Слайд 1Фразеологизмы
для начальной школы
Слайд 2Цель: Познакомить учащихся с фразеологизмами.
Задачи:
- Объяснить детям, зачем нужны
фразеологизмы.
- Учить ребят начальной школы употреблять фразеологизмы в речи.
Слайд 3Фразеология - это наука, изучающая устойчивые выражения.
Слово «фразеология» произошло от
греческих слов «фразис» - выражение и «логос» -учение.
Слайд 12Как с гуся вода
человек ни на что не реагирующий
Если
на человека не действуют упреки, если и он не реагирует
на призывы к совести, про него говорят: "Ему все как с гуся вода!" То есть любые воспитательные беседы в этом случае бесполезны и скатываются с человека, как вода с гусиных перьев.
Слайд 13Профессор кислых щей – незадачливый, плохой мастер
Кислые щи - немудреная
крестьянская еда: водичка да квашеная капуста. Приготовить их не составляло
особых трудностей. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, это означало, что ни на что путное он не годен.
Слайд 14Аршин проглотить
Держаться неестественно прямо.
Турецкое слово «аршин», означающее
меру длины в один локоть, давно уже стало русским. До
самой революции русские купцы и мастеровые постоянно пользовались аршинами - деревянными и металлическими линейками длиной в семьдесят один сантиметр. Представьте себе, как должен выглядеть человек, проглотивший такую линейку, и вы поймете, почему это выражение применяется по отношению к чопорным и надменным людям.
Слайд 15Всыпать по первое число
Сурово наказать, отругать кого-либо
Уж что-что, а это-то
выражение вам знакомо... И откуда оно только свалилось на вашу
несчастную голову! Не поверите, но... из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, прав или виноват. И если наставник переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.
Слайд 16Зарубить на носу
Запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
Слово «нос» тут вовсе
не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит
«памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались носами.
Слайд 17Гнаться за двумя зайцами – делать одновременно несколько дел
«За двумя
зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» - гласит русская
пословица. Не стоит браться сразу за несколько дел, толку будет мало. Сделай одно – потом начинай другое. Существует ещё выражение убить двух зайцев. Тут уже смысл несколько иной: успешно выполнить одновременно два дела; добиться осуществления двух целей
Слайд 18Как курица лапой
писать небрежно и неразборчиво, так, что
нельзя понять.
Маленький Петя был высмеян папой:
"Что же ты ПИШЕШЬ,
КАК КУРИЦА ЛАПОЙ?" Пискнул обиженно бедный ребенок:
"Я ведь не курица, только цыпленок!"
Слайд 19Подложить свинью.
Втихомолку сделать какую-нибудь гадость. Напакостить.
По всей вероятности, это
выражение связано с тем, что некоторые народы по религиозным соображениям
не едят свинину. И если такому человеку незаметно подкладывали в пищу свиное мясо, то этим оскверняли его веру.
Слайд 20Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, красивой, яркой.
Их можно
применять в разных жизненных ситуациях.
Чем богаче словарный запас тем
интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
Но чтобы «не попасть в просак», необходимо точно знать.
Что означает каждый фразеологизм.