Слайд 1Геополитическое положение и потенциал Беларуси
Современное геополитическое положение Беларуси
Беларусь в системе
международных транспортных связей
Проблемы энергетической безопасности
Слайд 2РБ – среднее европейское государство
По площади территории (207,6 тыс. км),
сопоставима с Великобританией, Румынией
Территория РБ компактна
Протяженность с севера на юг
– запад-восток – 550-650 км.
В геополитическом плане это является как плюсом, так и минусом
Слайд 3По численности населения Беларусь (9 млн. 475 тыс. -2019 г.)
сопоставима с такими странами как Венгрия, Сербия, Швеция
Плотность населения –
46 чел. на кв. км.
Городское население – 74 %
Беларусь окружают страны в основном превосходящие ее по территории и населению
Соседи РБ обладают более выгодным геоэкономическим положением
Слайд 4Геополитическое положение Беларуси можно оценить как сложное
Это обусловлено тем, что
Беларусь имеет малый «вес» в мировой хозяйственной системе, не оказывает
существенного влияния на развитие мировых экономических процессов
геополитическое положение РБ определяют интересы более крупных стран
Слайд 5Геополитические интересы стран ЕС в отношениях с Беларусью связаны с
использованием ее кратчайших путей к обширным российским рынкам сбыта.
Геополитические
интересы России в отношениях с Беларусью определяются тем, что через территорию Беларуси проходят кратчайшие транспортные магистрали, экспортные нефте - и газопроводы, линии электропередачи в Западную и Центрально-Восточную Европу.
Таким образом, Беларусь как транзитное государство представляет интерес и для России, и для Европы.
Слайд 6Беларусь является континентальной страной
нет прямого выхода к морским путям
Поэтому РБ
активно использует близлежащие морские порты, находящиеся в соседних государствах. В
их числе Гданьск и Калининград, Клайпеда и Вентспилс
В РБ хорошо развита речная система
рубежи с соседними государствами проходят по равнинным местностям
Слайд 7Вопрос 2
В Беларуси высокая плотность расположенных на ее территории международных
транспортных коммуникаций
Ведущее место в транспортной системе занимают железные дороги (75%
грузовых и 50% пассажирских перевозок)
Длина ж/д путей – 5,5 тыс. км.
Через территорию Беларуси проходят два панъевропейских транспортных коридора
Слайд 9Суммарная протяженность автодорог – 83 тыс. км.
Проблемой остается низкая плотность
загородных дорог с твердым покрытием (337 км на тысячу кв.
км) (в Европе – 906)
Через Беларусь проходят пять автомагистралей индекса «Е» - европейские маршруты международного значения
Слайд 10ТОП-10 самых популярных авто в Беларуси
Слайд 11Платные автодороги:
Тариф зависит от вида машины
Легковушки обязаны оплачивать € 0,04
за км.
Ориентировочный размер платы за проезд от Бреста до
границы Российской Федерации на легковом автомобиле составит € 24.39.
Согласно правилам, от оплаты освобождены транспортные средства массой до 3.5т зарегистрированные в странах таможенного союза (РФ, Беларусь, Казахстан) и Луганской и Донецкой областей Украины.
Слайд 12Воздушный транспорт
На долю воздушного транспорта приходится 1% внешнего грузооборота
13% международных
пассажирских перевозок
В РБ функционирую 6 крупных аэропортов:
Минск, Гомель, Брест, Витебск,
Могилев, Гродно
Крупнейшая авиакомпания – «Белавиа» созданная в 1996 г.
Слайд 13Трубопроводный транспорт
Через территорию Беларуси осуществляются поставки российского газа и нефти
в Польшу, Германию, Чехию, Словакию, Венгрию, Латвию, Литву, на Украину,
а также в российскую Калининградскую область
Слайд 14Основной для российского экспорта через РБ является нефтепровод «Дружба», построенный
в 1964 г.
менее значимый нефтепровод Ярославль — Полоцк — к
прибалтийским портам и НПЗ
Через РБ проходит участок магистрального газопровода «Ямал — Европа»
Он принадлежит «Газпрому», однако находится в оперативном управлении белорусского «Белтрансгаза»
Слайд 16Вопрос 3
Беларусь - слабо обеспеченная страна собственными топливно-энергетическими ресурсами (до
15 % общего объема потребления)
Вместе с тем республика обладает технически
развитой и надежно функционирующей энергосистемой
К внешним угрозам энергетической безопасности страны относятся:
повышение цен на нефть;
монозависимость от импорта энергоресурсов;
региональные конфликты в мировом сообществе;
нештатные ситуации, вызванные невыполнением договоров внешними партнерами.
Слайд 18С 2011 г. начато строительство первой АЭС в РБ
в 18
километрах от города Островец Гродненской области, в 50 км от
столицы Литвы — Вильнюса
Согласно планам, первый блок АЭС должен быть введён в 2020 г., второй — в 2021 г.
Общая стоимость строительства оценивается в 9 млрд долларов:
6 млрд на строительство энергоблоков и 3 млрд на создание инфраструктуры