Слайд 1Функции рассуживания и политической коммуникации
А.Ю.Сунгуров
Введение в специальность
Лекция 6
Слайд 2Почему мы не используем слова «судебная функция?»
К сожалению, слово
«суд» у нас ассоциируется со
словами «осудить», «присудить» и т.д. – т.е. с функцией «приговора».
Отсюда и тезис о том что у нас существует в основном КАРАТЕЛЬНОЕ правосудие
Поэтому правильнее использовать непривычный для нас термин «Рассуживание»
Слайд 3Что такое «рассуживание»
Под «Рассуживанием» в рамках системного подхода понимается адаптация
общих нормативных принципов (законов) к конкретной жизненной ситуации.
Т.е. что-то ближе
к нашим Арбитражным судам
Когда две стороны считают, что закон на их стороне – и кто-то их должен рассудить.
Это относится и с спору «гражданин – государство» ( в лице чиновника или нормотворческого органа)
А также к спорам разных ветвей и органов власти
Слайд 4Наличие такой функции
Позволяет гарантировать реальное разделение властей
Осуществление демократических принципов
И реализацию
прав человека
Однако ее реализация – очень непростое дело.
Слайд 5Какие же органы отвечают за функцию рассуживания?
Прежде всего, это –
судебная система
Но не только
Сегодня это – Уполномоченные по правам человека
Третейские
суды
Квазисудебные внутриведомственные органы
И т.д.
Слайд 6Судебная власть
Исторически – сначала была в руках Короля (князя), однако
затем постепенно отделилась и стала все более независимой
В Новгородской Республике
– Судебную власть осуществлял Князь, который НЕ ОБЛАДАЛ властью исполнительной, а «нанимался по договору»
Все либеральные реформы в России затрагивали и судебную власть
Слайд 7Так, реформы Александра II
включали Великую судебную реформу 1864 года,
подарившую России
суд присяжных,
независимых и несменяемых коронных судей,
неизвестную дотоле
свободную, талантливую адвокатуру,
мировых судей.
В условиях абсолютной монархии, по выражению одного из наиболее выдающихся юристов того времени, возникла "судебная республика".
Слайд 990-годы ХХ века – Вторая либеральная судебная реформа
Учреждение в России,
на основе принципа разделения властей, самостоятельной и независимой судебной власти,
отделенной от властей законодательной и исполнительной.
Введение несменяемости судей как гарантии реальной независимости судей.
Учреждение судебного контроля за исполнением Конституции законодательной и исполнительной властями и создание с этой целью Конституционного Суда.
И т.д. (Б.Золотухин, С.Пашин)
Слайд 10Проблемы 2004 г.:
Судьи оказались независимы не только от власти, но
и от общества
Все судьи вышли из Советской системы
Сохранился обвинительный
укдон приговоров
Сообщество стало избавляться от «белых ворон» - пример С.Пашина.
Суды присяжных отражают лющественное мнение, а оно далеко не всегда прогрессивно (дело Ульмана, чеченской террористки)
Слайд 11Пашин С.А., род. 1962 г.,
1992 -
1995 - начальник отдела судебной реформы Администрации Президента РФ
1996 - 2001 - судья Московского городского суда
С 2001 г. – профессор МИЭПП
Слайд 12Карательное и восстановительное правосудие
Задача Карательного правосудия – найти виновного и
его достойно покарать
Задача Восстановительного правосудия – восстановить мир в общине.
Пример
– общинный суд русской деревне
«Прав то Петров, а жить им здесь!»
Пример – драка соседей, работа на приусадебном участке
Особая важность – для ювенальной юстиции
Слайд 13В странах Европы и США по мере развития демократии
Суд
постепенно взял на себя и контрольную функцию по отношению к
исполнительной власти
А Конституционный суд- по отношению к власти законодательной
В авторитарно-монархических странах функция «Государева контроля»
Была возложена на институт Прокуратуры
Он был введен в России Петром I в 1722 г. после неудачи с тайной службой фиксалов
Слайд 15Указе Петра I "О должности Генерал-прокурора"
«сей чин, яко око
наше и стряпчий о делах государственных». Прокуроры имели назначение выполнять
роль "взыскателей наказания" и одновременно "защитников невинности".
Первым Генерал-прокурором стал известный в истории России государственный деятель — П. И. Ягужинский.
Слайд 16«Император понимал, что нужно создавать новое учреждение, стоящее как бы
над Сенатом и над всеми другими государственными учреждениями…
Прокуратура создавалась в
России как представительный орган прежде всего императорской власти, осуществляющей от ее имени и по ее поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных учреждений»
О.Е.Кутафин. Предисловие к книге А.Г.Звягинцева и Ю.Г.Орлова «Око государево. Российские прокуроры, XVIII век. – М.: РОСПЭН, 1998, с. 6.
Слайд 17Из Информационного доклада Совета Европы
При вступлении в Совет Европы Россия
обязалась провести реформу прокуратуры
Прокуратура обладает полномочиями, которые в большинстве
государств - членов Совета Европы переданы другим органам, например административным судам, институтам омбудсмана или судьям:
проверка всех административных актов на предмет их законности, надзор за соблюдением прав человека и гражданских прав, функции надзора в местах лишения свободы и выдача ордеров на арест
Слайд 18Совет Европы, Страсбург Дворец прав человека, где расположен Суд по
правам человека
Слайд 19Институт, главная функция которого заключается в том, чтобы выдвигать обвинение
(например, в уголовном правонарушении) и который, следовательно, априори защищает интересы
государства,
не может одновременно противостоять государству;
в равной степени учреждение, которое санкционирует арест того или иного лица, не может одновременно гарантировать ненарушение прав этого арестованного лица.
