Слайд 1Современные проблемы науки и производства
Инновационный менеджмент
Слайд 2Несколько точек зрения
1.«Инновационный» = хороший
Например, М. Робертс в книге
«Идеальный инновационный менеджмент» делает акцент на технике ведения переговоров, организационных
аспектах реализации инновационного проекта, технике принятия управленческого решения и методах разрешения конфликтных ситуаций.
В книге Симагути Мицуаки «Эпоха системных инноваций» рассматриваются примеры рационального и нерационального сочетания различных приемов маркетинговых и организационных мероприятий для успешной реализации нового продукта.
Слайд 32. Инновационный менеджмент – это управление организациями, осуществляющими инновационный процесс
«Организационные структуры инновационного менеджмента – это организации, занимающиеся научными исследованиями
и разработками».
Учебник С.Д.Ильенковой и Л.М. Гохберга
Слайд 43.Инновационный менеджмент – управление изменениями в организации
Такой взгляд следует,
например, из определения инновации «… как целенаправленно проводимых изменений во
всех сферах хозяйственной деятельности компании для адаптации к внешней среде с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования компании»
Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005
Слайд 54.Инновационный менеджмент – управление техническим развитием
Например, И.В.Афонин предметом инновационного
менеджмента считает «управление товарно-продуктовым и технико-технологическим развитием предприятий»
Слайд 6самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование
и обеспечение достижения организацией инновационных целей путем рационального использования интеллектуальных,
материальных, трудовых и финансовых ресурсов
Слайд 7Этапы (генезис)
Идейно-индивидуальный
Управление исследованиями и разработками
Управление проектами
Подчинение исследований
и разработок выработанной стратегии развития компании
Интеграция со стратегическим управлением
Интеграция с элементами внешней среды
Слайд 8Идейно-индивидуальный
Изобретатели одиночки (Джеймс Уатт)
Идея = озарение
генерация идей и
создание прототипов
Управление = min
Слайд 9Управление исследованиями и разработками (начало)
В конце XIX века химия и
физика развились в такой степени, что стало выгодно использовать имеющееся
научное знание и научные методики более систематически
специализированные лаборатории,
применение новой технологии при производстве новых видов продукции на системной основе
Управление инновационным процессом на данном этапе начинает приобретать системный характер, но его развитие ограничено небольшими размерами исследовательских лабораторий.
Слайд 10Управление исследованиями и разработками (max= 60-е гг.)
появился новый вид деятельности
– управление исследованиями и разработками
Для этого этапа характерно стремление
пригласить на работу ученых –творцов и их сотрудников, обеспечить им такие условия, которые помогли бы добиться оптимальных результатов
Основные достижения в области разработки и коммерциализации: нейлон, полиэтилен, телевизор, самолет, автомобили
Слайд 11Управление проектами
Создание системы «исследования-производство-маркетинг»
доминирует проектное управление
Стало важным планировать
виды деятельности всех участвующих сторон, избегать потерь времени, экономить дефицитные
ресурсы. Руководство проектом ограничивалось планированием и разбивкой общего задания на отдельные виды работ и их обеспечением необходимыми ресурсами.
Слайд 12Подчинение R&D общей стратегии развития компании
И. Ансофф и Р. Эккофф
целенаправленное
планирование видов деятельности, связанных с разработкой новой продукции и распределением
дефицитных ресурсов
По образному выражению Феликса Янсена, исследования и разработки в это время переживают период «дисциплинирующего планирования»
Слайд 13Интеграция со стратегическим управлением
В ходе разработки новых продуктов могут появиться
новые возможности, которые оказывают определяющее влияние на стратегию
текущие стратегии приходится
адаптировать к изменившимся условиям
Генри Минцберг рассмотрел эту проблему в своей книге «Возвышение и падение стратегического планирования»
Слайд 14Интеграция с элементами внешней среды
Интеграция с поставщиками (аутсорсинг)
Включение в инновационный
процесс потребителей («петель обратной связи» с потребителями, чего удавалось добиться
за счет включения их в более ранние этапы процесса разработки нового продукта)
Создание стратегических альянсов с другими компаниями, для совместного развития сопряженных технологий
Слайд 15Пример альянса
Например, для ускорения процесса потребления своих новых микропроцессоров компания
Intel делает доступными для других компаний свои разработки в области
производства компьютерного обеспечения. Результатом является увеличение закупок персональных компьютеров, что обеспечивает устойчиво растущий спрос на микропроцессоры Intel.
