Детство
Гектор Берлиоз родился 11 декабря 1803 года в
небольшом французском городе Кот-Сент-Андре. Его отец был врачом в этом городе. Он дал маленькому Гектору первоначальные знания в области литературы, истории, географии, естествознания. Понемногу отец вводил его и в мир музыки. Гектор учился играть на флейте и гитаре.
1821 года Берлиоз приехал в Париж, где должен был получить
медицинское образование. Там он часами просиживал в библиотеке Парижской консерватории, погружаясь в партитуры. Родители Берлиоза не были против его занятий музыкой, они были против того, чтобы он сделал музыку своей профессией. На этой почве возник конфликт и Берлиоз остался без материальной помощи. Бросив все занятия медициной, он получил разрешение сидеть в оркестре оперного театра. Позднее Берлиоз стал учеником Жана Франсуа Лесюэра.
Слайд 4Фантастическая симфония
Первое крупное произведение Берлиоза, в котором он достиг творческой
зрелости. Впервые была исполнена 5 декабря 1830 года. Она имеет
подзаголовок «Эпизод из жизни артиста». В симфонии изображены любовные переживания художника, то есть самого Берлиоза, мучительно страдающего от нераздельной любви к Гарриет Смитсон. В этом-автобиографическое содержание симфонии. Однако это не просто «автобиографический роман», не просто личная исповедь, но и знаменательный памятник эпохи, раскрывающий душевный мир молодого человека того времени. Все пять частей симфонии объединены одной темой-это образ возлюбленной. Берлиоз впервые вводит в симфонию лейтмотив как средство объединения различных частей цикла.
Слайд 5 1830-1833 года
Исполнив кантату «Сарданапал» в конце 1830
года, Берлиоз удостоился Большой римской премии. По пути в Рим
Берлиоз заехал в Италию. Она дала ему много новых впечатлений: природа, художественные музеи, разнообразные картины быта-всё это предсказало сюжеты и темы таких произведений, как «Гарольд в Италии», «Бенвенуто Челлини» и увертюра «Римский карнавал». В Риме созданы увертюры «Корсар» и «Король Лир». В Риме Берлиоз впервые встретился с Глинкой. В 1832 году Берлиоз вернулся в Париж. 9 декабря 1832 года Берлиоз устраивает исполнение «Фантастической симфонии» вместе с недавно написанной монодрамой «Лелио, или Возвращение к жизни».
Слайд 6Берлиоз и Глинка
Берлиоз встретился с Глинкой в Париже в 1844
году, здесь они часто стали встречаться. Берлиоз включил в свою
программы своих концертов произведения Глинки. Также он написал письмо Глинке, в котором просил его прислать свою творческую автобиографию для статьи. Глинка по своей скромности сам не исполнил просьбу Берлиоза. За него это сделал его друг-Н.А. Мельгунов. После этого Берлиоз написал статью о Глинке, в которой дал исключительно высокую оценку его произведениям.
Слайд 7 Последние произведения
В 1854 году написана оратория «Детство Христа», состоящая
из трёх частей: «Сон Ирода», «Бегство в Египет», «Прибытие в
Саис». Между 1856 и 1858 годами Берлиоз работал над оперной дилогией «Троянцы», на сюжет «Энеиды» Вергилия. Также была написана «Лирическая поэма», состоящая из двух частей: «Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене». В августе 1862 года в Баден-Бадене была поставлена комическая опера Берлиоза «Беатриче и Бенедикт», явившейся последним его произведением. После этого Берлиоз уже больше ничего не создавал.
Слайд 8 Последние годы жизни
В ноябре 1867 года, несмотря
на преклонный возраст и болезнь, он вторично приехал в Россию.
В Петербурге в этот приезд Берлиоз близко сошелся с композиторами «Могучей кучки», особенно с Балакиревым. Уезжая из Петербурга 1 февраля 1868 года, Берлиоз подарил Балакиреву на память свою дирижёрскую палочку. В Париж Берлиоз вернулся усталым и измученным. Болезнь всё прогрессировала, и в марте 1869 года он умер.