Г-н Рудольф Биндиг, Германия, Эрнст Мюлеманн, Швейцария
http://nadzor.pk.ru/analit/show_a.php?id=154
Слайд 20Институт Омбудсмана
Достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав
отдельных граждан,
осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за
всеми государственными должностями,
но без права изменения принятых ими решений.
Получил развитие в мире после 1960-х гг
Существует более чем в 100 стран мира
Слайд 21Институт Омбудсмана (в России - Уполномоченного по правам человека)
Это важнейший
институт внесудебного рассмотрения жалоб и заявлений жителей,
позволяющий не только
исправить отдельные случаи несправедливости,
но и выявлять «сбои» и недочеты в самом механизме власти, т.е.
делать работу властных структур более эффективной и четкой.
Слайд 227-й Круглый стол УПЧ в Калининграде, март 2003 г.
Слайд 23Функция политической коммуникации
Реализуется прежде всего средствами массовой информации (СМИ)
Но –
также и
Оборотом документов и информации в системе исполнительной власти
Меньшие системы
есть и в двух других властных ветвях
Партии имеют свои системы информационного обмена
Это же относится и неправительственным организациям
Слайд 24Информационные потоки
Это своего рода «кровеносная и нервная системы» политической системы,
как организма.
Именно благодаря этой функции граждане, которым на самом деле
принадлежит власть,
Узнают, что и как сделали или - не сделали
Избранные ими депутаты и президенты, либо назначенные этими депутатами и президентами государственные служащие
И только обладая этой информацией
Они смогут сделать осознанный выбор
На следующих выборах
Слайд 25Поэтому свобода слова и независимые СМИ
Справедливо считаются одной из главных
основ демократического режима.
А усиление авторитарных тенденций как правило начинается с
наступления на независимые СМИ (пример – ситуация с НТВ)
Во многих странах также существует практика действительно Общественного телевидения,
Не зависимого ни от государства, ни от частных владельцев
Слайд 26Информация должна быть свободной, как тигр, но может оказаться и
такой же опасной
Слайд 27Интернет как особый вид СМИ
Или это – «дневник, забытый на
скамейке»?
Особенностью системы Интернет является ее распределенность в пространстве
Интернет-сайты принципиально невозможно
подвергать предварительной цензуре
Их можно только уничтожить, «взломав»
Иногда даже говорят о новой «Интернет-реальности»
Слайд 28Для ответственных граждан Интернет является:
Источником получения информации
Важным каналом коммуникаций между
ними, а также экспертами и исследователями
Механизмом обеспечения
открытости власти
Каналом и формой общественного участия
Слайд 29В современной России Интернет был освоен
Прежде всего общественными, некоммерческими организациями,
А уже только затем он понемногу входит в жизнь правительственных
структур.
При этом сохраняется вероятность
Имитации общественного участия, в том числе и посредством Интернет-технологий
(Сморгунов Л.В., 2004)
Слайд 30Концепция Электронного правительства
Позволяет приблизиться к формам реального общественного участия,
Однако
и здесь возможные имитационные технологии.
Проблема также в том, что лишь
малая часть населения России имеет доступ к Интернету
Но это и способ адресоваться именно к ней
(Объявление о конкурсе кадрового резерва было сделано С.Кириенко именно через Интернет)
Слайд 31С.В.Кариенко, полномочный Представитель Президента РФ в ПФО, выступает на Тольятинском
диалоге, ноябрь 2002 г.
Слайд 32Судебная власть и СМИ
В зеркале исследования СПб центра СТРАТЕГИЯ
Общество и
власть: пути взаимодействия
Было опрошено около 350 респондентов из трех ветвей
власти, СМИ, НПО, науки и т.д. более чем в 30 регионах России
Срок - ноябрь 2001 – ноябрь 2002
Слайд 3310 - Власть поддерживает нормальную работу судов и прокуратуры, вмешиваясь
только для объективного контроля
11 - Власть практически никакого влияния
на суды и прокуратуру не оказывает
12 - Власть потворствует коррупции, оказывает давление на суды
Слайд 3416 - власть поддерживает правозащитную ориентацию и объективность СМИ
17
- Власть поддерживает только безопасную тематику, игнорируя критику
18 - Власть
оказывает давление на СМИ, пытается использовать СМИ как свой «придаток»
Слайд 35Мы завершили краткое рассмотрение
Функций политической системы и ответственных за их
выполнение институтов
На следующей лекции мы начнем новый виток спирали в
изучении мира политики
И начнем мы его с концепции прав человека.
Слайд 36Мы коснулись сегодня таких имен, как:
Политологи:
Леонид Владимирович Сморгунов
Политические деятели:
Император Александр
II
Император Петр I
Рудольф Биндиг (Германия)
Борис Золотухин
Сергей Владиленович Кириенко
Эрнст Мюлеманн
(Швейцария)
Сергей Пашин
Петр Ягужинский
Слайд 37А пока – еще один вид Байкала. На этот раз
– в тумане.