предметов теряется по
мере их удаления от глаза наблюдателя. Одновременно уменьшается и насыщенность
цветов, которые по мере удаления теряют степень своей выраженности, разбеливаются.
Контрасты светотени в глубине смягчаются. Глубина и дали кажутся более светлыми, чем фигуры и предметы переднего плана, находящиеся в непосредственной близости от фотографа.
Слайд 15Световое решение снимка
Светлое и темное – это важнейшие компоненты палитры
и художника и фотографа. Для передачи на снимке объемов, пространств,
рельефов, фактур, то есть привычных характеристик объемного и пространственного действительного мира, используются и светотень, и светотональные сочетания.
И здесь проявляется так называемая изобразительная функция освещения. Цель фотографа на этом этапе – свободное и выразительное изображение объемов и пространства, т.е. тех черт действительности, которые впрямую на снимке не фиксируются.
Иллюзии объемов и пространства фотограф добивается своими изобразительными средствами, используя закономерности линейной и тональной перспектив, и, конечно, освещению здесь отводится едва ли не первостепенная роль
Слайд 17Характер освещения
Свет — это основной материал фотографа. Количеством света
определяется, возможно ли вообще сделать снимок, а от его качества
и направления зависит, как объект будет передан на изображении.
Чтобы хорошо скомпоновать кадр, нужно научиться предугадывать, как изменение освещения повлияет на окружающие предметы.
Освещение способно передать настроение, привлечь внимание к какой-то детали, подчеркнуть либо исказить форму, выделить фактуру.
Слайд 20Электронная коррекция светового рисунка
Дизайнер самостоятельно может создать на фотографии световой
рисунок, выявить ее трехмерность.
Портрет снят при общем рассеянном освещении. Фотограф
не потрудился использовать дополнительный осветитель, в результате чего лицо юноши получилось плоским, а вся фотография – мало привлекательной.
Слайд 21Довершаем незаконченный процесс на компьютере. Расположим виртуальный боковой источник направленного
мягкого света слева от фигуры.
Левая часть лица, соответственно, осветится
сильнее, а на правой, наоборот, возникнут тени.
Необходимо тщательно проработать все детали – скулы, щеки, нос, подбородок. Соответствующими инструментами мы добиваемся нужного эффекта.
Лицо приобретает некоторый объем, фотография становится гораздо живее и привлекательнее
Слайд 22Соотношение объекта и фона
От соотношения объекта и фона во
многом зависит слаженность изобразительной формы снимка, единство его линейного, светового
и тонального решения.
Слайд 23Лаконизм фотографического изображения
Лаконизм как средство художественной выразительности предполагает простоту
конструктивного построения снимка, использование минимума изобразительных элементов для полного и
всестороннего раскрытия темы.
Но, конечно, лаконизм не означает такого обеднения кадра элементами, при котором снимок становится схематичным.