Слайд 16Современный этап характеризуется
Акцент на человеческом факторе и командной работе
Управление
знаниями
Слайд 17Итого:
Инновационный = современный и хороший
Управление R&D
Управление изменениями
Управление технологическими инновациями
Слайд 18Школы и подходы в развитии менеджмента
Деловое администрирование (Школа научного управления
+ административная школа) - внедрение IT управления производством
Школа психологии и
поведенческих наук - современные системы мотивации, командная работа
Количественная школа - инструменты финансового менеджмента и прогнозирования (соответствующие IT), система сбалансированных показателей
Системный подход – концепция динамического преимущества, совершенствование технологии выработки стратегий, национальная инновационная система
Ситуационный подход - управление знаниями (технологический и персонифицированный подход)
Слайд 19Управление R&D
Бизнес-процессы коммерциализации
Особенности интеллектуального продукта
Слайд 20Управление изменениями
Классификация
Теории жизненного цикла организаций
Особенности управления в ситуации организационных
изменений
Реинжиниринг бизнес-процессов
CRM концепция
Слайд 21Управление технологическими инновациями
Цель и задачи, уровни и технология управления технологическими
инновациями
Сущность и классификация инноваций
Особенности инноваций как объектов управления
Слайд 22 Обеспечение долговременного функционирования предприятия, на основе эффективной организации
инновационных процессов и обеспечения высокой конкурентоспособности инновационной продукции
Критерии
эффективности
Экономические
параметры, позволяющие соизмерять затраты на инновационную деятельность и доходы от реализации инновационной продукции
Слайд 23Задачи инновационного менеджмента
Внешние:
учет потребительского спроса и объективных тенденций НТП
научно-техническое прогнозирование
оценка
и использование прогрессивного опыта и передовых достижений конкурентов (бенчмаркинг инноваций,
патентный поиск)
учет экологической ситуации и планирование природоохранных мероприятий
развитие аутсорсинга в инновационных программах
Слайд 24Задачи инновационного менеджмента
Внутренние :
выработка стратегической инновационной концепции предприятия;
определение тематических направлений
деятельности и формирование инновационных проектов и программ;
построение организационной структуры и
структуры управления инновациями;
планирование процессов создания, производства и реализации инновационной продукции;
составление расписаний и контроль за их исполнением;
создание благоприятного инновационного климата и высокой мотивации интеллектуального труда.
Слайд 25
У р о в н и объектов ИМ
Инновационный менеджмент
мировая система
национальные инновационные системы (НИС)
отрасли и сферы деятельности
региональные
ИС
Макро-уровень
предприятие
направление
службы/отделы, лаборатории,
группы специалистов
проект
Микро-уровень
Слайд 26Содержание процесса управления инновациями
Слайд 27Термин «инновация» введен в экономическую науку американским ученым Йозефом Алоизом
Шумпетером (J.A.Schumpeter, 1883-1950) в 1911 г. в работе «Теория экономического
развития».
Й.Шумпетер выделил пять комбинаций факторов:
Создание продукции с новыми свойствами;
Использование новых технологий;
Использование нового сырья;
Изменения в организации производства и его материально – техническом обеспечении;
Появление новых рынков сбыта
Слайд 28Й.Шумпетер
Определение инноваций, классификация инноваций
Эффективная конкуренция
Роль предпринимателя
Созидательное разрушение
Слайд 29
Является результатом творческого процесса (интеллектуальной, научной, научно-технической деятельности) в виде
новой продукции (техники), технологии, метода и т.п.
