Слайд 1Исторические типы (модели) обучения
Слайд 2ДОГМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Ориентация на усвоение догматов церкви
Механическое заучивание текстов
«Правильная» ориентация человека
в обществе и культуре, его соответствие строгим нормативам
Приоритетная задача: дисциплинированность,
наставление, приведение к общему
«Кратчайшим путем вывести ребенка на определенную модель поведения, сведя до минимума рациональную ориентировочную основу такого поведения с помощью иррациональных бессознателных регуляторов»
«Правильное» поведение – любой ценой!
Слайд 3Предметно-знаниевая модель
Я.А. Коменский
Наука – изучение природы
Школа должна давать детям знания
и мире природы, жизнедеятельности человека, открывать путь в «лабиринтах бытия»,
раскрывать ценности земной и небесной жизни
Суть обучения – сформировать у учащихся ориентировочную основу жизнедеятельности в природной и социальной среде
Выделено в структуре содержания вместо эмпирического, наглядно-образного описания природы ПОНЯТИЙНОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
Понятие не описывает явление или вещь, а свойства, отношения, его суть (абстрагирование, моделирование…) = ИНСТРУМЕНТ
Эффективность обучения определяется степенью сформированности у ученика специальной УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в процессе которой ученик овладевает другой предметной деятельностью
Назначение педагога – помощь в преодолении дефицита ориентировки и самостоятельности
Фундаментальное развитие модели – в трудах К.Д. Абульхановой-Славской, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, М.А. Данилова, И.Я. Лернера, Д.Б. Эльконина, Дж. Брунера, Дж. Келли и др
Слайд 4Метапредметная модель
Недостаточно ПРЕДМЕТНЫХ «ориентировок»
Требуется не столько наличие понятий, сколько СПОСОБНОСТЬ
их создавать
Кроме предметной обученности необходимо общее интеллектуальное развитие
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (формирование некоторых универсальных свойств вне зависимости от того, какой предмет изучается)
Опыт межпредметного творческого мышления – специфическое содержание развивающего обучения
Слайд 5Метапредметная модель (развивающее обучения)
Школа Ж.Пиаже vs Школа Л.С. Выготского
Обучение ведет
за собой развитие
Зона ближайшего развития (Л.С. Выготский) – мера соотношения
самостоятельности ученика и помощи со стороны взрослого
Ребенок не обучается и развивается, а развивается, обучаясь и воспитываясь (С.Л. Рубинштейн)
Две системы развивающего обучения: Л.В. Занкова и В.В. Давыдова
Слайд 6Культурологическая модель
70-е годы XX века – М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер,
В.В. Краевский
Содержание образования = слепок с основных видов культурного опыта
и представляет собой четыре подструктуры такого опыта:
Модель описывает не перечень культурных навыков и свойств человека, а задает КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАННОСТИ
Научиться ОПЫТУ
Слайд 7Личностно-ориентированная модель
Развитие иных структур в личностно-смысловой сфере индивида
Способность «занимать определенную
позицию» = ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ
Обучить личностному опыту НЕЛЬЗЯ, НО можно создать
СИТУАЦИЮ, в которой он обретается
Открытие смысловых аспектов образования – «выйти за пределы учебной задачи и взглянуть на свою школьную жизнь в аспекте ее перспектив и смыслов»
Условия создания личностно-развивающей ситуации:
постановка учебных задач и проблем в плане интересов, способностей и жизненных перспектив ребенка
Смыслопорождающий диалог (Не ЧТО и КАК, а ЗАЧЕМ?)
Побудить ученика проявить свою позицию
Слайд 8Компетентностная модель
На первом месте выступает не информированность ученика, и УМЕНИЕ
РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ
Постановка самой задачи, проектирование, оценка нового опыта, рефлексия и
контроль эффективности собственных действий
Основной метод – проектный
Компетентность не сводится к сумме знаний и умений. Это сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта
Компетентности обучить нельзя
Учебная деятельность сама становится предметом усвоения
Слайд 9Информационная модель
Цифровая вселенная: изменения в производстве, образе повседневной жизни, работы,
учебы, досуга и мышления
Единство методов научного познания и методов обучения
(Е.В. Данильчук), единство обучения и производства
Главное приобретение эпохи компьютеризации – усиление позиции обучающегося как субъекта своего образования
Ученик становится субъектом не только учебной, но и обучающей деятельности