Новое, обладающее существенным отличием,
техническое решение задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, облегчает условия труда и обеспечивает его безопасность
Слайд 30
Конечный результат творческой деятельности - новый или усовершенствованный продукт, реализуемый
на рынке, новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической
деятельности
Слайд 31Признаки инноваций:
Новизна потребительских свойств
Способность удовлетворять рыночный спрос
Производственная реализуемость
Коммерческая реализуемость
Слайд 32Творческая деятельность, связанная с созданием и реализацией инноваций.
Содержательно она
заключается в осуществлении инновационного процесса или процессов и включает целый
комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.
Слайд 33Совокупность действий, стадий и этапов работ, направленных на получение новых
знаний и преобразование их в инновационную продукцию, т.е. подготовка и
осуществление инновационных изменений.
Последовательная цепь событий, видов работ и этапов, составляющих часть инновационного процесса, связанная с возникновением первой конкретной идеи и масштабным распространением ее в практике.
Слайд 34Часть народнохозяйственного комплекса, в котором обращаются (создаются и распространяются) инновации
Организации,
способствующие осуществлению инновационной деятельности
Слайд 35Выбор инновационного развития в качестве доминирующего:
Инновации стали ключевым фактором устойчивого
экономического развития стран
Инновации определяют конкурентоспособность бизнеса
Инновации позволяют выйти на
мировые рынки наукоемкой продукции
Инновации увеличивают долю нематериальных активов в рыночной стоимости компаний
Слайд 36Классификация инноваций позволяет:
четко определить место каждой инновации в их
общей системе и отличительные характеристики данной инновации
осуществлять «привязку» к типу
инноваций тот или иной тип стратегии
конструировать экономические механизмы и организационные формы управления в зависимости от типа инноваций
определять формы реализации и продвижения на рынке
Слайд 37Признаки классификации инноваций
Характер результата
Цель осуществления инновации
Предмет инновации
Степень радикальности
Сфера приложения
Источник инновационной
идеи
Фаза коммерциализации
Слайд 38Продуктовые
Процессные
Введение нового продукта
Введение нового метода производства
Создание нового рынка
Освоение нового сырья
Реорганизация
структуры управления
Стратегическая
Реактивная
(кризисная)
Базисные
Улучшающие
Рацианализи-рующие
Слайд 39Руководство Осло
Продуктовые
Процессные
Маркетинговые
Организационные
Слайд 40Продуктовая
Внедрение товара или услуги, являющихся новыми или значительно усовершенствованными
по части их свойств или способов использования
Может быть комбинацией существующих
технологий
МР3-плейер=ПО+min жесткий диск
Изменение области использования
Слайд 41Процессная инновация
Внедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставки
продукта (быстрее, дешевле и т.п.)
Оборудование, ПО
Использование штрих-кода
Используются как в основных,
так и во вспомогательных процессах (ремонт)
Слайд 42Технологические инновации
Инновация-процесс+ инновация продукт
Слайд 43Нетехнологические инновации
Маркетинговая инновация
Организационная инновация
Слайд 44Маркетинговая инновация
Внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в упаковке
продукта, складировании, дизайне, продвижении, назначении цены и т.п.
Часть новой концепции,
собственная или заимствованная
Слайд 45Организационная инновация
Внедрение нового организационного метода в деловой практике фирмы, организации
рабочих мест или внешних связях (сокращение административных или оперативных издержек,
расширение доступа к информации, повышение степени удовлетворенности трудом)
Изготовление «под ключ»
Системы обучения персонала
Кодификация знаний
Новые принципы структурирования деятельности
Аутсорсинг
Слайд 46Системность и различия
Различия:
Цели продуктовых и процессных (технологических) – в области
производства, вида деятельности
Цели нетехнологических инноваций – в увеличении объема продаж
и снижении издержек без технологических изменений
Слайд 47Системность
Новый продукт – новый маркетинг
Новая технология – новая организация
Продукт –
Процесс- Маркетинг – Организация
Концепция ТАМО – Феликс Янсен
Слайд 48Примеры:
Книжный магазин внедрил систему продажи книг через Интернет (???)
Компания, специализирующаяся
на интернет-рекламе предлагает услуги по продаже книг (???)
Слайд 49 Технологические инновации
Конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в
промышленности в виде технологически новых продуктов и процессов, в сфере
услуг – технологически новых или значительно усовершенствованных услуг и способов оказания услуг
Слайд 50Стратегические
Реактивные
(кризисные)
Инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения
компанией стратегических конкурентных преимуществ в перспективе
Инновации, обеспечивающие выживание компании
Цели инновации
Слайд 51
Новый или усовершенствованный продукт, товар
Новая технология или способ
производства
Новые виды материалов, сырья или источники их получения
Новые
рынки сбыта или сегменты рынков
Новые формы и методы организации и управления деятельностью предприятия
Инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения компанией стратегических конкурентных преимуществ в перспективе
Предмет и сфера приложения
Слайд 52
К ним относятся принципиально новые продукты и процессы,
Базисные инновации
Степень
радикальности
Слайд 53
Создают новые функции и элементы уже существующих продуктов и процессов
Улучшающие
продуктовые инновации
Степень радикальности
Слайд 54
Затрагивают частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий.
Обычно тормозят
технический прогресс.
Рационализирующие инновации (псевдоинновации)
Степень радикальности
Слайд 55Новая для отрасли в мире
Новая для отрасли в стране
Новая для
предприятия
Научно-техническая
Производственная
Социальная
Экономическая
Нужды потребителей
Научно-технические
прогнозы
Слайд 56Особенности инноваций как объектов управления:
Вероятностный характер инновационных процессов
Низкий уровень технологической регламентации
Длительный период протекания
Однократность,
не повторяемость инновационных процессов
Способность к диффузии, проникновению в смежные области
Быстрые темпы морального устаревания результатов
инновационной деятельности
Неотчуждаемый характер конечного продукта (новых знаний)
Персонифицированный характер труда
Отсутствие детерминированной связи между усилиями и
результатами
Наличие технологических пределов и разрывов в развитии
Слайд 57Источники инновационной неопределенности
Слайд 58Рыночная неопределенность инноваций:
Состав новых потребностей
Масштабы новых потребностей
Динамика изменения потребностей
Скорость распространения
инновации
Слайд 59Технологическая неопределенность инноваций
Реальность обеспечения заявленных функций
Соблюдение установленных сроков
Возникновение побочных эффектов
Появление
конкурирующих технологий
Слайд 60Неопределенность конкурентной среды инноваций:
Состав конкурентов
Инновационные стратегии конкурентов
Прогнозные параметры конкурирующих продуктов
Слайд 61Технологический предел – естественные границы и динамика изменения параметров инновационного
объекта в зависимости от затрат на его развитие
Слайд 62ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ – РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ПАРАМЕТРАМИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЗАМЕЩАЕМОГО И ЗАМЕЩАЮЩЕГО
ОБЪЕКТОВ, КОТОРОЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОКРАЩЕНО ПОСРЕДСТВОМ УВЕЛИЧЕНИЯ ЗАТРАТ НА
РАЗВИТЕ ОБЪЕКТА
Разрыв по результатам Разрыв по времени (затратам)
Слайд 63Технологический уклад - группа технологических
совокупностей, функционирующих на
основе
сходных научно-технических принципов.
Технологический уклад основан, как правило, на
кластере взаимосвязанных базисных инноваций
Технологический уклад характеризуется :
ядром
ключевыми факторами
организационно – экономическим механизмом
регулирования
периодом жизненного цикла
Слайд 65Цикличность
Сущность теории волновых колебаний в общественном производстве Н.Д. Кондратьева
Причины
длинных, средних и коротких циклов
Категория «Изобретение» в теории Н.Д.Кондратьева
Другие теории
развития